Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эйдетизм. Образы-представления. Индивидуальные особенности памяти




Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных об­разов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами еди­ничных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закреп­ляться и определенное абстрактное содержание.

Объем образной памяти не ограничен.

Образная память бывает нескольких типов: зрительная, слуховая, осязатель­ная, обонятельная и вкусовая. Зрительная и слуховая память обычно хорошо раз­виты у всех людей. Объем слуховой образной памяти (как и зрительной) тоже ве­лик.

Иногда встречается особый тип памяти — так называемая эйдетическая память (от греч. eidos — образ). Эйдетический образ — проецированный образ, обычно зри­тельный, но может быть и любой другой модальности, настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующе­му субъекту перцептом. Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражите­лями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая недоступна обыч­ному представлению. По образному выражению У. Джемса, при эйдетической па­мяти «мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор». Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутству­ющую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами. Эйдети­ческие образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.

Впервые эйдетические образы были подвергнуты систематическому изучению в Марбургской психологической школе, которая возглавлялась Э. Р. Йеншем (1923). Однако описаны они были впервые венским врачом В. Урбанчичем, обнаружив­шим, что некоторые больные с потерей слуха могут с галлюцинаторной отчетли­востью видеть отсутствующие в поле зрения объекты. Йенш рассматривал эйдети­ческий феномен как необходимую фазу психического развития. Расцвет этой фазы приходится на возраст 14-15 лет. В дальнейшем эйдетическая способность обыч­но угасает. Эйдетизм у взрослых может служить предпосылкой к художественно­му творчеству. Известно, что эйдетической способностью обладали Гёте, Бальзак, Флобер, Бетховен, А. Н. Толстой и др.

Эйдетический образ — проецированный образ, обычно зрительный, но может быть и любой другой модальности, настолько четкий, ясный, красочный и диффе­ренцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту перцептом.

Йенш выделил пять степеней эйдетизма:

• латентный эйдетизм, наличие которого устанавливается лишь косвенным путем, а именно тем, что изменение величины послеобразов при приближе­нии или удалении экрана от глаз наблюдателя не соответствует закону Эммерта. Закон Эммерта гласит, что послеобразы увеличиваются в своих ли­нейных размерах в строго геометрической прогрессии по мере удаления эк­рана от глаз наблюдателя;

•слабые эйдетические образы от простых объектов (квадрата, круга и т. п.);

• слабые эйдетические образы от более сложных объектов, в которых запечат­леваются некоторые детали рисунка;

• эйдетические образы сложных объектов;

• эйдетические образы высокой степени отчетливости и ясности от сложных объектов.

Появление эйдетического образа только после окончания стимуляции, мимолет­ность и детальная отчетливость делают его похожим на последовательный образ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.