Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор темы и подготовка к работе




 

Успех написания курсовой или выпускной квалификационной работы предопределяется правильным выбором темы. Необходимо различать понятия «тема» и «тематика».

Тема работы есть «предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества и т.п.»[5].

Тематика – совокупность тем, общее направление. Наличие множества аспектов и взглядов на процессы развития науки и общества, тенденций в функционировании объектов изучения, описанных в рамках данной тематики, определяет большое количество возможных тем для научно-исследовательской работы.

Процесс выбора темы ориентирует студентов на глубокое «погружение» в определенную область знаний, мобилизует на поиск необходимой теоретической информации, способствует принятию самостоятельных решений, внедрению инициативных предложений, акцентирует внимание на поиске проблемы, актуальной как с точки зрения развития самой науки, так и с точки зрения улучшения жизни территориальных общностей людей, социально-экономического развития регионов (т.е. имеет важную практическую направленность).

При выборе темы необходимо учитывать:

1) интересы, склонности, научно-исследовательскую деятельность студента, а также перспективы его будущей профессиональной деятельности;

2) научную специализацию выпускающей кафедры и ее профессорско-преподавательского состава;

3) наличие специальной научной литературы для теоретического обоснования проблемы;

4) возможность получения конкретной информации (методических разработок, статистических данных, картографических материалов и др.) для проведения анализа и обоснования результатов работы.

Наличие проблемы в исследовательской работе определяет название, объектно-предметную сущность изысканий, необходимый методический и теоретический инструментарий, логику построения исследований и оформления текстовой части работы и, в конечном счете, процесс достижения цели работы и результаты. Таким образом, сформулированная (основная) проблема в курсовой или квалификационной работе – интегрирующее ядро, организующее исследовательский поиск.

После выбора темы исследования студент получает задание с указанием объема работы и сроков ее исполнения.

Темы курсовых работ студентов кафедры социально-экономической географии определяются в соответствии с ее тематикой, учебным планом каждого курса и ФГОС ВПО по направлению подготовки «География». Тематика работ предлагается студентам их научными руководителями (особенно на младших курсах) в рамках их инициативных исследований, а в дальнейшем корректируется с учетом предпочтений и интересов студентов в области общественной географии. Если студент занимался изучением каких-либо проблем ранее, проводил научно-исследовательскую работу в общеобразовательном учебном заведении, выступал на школьных конференциях, то он может сам предложить тему курсовой работы.

Темы курсовых работ студентов очно-заочного отделения, по возможности, должны быть связаны с их практической деятельностью или деятельностью организаций, в которых они работают, но с учетом тематики обучения.

Темы курсовых работ не утверждаются на заседании кафедры, но в течение учебного года (за 2 месяца до начала процедуры защиты) на специальном заседании кафедры научные руководители докладывают о ходе написания работ.

Темы выпускных квалификационных работ, предлагаемые сотрудниками кафедры, также должны быть связаны с ее научным направлением, решаемыми прикладными задачами или выполняемыми грантами или заказами от сторонних организаций. В общем виде они касаются изучения:

1) проблем теории, методологии и практики общественной географии;

2) пространственной организации населения и хозяйственной деятельности отдельных регионов страны и мира;

3) географии видов человеческой деятельности (сфер материального и нематериального производства);

4) геодемографических, национально-этнических и конфессиональных аспектов функционирования территориальных общественных систем;

5) качества и уровня жизни населения России и других стран на постсоветском пространстве, оценки среды жизнеобитания человека;

6) разработки имиджа и образа территорий разного иерархического уровня;

7) проблем культурно-географического развития ТОС;

8) городов, сельской местности и экистических особенностей, опорного каркаса расселения населения страны;

9) политико-географических аспектов функционирования территориальных общественных систем;

10) проблем развития и функционирования территориальных социально-географических систем;

11) краеведческих, туристско-рекреационных аспектов функционирования территориальных систем;

12) экономико-географических аспектов развития и функционирования территориальных общественных систем России в условиях становления новых форм хозяйствования;

13) проблем рационализации региональных систем природопользования, мер по охране здоровья населения и улучшению среды жизнеобитания человека;

14) проблем создания комплексных типологий стран мира и регионов внутри отдельных государств;

15) проблем территориального управления и планирования на разных иерархических уровнях;

16) проблем глобализации и методов совершенствования видов международного сотрудничества;

17) проблем проведения региональной политики в России и мире;

18) проблем преподавания географии в средней и высшей школе и др.

Прежде всего, тема выпускной квалификационной работы ориентирована на проблемы, над которыми студент работал в течение всего периода обучения и освещал в курсовых работах. Однако он может выбрать такую тему, которая была им мало изучена в процессе учебы. Смена темы работы должна быть обоснована им и его научным руководителем.

Темы выпускных квалификационных работ обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедры и совета факультета примерно за год до защиты. Допускается внесение изменений в название квалификационной работы, согласующихся с прежней тематикой, не позднее чем за 3 месяца до защиты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.