Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность научного мировоззрения




 

По определению Б.С. Гершунского, наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе [15, c. 36].

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).

По В.Р. Ильиченко, обыденное исследование ограниченно практическими задачами человека и направлено на изучение явлений с утилитарной позиции. Научное же познание предполагает проникновение в суть вещей, открытие законов и теорий существования тех или иных явлений объективной реальности [29, c. 44].

Более детально различия научного и обыденного познания представлены в таблицах №1 и №1 Приложения 2.

С точки зрения Г. Е. Залеского, мировоззрение человека – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также его жизненные позиции, программы поведения, действия [26, c. 48].

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения, по А Бальсису, можно выделить четыре основных компонента [8, c. 50]:

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. роме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения [8, c. 64]. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение – это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля – способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения [8, c. 66].

4. Практический компонент. Мировоззрение – это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

По В.И. Вернадскому, научное мировоззрение – это «представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; …. определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» [12, c. 79].

По О.В. Долженко, в научном мировоззрении выделяются [22, c. 91]:

– научно-философское мировоззрение;

– общенаучное знание;

– теоретический уровень и принципы научного знания основных групп, комплексов наук (естествознание, обществознание);

– общетеоретические основы в каждой конкретной науке, накладывающие свою «печать» на картину мира («физическая» картина мира, «механическая» картина мира и т.п.).

По М. А. Захарян, научное мировоззрение имеет гносеологические, онтологические, логические, методологические, социальные, ценностно-оценочные, а также конкретно-исторические, психологические, социально-психологические стороны возникновения, развития, функционирования в обществе [27, c. 12].

Предметом научного мировоззрения выступают объективные явления, процессы, связи, закономерности окружающего мира и отношение человека к миру на основе научного познания мира [27, c. 14].

Научное мировоззрение оперирует общими знаниями, взглядами человека на мир и место, роль человека в мире [46, c. 64].

Основным критерием научности мировоззрения является то, что он объективно, адекватно отражает действительность, общественную жизнь в ее сущности и существовании, в динамике и перспективе, раскрывает объективные закономерности, сущностные основы и стороны природы, общества и человеческого мышления. Это объективно истинное, проверенное практикой знание человека, способное правильно, научно объяснить и преобразовать мир [46, c. 70].

Таким образом, научное мировоззрение характеризуется спецификой, связанной с объективность представлений об исследуемых предметах и явлениях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.