Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическое исследование представлений об ученике/воспитаннике учителей общеобразовательных школ и учителей дополнительного образования




2.1 Процедура эмпирического исследования

 

Изучение представлений об ученике/воспитаннике учителей общеобразовательных школ и учителей дополнительного образования проводилось в Общеобразовательных школах в количестве 50 человек и в Школе искусств в количестве 50 человек городе Коряжма в общем количестве выборка составила 100 человек исследование проходило по следующим этапам:

1. Подготовительный: теоретический анализ литературы по проблеме представления ученика/воспитанника учителей МОУ СОШ и учителей дополнительного образования., определение целей и задач исследования, постановка гипотезы, выбор методик.

2. Основной: сбор эмпирических данных их интерпретация, анализ представлений об идеальном и реальном ученике /воспитаннике

3. Обобщающий: формулировка выводов и заключения исследования, подтверждение гипотезы.

В качестве методов исследования выступил: тестирование, математико-статические обработки материалов исследования.

Для изучения представлений об ученике/воспитаннике использовалось методика предложенная Н.П.Фетискиным, В.В.Козловым, Г.М.Мануйловым «Исследование стереотипов восприятия ученика» полная версия методики представлена в (приложение 1) С помощью этой методики рассматриваются следующие компоненты представлений об ученике/воспитаннике: субъективно-творческий, общетрудовой, приспособительный, мотивационно-волевой, обладающий хорошими познавательными способностями, владеющий учебными умениями, опрятный, умеет за собой ухаживать. Суть методики заключается в том, что испытуемые выдается 2 теста, где они отвечают на вопросы: Каким бы вы хотели видеть ученика/воспитанника? Какой ученик/воспитанник является в реальности? Отвечая на тесты, испытуемые используют перечисленные списки предложенных характеристик и выставляют баллы от 1 до 5. После выставления баллов, подсчитывается их сумма по каждому из компонентов представлений об ученике / воспитаннике

Математическая обработка данных осуществлялась в программе SPSS 21.0. для проверки взаимосвязи между компонентами представлений об ученике/воспитаннике, использовалась формула коэффициент корреляции r- Пирсона.

Таким образом, на основе предлагаемых методов была отобрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме.

 

2.2 Образ реального и идеального ученика/воспитанника у учителей дополнительного образования

 

Проанализируем данные, полученные в результате исследования. Таблица исходных данных представлена в приложении 2. Показатели представлений об идеальном ученике/воспитаннике наглядно представлены на рисунке 1, результаты подсчетов представлены в приложении 3.

По мнению учителей дополнительного образования, идеальный ученик /воспитанник, прежде всего должен быть опрятным, обладать хорошими знаниями, дисциплинированным. Это означает, что ученики дополнительного образования должен выгладить опрятно, должен быть послушным, внимательным, усидчивым, имел хорошую память. Наименее важным учителя ДОУ посчитали, Приспособительный компонент. Это означает, что учителям не нравиться когда ученик работает на оценку им нравиться, когда ученик любит глубоко и полно вникать и понимать предмет.

 

Рисунок 1- процентное соотношение компонентов представлений об идеальном ученике / воспитаннике

 

Для проверки взаимосвязи между компонентами представлений об идеальном ученике воспитаннике использовалась формула коэффициент корреляции r- Пирсона. Результаты подсчетов представлены в приложении 4.

На рисунке 2 представлена корреляционная плеяда, отражающая зависимость компонентов представлений об идеальном ученике у учителей ДОУ. По результатам можно заметить, что корреляция значима на уровне 0,01 между опрятностью и обладанием хорошими знаниями, приспособительность и мотивационно-волевой сфере. Это говорит о том что для учителей ДОУ идеальный ученик представляется собой ребенка разносторонне развитого, опрятного, всегда нацеленного на успех, уверенного в себе. В меньшей степени приспособительность и мативационно-волевая сфера влияет на дисциплинированность, корреляция значима на уровне 0,05. Так же обнаружена взаимосвязь между опрятность и дисциплинированность, корреляция значима на уровне 0,05.

 

 

 

 


Уровень значимости при р=0,01; Уровень значимости при р=0,05;

1-субъективно-творческий; 2- общетрудовой (дисциплинированность);

3- владение учебными умениями; 4-обладающий хорошими познавательными способностями; 5- мотивационно-волевой; 6-самостоятельность; 7-опрятность, умение за собой ухаживать

Рисунок 2- корреляционная плеяда компонентов представлений о идеальном ученике/воспитаннике учителей дополнительного образования

 

На рисунке 3 представлена схема критериев идеального ученика она показывает какие качества по мнению учителей дополнительного образования должны преобладать. По мнению учителей идеальный школьник должен хотеть и уметь учиться, успевать за другими учащимися, иметь определенные знания в учебных сферах, а так же не конфликтовать с учителями. Приспособительный компонент имеет низкое значение чем другие компоненты. Это означает, что ученик работавший на оценку не является идеальным для учителей школы.

Рисунок 3- Схема критериев идеального ученика

 

В ходе проведенного исследования были выявлены критерии которые больше всех подходят под образ идеального ученика и те которые нельзя к нему отнести. максимальное значение набрали факторы: опрятность, активно принимает участие в мероприятиях, ответственный. А критерии которые не подходят под образ идеального ученика это: работает на оценку.

 

Показатели представлений об реальном ученике/воспитаннике наглядно представлены на рисунке 4, результаты подсчетов представлены в приложении 3. Проанализировав результаты 2 субтеста, можно сделать вывод, что По мнению учителей ДОУ реальный ученик обладает всеми теми же факторами как и идеальный а это опрятность, обладать хорошими знаниями, дисциплинированным. Это означает, что ученики дополнительного образования должен выгладить опрятно, должен быть послушным, внимательным, усидчивым, имел хорошую память. Наименее развита, как и по мнению учителей школы владение учебными умениями, это означает что ученик не умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе он не умеет планировать работу и выполнять свой план на данный момент по мнению учителей дети разучились работать с книгой.

Рисунок 4- Процентное соотношение компонентов представлений о реальном ученике/воспитаннике.

 

На рисунке 5 представлена корреляционная плеяда, отражающая зависимость компонентов представления о реальном ученике/воспитаннике у учителей дополнительного образования. По результатам можно заметить что корреляция значима на уровне 0,01 между опрятностью и мотивационно-волевой сферой и субъектно - творческой., мотивационно волевой сферой и субъектно-творческой. Менее тесная связь была обнаружена между субъектно-творческим и общетрудовым (дисциплинированность). Это говорит о том что для учителей дополнительного образования реальный ученик представляет собой инициативного, независимого в суждениях, способного отстаивать свои убеждения,пунктуального,всегда нацеленного на успех ребенка. Так же есть связь на уровне значимости 0,05 между приспособительностью и обладает хорошими познавательными способностями и опрятностью.

 

 

 

 


Уровень значимости при р=0,01; Уровень значимости при р=0,05; 1-субъективно-творческий; 2-общетрудовой (дисциплинированность);

3-владение учебными умениями; 4-обладающий хорошими познавательными способностями; 5-мотивационно-волевой; 6- самостоятельность; 7- опрятность, умение за собой ухаживать;

Рисунок 5 - корреляционная плеяда компонентов представлений о реальном ученике/воспитаннике учителей дополнительного образования

 

На рисунке 6 представлена схема критериев реального ученика она показывает какие качества по мнению учителей дополнительного образования должны преобладать. По мнению учителей реальный ученик больше работает на оценку, уверен в себе, умеет за собой ухаживать, жизнерадостный, очень слабо развито владение учебными умениями.

Рисунок 6- Представлена схема критериев реального ученика

 

В ходе проведенного исследования были выявлены критерии которые больше всех подходят под образ реального ученика/воспитанника и те которые нельзя к нему отнести. максимальное значение набрали факторы: опрятность умеет за собой ухаживать, не конфликтует с учителем. А критерии которые не подходят под образ реального ученика это: всегда ищет оригинальное решение.

 

2.3 Образ реального и идеального ученика у учителей общеобразовательной школы

Проанализируем данные, полученные в результате исследования. Таблица исходных данных представлена в приложении 2. Показатели представлений об идеальном ученике/воспитаннике наглядно представлены на рисунке 7, результаты подсчетов представлены в приложении 3.

Проанализировав результаты первого теста можно сделать вывод что по мнению учителей идеальный школьник должен обладать такими качествами как: дисциплинированность, обладать высоким уровнем мотивации, владел хорошими учебными знаниями, а так же был опрятным и умел за собой ухаживать. Это означает что школьник должен хотеть и уметь учиться, успевать за другими учащимися, иметь определенные знания в учебных сферах, а так же не конфликтовать с учителями. Приспособительный компонент имеет низкое значение чем другие компоненты. Это означает, что ученик работавший на оценку не является идеальным для учителей школы.

Рисунок 7 - Процентное соотношение компонентов представлений об идеальном ученике / воспитаннике

 

Для проверки взаимосвязи между компонентами представлений об идеальном ученике воспитаннике использовалась формула коэффициент корреляции r- Пирсона. Результаты подсчетов представлены в приложении 4. На рисунке 8 представлена корреляционная плеяда, отражающая зависимость компонентов представлений об идеальном ученике у учителей МОУСОШ. По результатам можно заметить что корреляция значима на уровне 0,01 между опрятностью и мотивационно волевым фактором. Это означает что два эти компонента находятся в тесной взаимосвязи при описании идеального ученика/воспитанника. В меньшей степени опрятность влияет на дисциплинированность. Так же обнаружены взаимосвязи между мотивационно волевой сферой и владением учебными умениями, мотивационно волевая сфера и обладание хорошими познавательными способностями. На уровне 0,05.

 

 


Уровень значимости при р=0,01; Уровень значимости при р=0,05; 1.-субъективно-творческий; 2.-общетрудовой (дисциплинированность); 3-владение учебными умениями; 4.-обладающий хорошими познавательными способностями; 5.-мотивационно-волевой; 6.-самостоятельность; 7.-опрятность, умение за собой ухаживать

Рисунок 8 Корреляционная плеяда компонентов представлений об идеальном ученике воспитаннике

 

На рисунке 9 представлена схема критериев она показывает какие качества по мнению учителей должны преобладать в образе идеального ученика, эти качества как. опрятность, дисциплинированность, хорошая память. Критерий который не подходит под образ идеального ученика критерий работает на оценку.

Рисунок 9 - Схема критериев идеального ученика.

 

Показатели представлений об реальном ученике наглядно представлены на рисунке 10, результаты подсчетов представлены в приложении 4. Проанализировав результаты 2 субтеста, можно сделать вывод, что по мнению учителей реальный ученик обладает довольно высокими качествами как опрятность, приспособительность, мотивационно-волевой сферой. Это говорит о том что реальный ученик больше работает на оценку, уверен в себе, умеет за собой ухаживать, жизнерадостный, очень слабо развито владение учебными умениями.

 

 

Рисунок 10 - Процентное соотношение компонентов представлений о реальном ученике

 

На рисунке 11 представлена корреляционная плеяда, отражающая зависимость компонентов о реальном ученике у учителей МОУСОШ. По результатам можно заметить,что между всеми 7 компонентами связи не обнаружено.из этого можно сделать вывод что у учителей общеобразовательного учреждения образования образ реального ученика не сформирован.

 

 

 


Уровень значимости при р=0,01; Уровень значимости при р=0,05;

1.-субъективно-творческий; 2.-общетрудовой (дисциплинированность);

3-владение учебными умениями; 4.-обладающий хорошими познавательными способностями; 5.-мотивационно-волевой; 6.-самостоятельность; 7.-опрятность, умение за собой ухаживать

Рисунок 11-корреляционная плеяда компонентов представления об реальном ученике учителей МОУ СОШ

 

На рисунке 12 представлена схема критериев реального ученика она показывает какие качества по мнению учителей преобладают в образе реальный ученик, качества работает на оценку, старается сам следить за собой, сообразительный. Качества которые не преобладают в образе это инициативность, умеет самостоятельно работать.

Рисунок 12- Схема критериев идеального ученика.

 

2.4 Сравнение образов идеального и реального ученика у учителей школ и дополнительного образования.

На рисунке 13 мы можем увидеть что при сравнении образа идеального ученика/воспитанника наблюдается различия в всегда ищет орегинальное решение, владеет самоконтролем, всегда решает сам не ждет подсказок,

А сходства происходит в таких качествах как работает на оценку, умеет за собой ухаживать, хорошая память, любит учиться.

Рисунок 13- Сравнение образа идеальный ученик учителей школы и дополнительного образования

 

На рисунке 14 мы можем увидеть что при сравнении образа идеального ученика/воспитанника наблюдается различия в таких качествах как любознательность, независымы в суждениях, трудолюбивый усидчивый

А сходства происходит в: работает на оценку, умеет следить за собой, всегда нацелен на успех

 

Рисунок 14 - Сравнение образа реальный ученик учителей школы и дополнительного образования

Для расчета достоверности изучаемых критериев был использован

t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Полученный результат показал что между данными группами присутствует статически разная значимая разница. На основе этого можно сделать выводы о том что выдвинутые ранее гипотезы потвердились.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем составить портрет идеального и реального ученика /воспитанника.

Идеальный ученик/воспитанник должен быть опрятным, обладать хорошими познавательными способностями,обладать высоким уровнем мотивации и быть дисциплинированным. Это означает что ученик должен быть умным сообразительным у него должно быть хорошо развито внимание он должен быть любознательным, любить учиться, уверенным в себе, жизнерадостным пунктуальным не конфликтовать с учителями.

Реальный ученик /воспитанник обладает довольно высоким уровнем опрятности, разносторонне развит, уверенный в себе жизнерадостный, обладает хорошими познавательными способностями, но несколько ниже чем идеальный ученик/воспитанник. Это говорит о том, что реальный ученик больше работает на оценку, уверенный в себе, но не способен планировать свою работу, мало начитан, не владеет самоконтролем, не умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования были получены следующие выводы:

1.Анализ литературы, посвященной, представлению об ученике воспитаннике выявил, что представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Социальная перцепция осуществляется через механизмы: эмпатия, атрибуция, идентификация и стререотипизация.

2. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Под общеобразовательным понимается реализация образовательных программ среднего (полного),общего образования профильного уровня информационно – технологической, социально – гуманитарной, социально - экономической, химико – биологической, физико – математической, физико – химической, оборонно - спортивной направленности;

3. В результате проведенного исследования мы можем составить портрет идеального и реального ученика /воспитанника.

Идеальный ученик/воспитанник должен быть опрятным, обладать хорошими познавательными способностями,обладать высоким уровнем мотивации и быть дисциплинированным. Это означает что ученик должен быть умным сообразительным у него должно быть хорошо развито внимание он должен быть любознательным, любить учиться, уверенным в себе, жизнерадостным пунктуальным не конфликтовать с учителями.

Реальный ученик /воспитанник обладает довольно высоким уровнем опрятности, разносторонне развит, уверенный в себе жизнерадостный, обладает хорошими познавательными способностями, но несколько ниже чем идеальный ученик/воспитанник. Это говорит о том, что реальный ученик больше работает на оценку, уверенный в себе, но не способен планировать свою работу, мало начитан, не владеет самоконтролем, не умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.

4. В результате проведенного исследования все три гипотезы подтвердились, учителя школы и учителя дополнительного образования имеют разные представления об реальном и идеальном ученике/ воспитаннике.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.