Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие дефекта




Учение Л.С. Выготского о дефекте

Специальная педагогика и специальная психология

 

 

Дефект - это нарушение. В основе аномального развития всегда лежат органные или функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в ряде случаев отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми факторами (неблагоприятное семейное воспитание, например).

Систематику факторов, способствующих увеличению численности детей с аномальным развитием, можно представить следующим образом:

1. Демографический фактор:

- увеличение численности населения (на определенное количество людей уже самой природой запрограммировано определенное число ошибок);

- урбанизация способствует возникновению аутбридинговых (дальнородственных) и инбридинговых (близкородственных) браков.

2. Социальный фактор:

- ускорение темпа жизни, повышаются требования к дошкольному периоду развития, усложненные школьные программы;

- низкий уровень жизни населения (и материальный, и духовный, и невозможность получить своевременную дорогостоящую медицинскую помощь);

- неправильное питание (недостаток витаминов, белка вследствие нужды, религиозных соображений и т.д.);

- недостаточная просвещенность молодежи, неправильный образ жизни.

3. Медицинский фактор:

- низкий уровень медицинских услуг (неверное лечение, неквалифицированные акушерские манипуляции и т.д.);

- высокий уровень медицинских услуг (например, реаниматорских, которые «нарушают естественный отбор»).

4. Экологический фактор: загрязненная экология негативно отражается на состоянии человеческого организма.

М.Е. Хватцев все причины, способствующие или вызывающие нарушения в развитии, поделил на эндогенные и экзогенные. Нарушения развития могут быть вызваны разными факторами; как правило, сочетанием факторов. Неблагоприятные воздействия могут быть:

- пренатальные;

- интернатальные;

- натальные;

- постнатальные.

1. Патологические факторы внутриутробного периода развития (генетика, наследственность, травмы, инфекции, токсикозы, интоксикации, внешнесредовой фактор -неблагоприятная экология), профессиональная вредность у родителей до рождения ребенка и т.д.

2. Патология родовой деятельности: стремительные затяжные роды, асфиксия и т.д.

3. Прижизненная патология: опухоли мозга, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.

4. Хронические соматические заболевания, особенно желудочно-кишечного тракта, вызывающие истощение ребенка и поражение ЦНС.

Нарушения, связанные с органическим поражением ЦНС – органические; связанные с функциональным поражением ЦНС - функциональные (например, социально-педагогическая запущенность, депривация).

 

Классификация дефектов:

1. по временному фактору:

- врожденные (возникшие в пренатальный, интернатальный и ранний постнатальный период до 3-х лет);

- приобретенные (возникшие от3-х лет и позже).

2. по степени тяжести:

- легкие;

- средней степени;

- тяжелые (грубые).

3. по стойкости:

- стойкие (напр., олигофрения);

- нестойкие (напр., 3ПP).

4. по выраженности:

- ярковыраженные;

- стертые.

5. по локализации:

- общие;

- частные.

6. по учению Л.С. Выготского:

- первичные;

- вторичные.

Психолого-педагогическая характеристика дефектов: С одной стороны, чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний; с другой стороны, на ранних стадиях развития детей мозг и психика характеризуются высокой степенью пластичности, сомокомпенсации, самовосстановления.

При врожденном дефекте чаще будут наблюдаться недоразвития психики, ее систем и процессов, следовательно, психолого-педагогическая помощь будет направлена на формирование недоразвившейся функции.

При приобретении дефекта чаще будут наблюдаться явления «поломки», следовательно, психолого-педагогическая помощь будет направлена на восстановление поломанного звена.

Различными будут и реакция, и отношение к дефекту в зависимости от его структуры и семьи, и самого ребенка, и окружающих людей. Например, если дефект врожденный, то в семье могут возникнуть конфликты из-за взаимных обвинений по поводу причины рождения такого малыша (семья даже может распасться), родители могут стесняться своего ребенка, что повлияет на образ жизни семьи, особенно если дефект грубый, ярковыраженный. Психологические проблемы возникают при оказании коррекционной помощи; как объяснить ребенку, что он не такой? Зачем он должен работать над собой? Что будет, если он не будет заниматься? Почему над ним смеются? и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.