Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие дизонтогенеза, его соотношение с аномальным развитием




В биологической и медицинской литературе широко используются такие понятия как онтогенез и дизонтогенез. В общебиологическом плане онтогенез рассматривается как индивидуальное развитие растительного и животного организма от момента зарождения до конца жизни. Различают пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Как отмечал В.В. Ковалев, важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т.е. психическое развитие индивида. Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются отдельные психические функции и личность. Большие возможности для анализа возрастных закономерностей патогенеза и клиники психических заболеваний у детей и подростков дает теория периодизации, или этапности индивидуального развития, разработанная отечественными физиологами (Орбели, Волохов).

Исследования в области возрастной физиологии показывают, что в онтогенезе сменяются качественно различные этапы (или уровни) функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют-подчиняют их (Ушаков, 1973, Ковалев, 1985). Опираясь на биогенетическую теорию этапности индивидуального развития, авторы выделяют четыре этапа:

1. моторный, охватывает первый год жизни ребенка, когда происходит становление моторных функций, их совершенствование и дифференциация;

2) сенсомоторный, от 1 до 3 лет, являющийся основой для развития первичных целенаправленных движений и активных форм общения;

3) аффективный от 3 до 12 лет;

4) идеаторный, предполагает развитие понятий, суждений умозаключений.

Психическое развитие ребенка и подростка протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения наблюдаются в переходные возрастные периоды, или периоды возрастных кризисов. В клинике эти периоды обозначаются в возрасте 2-4 года, 6-8 лет и пубертатном возрасте 12-18 лет. В эти кризисные периоды в связи с нарушением относительного физиологического и психологического равновесия особенно часто возникают и выявляются различные нарушения психического развития - психический дизонтогенез (Ковалев).

В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. В.В. Ковалев употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Психический дизонтогенез может быть обусловлен биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.), патогенными факторами, неблагоприятными социально- психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями биологических и социальных факторов.

Аномальное развитие (неправильное) - развитие, возникшее под воздействием патогенного фактора на организм ребенка и приведшего к такому ущербу, вследствие которого развитие без специальной помощи становится невозможным. В некоторых случаях аномальное развитие возникает вследствие неправильного воспитания: гиперопека, гипоопека, императивное, подправляющее, форсированное, - но только в том случае, если оно накладывается на ущербный биологический фонд.

Необходимо понимать, что каждый из видов воспитания имеет как отрицательные, так и положительные моменты.

Эволюционный подход в неврологии и психиатрии позволяет дифференцированно подойти к проблеме многих патологических расстройств у детей и подростков и разработать научно обоснованную классификацию вариантов психического дизонтогенеза.

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонотогенеза. Так, Г.Е. Сухарева (1959) выделяет три вида психического дизонотогенеза:

- задержанное;

- повреждённое;

- искажённое развитие.

Л. Каннер (1955) называет 2 вида:

- недоразвитие

- искажённое развитие.

Ludz (1968) выделяет 5 типов нарушения психического развития:

- необратимое развитие, которое автор связывает с моделью олигофрении;

- дисгармоничное развитие с психопатией;

- регрессирующее развитие с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями;

- альтернирующее развитие, включающее состояние асинхронии развития;

- изменённое развитие, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.