Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия




Производственную деятельность промышленного предприятия характеризует большое количество экономических показателей. В основе их расчета лежит информация о показателях результатов производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Завод сыродельный Ливенский» за период 2006–2008 гг.

Исходной информацией для проведения анализа послужили документы бухгалтерской отчетности предприятия: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к годовому балансу» за 2006, 2007, 2008 гг.

Анализ эффективности производственной деятельности предприятия необходимо начинать с изучения объема производства и реализации продукции, это объясняется тем, что от объема, состава и качества продукции зависят остальные показатели: себестоимость, прибыль, рентабельность предприятия.

К показателям производственной программы относят: товарную, реализованную и чистую продукцию. Товарная продукция – это продукция, которая принята ОТК, сдана на склад и полностью готова к продаже. В её состав входят: виды выпускаемых изделий, полуфабрикатов, запчастей, оказываемых услуг.

Рассмотрим изменение в товарной, реализованной и чистой продукции ОАО «Завод сыродельный Ливенский» в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Анализ показателей производства и реализации продукции

Показатель 2006 г 2007 г 2008 г Темп роста, %
2007 к 2001 2008 к 2007
1. Объем товарной продукции, тыс. руб. 75622,1 73622,7 88130,1 97,36 119,71
2. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.     84698,5 98,69 124,68
3. Материальные затраты на товарный выпуск продукции, тыс. руб.     53592,2 86,17 132,47
4. Амортизация основных средств, тыс. руб.       96,88 103,22
5. Чистая продукция, тыс. руб. 24760,1 29377,7 30625,9 118,65 104,25
6. Объем реализованной продукции, тыс. руб.       97,36 118,8

По данным таблицы 2.1 можно отметить уменьшение товарной продукции в 2007 г. на 2,64%, а в 2008 г. – увеличение на 19,71%. Реализованная продукция в 2007 г. уменьшилась на 8,79%, а в 2008 г. выросла на 19,15%. Такая тенденция увеличения объема производства и реализации в 2008 г. объясняется ростом спроса и расширением рынков сбыта продукции предприятия.

Себестоимость товарной продукции выросла в 2008 г. на 27,14%. Рост себестоимости во многом объясняется увеличением материальных затрат и амортизационных отчислений.

Чистая продукция в течение 2006–2007 гг. увеличилась 18,65%, в следствии уменьшения амортизационных отчислений на 3,12%, а в 2008 г. выросла на 4,25%.

Ресурсы предприятия состоят из средств труда (основные средства), предметов труда (оборотные средства) и рабочей силы (персонала). Проведем анализ эффективности использования ресурсов предприятия.

1. Анализ эффективности использования основных средств (будет проведен в 2.3).

2. Анализ эффективности использования оборотных средств.

Оборотные средства относятся к мобильной части средств предприятия, обращаемых в денежные средства в течение относительно короткого периода времени или одного производственного цикла. В течение этого времени оборотные средства находятся в постоянном движении, изменяя свою натурально-вещественную форму.

Одним из ключевых моментов в использовании оборотных средств является их оценка эффективности выраженная в показателях оборачиваемости. Эффективность использования оборотных средств можно оценить с помощью следующих показателей: коэффициента оборачиваемости, длительности оборота, коэффициента закрепления оборотных средств.

Проанализируем динамику изменения показателей эффективности использования оборотных средств в таблице 2.2.

За период 2006–2007 гг. стоимость оборотных средств выросла на 21,78%, а в 2008 г. – на 3,64% и составляет 16124 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств сократился с 5,84 раз до 4,675 раз в 2007 г., а в 2008 гг. вырос до 5,35 раз или на 14,63%. Чем выше данный показатель, тем эффективнее используются оборотные средства. Увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

 

Таблица 2.2 – Анализ оборачиваемости оборотных средств

Показатель 2006 г 2007 г 2008 г Темп роста, %
2007 к 2006 2008 к 2007
1. Выручка от реализации товарной продукции, тыс. руб.       97,36 118,80
2. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.       121,78 103,64
3. Коэффициент оборачиваемости, раз 5,84 4,67 5,35 79,95 114,63
4. Коэффициент закрепления, 0,17 0,21 0,19 125,08 87,24
5. Длительность оборота, дни          
6. Материалоотдача, руб./руб. 1,61 1,82 1,64 112,99 90,36
7. Материалоемкость, руб./руб. 0,62 0,55 0,61 88,51 110,67

 

Коэффициент закрепления оборотных средств вырос на 25% в 2007 г., а в 2008 г. сократился. При сопоставлении этого показателя за ряд лет можно судить об эффективности или неэффективности использования оборотных средств.

Продолжительность одного оборота в 2007 г. выросла с 62 до 77 дней или на 25%, а в 2008 г. сократилась и составляет 67 дней. Это свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств в 2008 г.

Материалоотдача увеличивается с 1,61 до 1,82 руб./руб., следовательно с 1 рубля вложенных материальных ресурсов предприятие получает 0,82 рубля товарной продукции, что так же подтверждает эффективность использования материальных ресурсов.

3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Проведем анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ОАО «Завод сыродельный Ливенский» в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3 – Анализ динамики и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Показатель 2006 г 2007 г 2008 г Темп роста, %
2007 к 2006 2008 к 2007
Среднесписочная численность работников, чел.       103,03 94,12
2. Расходы на оплату труда       116,34 113,58
3. Среднемесячная оплата труда одного работника, тыс. руб. [2:1]:12 6,048 6,831 8,241 112,93 120,64
4. Производительность труда по ТП на одного работника, тыс. р/чел 325,96 308,05 391,69 94,49 127,19
5. Производительность труда по чистой продукции на одного работника, тыс. р/чел. 106,72 122,92 136,115 115,17 110,74

 

Среднесписочная численность работников в 2007 г. увеличилась с 232 чел. до 239 чел. или на 3,03%, а в 2008 сократилась на 5,88% и составила 225 чел.

Расходы на оплату труда ППП, при этом, выросли в 2007 г. на 16,34%, а в 2008 г. на 13,58%.

Среднемесячная заработная плата работника в 2007 г. выросла на 13%, а в 2008 г. темпы прироста составили 21%. В 2008 г. средняя заработная плата работника составляет 8241 руб.

Производительность по товарной продукции на одного работника выросла в 2008 г. в 1,3 раза.

Рост производительности по чистой продукции (на 15% в 2007 г. и на 11% в 2008 г.) свидетельствуют о росте эффективности использования трудовых ресурсов, что произошло в следствии опережения темпов роста товарной продукции темпов роста среднесписочной численности персонала.

Проведем анализ затрат и прибыли предприятия. Показатели объема производства, себестоимости и прибыли находятся во взаимосвязи. Проанализировав динамику и причины изменений производства продукции, рассмотрим динамику изменения себестоимости на предприятии за период 2006–2008 гг. в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Динамика изменения структуры себестоимости и прибыли от реализации продукции предприятия

Показатель 2006 г 2007 г 2008 г Темп роста, %
2007 к 2006 2008 к 2007
1. Объем товарной продукции, тыс. руб. 75622,1 73622,7 88130,1 97,36 119,71
3. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.       97,36 118,8
4. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.     84698,5 98,69 124,68
5. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.     1606,5 81,45 34,05
6. Затраты на рубль товарной продукции, руб./руб. 0,91 0,92 0,96 101,4 104,16

 

Затраты на рубль товарной продукции растут с 0,91 до 0,92 или на 1,4% в 2007 г., а затем, в 2008 г. – до 0,96 или на 4,16%.

Проведем в таблице 2.5 анализ показателей прибыли ОАО «Завод сыродельный Ливенский». Заполняем таблицу по данным представленным в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ таблицы позволяет отметить, что на предприятии в течение 2006–2007 гг. прибыль от реализации снизилась с 5792 тыс. руб. до 4718 тыс. руб., и в 2008 г. до 1606,05 тыс. руб.

Темпы роста прочих доходов (55,01%) в 2007 г. выше темпов роста прочих операционных расходов (51,35%), на протяжении всего исследуемого периода прочие расходы превышают прочие расходы.

В результате совокупного влияния перечисленных выше факторов в 2008 г. балансовая прибыль на предприятии значительно снизилась. В 2007 г. её величина составляла 2939 тыс. руб., однако в 2008 г. её величина резко снизилась на 59,6% (составляет 1187,5 тыс. руб.).

Таблица 2.5 – Анализ показателей прибыли предприятия

Показатели 2006 г 2007 г 2008 г Темп роста, %
2007 к 2006 2008 к 2007
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.       97,36 118,8
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.     84698,5 98,69 124,68
3. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.     1606,5 81,45 34,05
4. Проценты к уплате, тыс. руб       90,41  
5. Прочие доходы, тыс. руб.       55,01 18,51
6. Прочие расходы, тыс. руб.       51,35 21,89
7. Балансовая прибыль (+), убыток (–), тыс. руб.     1187,5 132,56 40,4
8. Налог на прибыль, тыс. руб. 532,08 705,36   132,56 40,4
9. Чистая прибыль, тыс. руб. (п. 7 – п. 8) 1684,92 2233,64 902,5 132,56 40,4

 

Резкие колебания в сторону сокращения балансовой прибыли несомненно окажут негативное влияние на показатели рентабельности предприятия. Рост балансовой прибыли положительно повлиял бы на эффективность работы, так как накапливались бы собственные средства для вложения в производство, но такой ситуации на ОАО «Завод сыродельный Ливенский» нет.

Необходимо провести завершающий этап анализа – оценку рентабельности и эффективности использования капитала.

Проведем анализ рентабельности и эффективности использования капитала предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия более полно, чем прибыль, отражают результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

К основным показателям рентабельности относят следующие.

1. Рентабельность производственной деятельности или окупаемость затрат – представляет собой отношение балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

2. Рентабельность продаж или рентабельность оборота – отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки.

3. Рентабельность капитала представляет собой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала.

4. Рентабельность производственных фондов (производственного капитала) представляет собой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств оборотных фондов.

В таблице 2.6 проведем анализ показателей рентабельности предприятия за период 2006–2008 гг. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.

Показатель, характеризующий окупаемость издержек производства в 2006 г. имел значение 3,22%, в 2007 г. вырос до 4,33%, а в 2008 г. имел значение 1,4%.

Показатель рентабельности оборота в 2006 г. составлял 2,97%, увеличился на 36% в 2007 г., а в 2008 г. был 1,37%.

Показатель рентабельности продаж снижается 7,76% в 2006 г. до 6,49% в 2007 г., а затем снижается до 1,86% в 2008 г.

Показатель рентабельности или доходности капитала так же увеличивается в 2007 г. и составляет 4,57%, а в 2008 снижается до 2,2%.

Число оборота основных и оборотных средств в выручке в 2006 г. имеет значение 1,33 раза, в 2007 г. уменьшается на 7,8% (1,23), а в 2008 г. увеличивается до – 1,84 раз.

Рентабельность общая имеет самое большое значение в 2007 г. – 4,98%, в результате большой балансовой прибыли, а в 2008 г. она составляет 2,53% в результате снижения прибыли от продаж.

Таблица 2.6 – Анализ показателей рентабельности предприятия

Показатели 2006 г 2007 г 2008 г Темп роста, %
2007 к 2006 2008 к 2007
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.       97,36 118,8
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.     84698,5 98,69 124,68
3. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.     1606,5 81,45 34,05
4. Балансовая прибыль (+), убыток (–), тыс. руб. (п. 3 + п. 4+п. 5 – п. 6 + п. 7 – п. 8)     1187,5 132,56 40,4
5. Среднегодовая стоимость капитала (имущества) предприятия, тыс. руб.     53889,5 105,57 83,87
6. Окупаемость затрат, % [4:2*100%] 3,22 4,32 1,4 134,3 32,4
7. Рентабельность оборота, % [4:1*100%] 2,97 4,04 1,37 136,16 34,01
8. Рентабельность (убыточность) продаж, (3:1*100%), % 7,76 6,49 1,86 83,66 28,66
9. Рентабельность капитала, (4:5*100%)% 3,64 4,57 2,2 125,57 48,17
10. Число оборотов, раз 1,33 1,23 1,84 92,291 149,16
11. Рентабельность общая, % 3,96 4,98 2,53 125,66 50,73

 

Такая динамика показателей рентабельности объясняется резким падением балансовой прибыли в 2008 г. Таким образом, для повышения эффективности производственной деятельности необходим рост показателей прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.