Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и структура формирования территориальных финансов




 

Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов – финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником её финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования.

Назначение территориальных финансов разнообразно. Посредством территориальных финансов государство осуществляет свою политику в регионах; исходя из особенностей этой политики, определяются направления расходования средств и источники их получения.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среде и др.

С помощью территориальных финансов государство регулирует экономическое развитие территорий путем проведения соответствующей территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики, а именно: предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. Кроме того, используя территориальные финансы, государство может выравнивать уровни экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости регионов разрабатываются специальные целевые программы, которые финансируются в основном за счет средств территориальных бюджетов.

В целях пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Инструментами такого регулирования являются средства специально создаваемых фондов, применение налоговых льгот и санкций.

Таким образом, назначение территориальных финансов, основные направления использования средств тесно связаны с осуществлением рассмотренных выше функций финансов. Т. к. функции территориальных финансов можно считать частью функций органов власти субъектов федерации и местного самоуправления, то возникает следующая связь между рассмотренными категориями: для осуществления территориальными органами власти возложенных на них функций необходимы определенные финансовые средства. В ходе мобилизации этих средств в бюджеты возникают отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Основы и направления этих отношений определяются финансово-бюджетной политикой региона.

1. Основной составной частью территориальных финансов являются региональные бюджеты. Территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях, а также экономическое и социальное развитие. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

2. Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования:

а) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (коммунальные предприятия);

б) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха.

3. Следующим компонентом территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды, источниками формирования которых служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

На территориальные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование предприятий по социальному обслуживанию населения проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы территориальных бюджетов формируются за счет источников доходов, схемы которых отображены на рис. 2 [2], рис. 3 [3].

Собственные, или закрепленные доходы – это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основа собственных доходов – местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе; средства из фондов финансовой поддержки регионов; дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов; средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов. Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных бюджетов.

Регулирующие доходы – это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения. Схема регулирующих доходов дана на Рис. 4 [4].

В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления:

1. от налога на добавленную стоимость;

2. от акцизов;

3. от налога на прибыль (доход) предприятий;

4. от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы территориального бюджета и объема их собственных доходов. Отчисления от регулирующих налогов занимают по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов.

Понятие ''регулирование бюджетов" широко применяется в литературе о территориальных бюджетах и практике бюджетной работы. Государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы.

Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов. Если определенные отношения, требующие дополнительных затрат бюджетов субъектов Федерации, законодательно не регламентированы, они могут регулироваться едиными для всех регионов подзаконными актами федеральных министерств и ведомств [5].

Существующая система регулирования территориальных бюджетов состоит в следующем:

§ обеспечивает необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников;

§ способствует выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц;

§ стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

В целях оказания финансовой поддержки регионам в федеральном бюджете создан специальный фонд (Федеральный фонд финансовой поддержки регионов). Финансовая помощь оказывается регионам, получившим статус «региона нуждающегося в поддержке» или «региона особо нуждающегося в поддержке». Преимущество способа регулирования состоит в том, что средства территориальным бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей территориальные бюджетные доходы (налоговый потенциал), численность населения, проживающего на территории. Т.е. выделение средств происходит на объективной основе – общей для всех регионов форма расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки. Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.

Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный ассигнований наиболее значительный и может быть более 40%.

Недостатки финансовой системы в части проблем территориальных финансов в основном заключаются в субъективизме при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов- т.е. величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выбор их состава не всегда производится объективно.

Что касается дотаций и субвенций как методов наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов, то следует отметить, что эти источники лишены стимулирующих свойств. Они способствуют развитию иждивенческих настроений у территориальных органов власти, не стимулируют развитие хозяйственной инициативы. Однако полностью их исключить нельзя. Дотация может иметь место например, в городах – исторических и культурных заповедниках, где местные источники не в состоянии покрыть необходимые расходы.

К проблемам территориальных финансов следует отнести недостатки налоговой системы. Она не стимулирует повышение платежной дисциплины. Существуют разрешенные методы учета доходов и расходов, позволяющие использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания налогооблагаемых средств. Характерной чертой является и слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.

Проблемой территориальных финансов является снижение дисциплины межбюджетных платежей – власти всех уровней получили множество поводов для взаимных претензий, а значительное число граждан оказались без гарантируемого государством социального минимума.

Бюджеты территорий и муниципалитетов перегружены финансовыми обязательствами, возложенными на них вышестоящими уровнями власти без предоставления источников финансирования, а сфера «совместного финансирования» остается еще слишком широкой. В отличие от разделения доходных источников разграничение расходных полномочий до сих пор находится практически вне нормативно-правового регулирования, базируясь на унаследованных от советской практики подходах.


ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СУБЬЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.