Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У младших школьников




Особенности формирования научного мировоззрения

 

По Р. А. Арцишевскому, в основе овладения научным мировоззрением лежит проблема усвоения системы научных понятий, уровень сформированности у обучающихся мыслительных операций [6, c. 77].

По данным А.А. Люблинской, в младшем школьном возрасте развитие анализа идет от прак­тически действенного к чувственному и в дальнейшем к умст­венному. У младших школьников преобладающим является практически действенный и чувственный анализ. Развитие анализа проходит также ряд этапов: от частично­го к комплексному и системному. Преобладающим видом ана­лиза у младшего школьника является частичный и комплекс­ный. Очень часто ученики, особенно первоклассники, анализи­руют только отдельные части или свойства предмета [38, c. 56].

Анализ для младших школьников является более легким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез [38, c. 58].

По данным В.С. Мухиной, особенностью сравнения младших школьников является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов: сначала ученик рассказывает, что знает об одном предмете, явлении, а потом – о другом. Особую труд­ность для них представляет сравнение предметов и явлений, с которыми нет возможности непосредственно действовать. Часто возникают трудности в составлении плана сравнения, его реализации [41, c. 107].

По А. И. Кочетову, одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за сущест­венные признаки они порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки. Другая особенность заключается в том, что дети легче абстрагируют свойства предметов и явле­ний, чем связи и отношения, которые существуют между ними [35, c. 77].

Различают изолирующую и расчленяющую абстракцию. Изолирующая заключается в полном отвлечении одного элемента от остальных. Расчленяющая абст­ракция – сознательное разделение существенного и несущест­венного и их противопоставление на основе обобщенных зна­ний. Младшие школьники чаще пользуются изолирующей абст­ракцией, что говорит о недостаточной ее глубине [35, c. 80].

Учащиеся первых классов испытывают трудности в самостоятельном обобщении. Отечественными психологами (В.В. Давыдов, Л.И. Румянцева и др.) установлено три уровня развития обобщения у детей: чувственное, практически-действенное; образно-понятийное; понятийно-образное, научное. Чувственное обобщение совершается при непосредственном соприкосновении с предметами и явлениями, в процессе их вос­приятия и практической деятельности с ними. Это обобщение является основным у дошкольника и вначале преобладает у младшего школьника. В процессе чувственного обобщения мо­гут объединяться как существенные, так и несущественные свойства, связи и отношения предметов и явлений [21, c. 11].

Образно-понятийное обобщение – обобщение как сущест­венных, так и несущественных признаков в виде наглядных образов. В этом обобщении рядоположено находятся понятийные знания и единичные образы предметов [21, c. 14].

Понятийно-образное, научное обобщение – это обобщение сходных существенных признаков предметов и явлений, их су­щественных связей и отношений. Развитие обобщения у учащихся идет от широкого ко все более дифференцированному [21, c. 16].

Обобщение протекает в тесном единстве с конкретизацией. Изучая закономерности развития мышления у учащихся, советские психологи установили, что обобщение и конкретиза­ция могут находиться в различном соотношении. Это зависит от характера содержания изучаемого материала, от методов обучения и от уровня развития мышления детей.

Выделенные особенности мыслительной деятельности детей необходимо учитывать при формировании научного мировоззрения.

По М.А. Холодной, в младшем школьном возрасте пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие) [51, c. 24].

По мнению И.Н. Сиземской, ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе [46, c. 64].

Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения [46, c. 66]:

– добиваться научно-материалистического понимания закономер-ностей развития природы, общества и сознания людей;

– убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

– вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

– научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.

По мнению И.Ю. Алексашиной, научное мировоззрение формируется [3, c. 38]:

– на всех учебных занятиях;

– во время общения и взаимодействия;

– в процессе разнообразной деятельности школьников;

– во внеклассной и внешкольной работе;

– в процессе самообразования и самовоспитания и др.

В учеб­ных программах большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий. Различают предметные поня­тия и понятия отношений [10, c. 16]. Предметными понятиями явля­ются знания общих и существенных признаков и свойств пред­метов объективной действительности.

Понятия отношений отражают связи и отношения, су­ществующие в объективном мире, например эволюция, боль­ше / меньше и т. п. [10, c. 17]

На первой ступени изучения предметных понятий учащиеся обычно выделяют функциональные признаки предметов, т. е. признаки, связанные с назначением предмета.

На второй ступени усвоения предметных понятий уча­щиеся просто перечисляют известные им признаки и свойства, не отличая существенные от несущественных, общие от частных.

На третьей, высшей ступени овладения предметными понятиями учащиеся выделяют общие, существенные признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обоб­щают их.

Усвоение понятий отношений также имеет свои ступени [10, c. 23].

На первой учащиеся рассматривают отдельно каждый конкретный случай выражения этих понятий. Так, они практи­чески находят, что одна величина больше или меньше другой, но обобщения еще не делают.

На второй ступени усвоения понятий отношений учащие­ся делают обобщение, но это обобщение они относят только к рассматриваемым случаям, еще не распространяя его на новые случаи.

На третьей ступени полученное обобщение учащиеся успешно применяют к самым различным случаям.

По данным Г.С. Абрамовой, суждения и умозаключения учащихся часто являются неполными, имеют место трудности в построении умозаключений [1, c. 121].

По И.В. Сысоенко, формирование научного мировоззрения учащихся осуществляется в процессе целенаправленного планомерно организованного обучения и воспитания. В структуре мировоззренческих знаний, наряду с понятиями и категориями философского характера имеют место частнонаучные и профессиональные блоки, приобретающие в системе мировоззренческого знания именно мировоззренческий смысл [48, c. 57].

Б.Т. Лихачев одним из условий формирования мировоззрения считает единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющихся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни [36].

А.А. Горелик предложил следующие условия [18, c. 12]:

– единство обучения и воспитания, основанное на принципе ведущей роли знаний в обучении и использовании специальной развивающей методики обучения для использования полученных теоретических знаний;

– усвоение эмпирических знаний и теоретических обобщений осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво на основе принципов метода диалектического познания.

Г.И. Щукина одним из условий формирования научного мировоззрения считала развитие системы взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру [60].

Е.А. Паладянц, А.В. Викулов предлагают метод работы с содержанием общеобразовательных дисциплин на основе межпредметной интеграции; В.И. Луцаев выделяет учет историзма, социальной значимости изучаемых предметов, нравственные проблемы использования НТП [43].

Ф.Г. Зейналова рассмотрела как условие прием сравнения, позволяющего сопоставлять факты, анализировать и получать объективные результаты в учебно-воспитательном процессе; М.А.Захарян уделила внимание средствам обобщения знаний; В.М. Герасимчук причинно-следственным связям как условию подведения к мировоззренческим выводам [27].

Обобщая данные исследователей, можно отметить, что исследователями значительное внимание уделяется содержанию формируемых знаний, необходимость их анализа, обобщения, осмысления, обозначение актуальности тематики в рамках современной науки и практики, необходимости формулирования причинно - следственных связей.

Вопрос о подходах к определению результатов развития и сформированности мировоззрения школьников рассматривался с разных точек зрения. Так, Б.Т. Лихачевым в качестве критериев выделены глубина научных знаний, способность диалектического осмысления действительности, проявление социальной активности [36]; А.И. Кочетовым – общественная направленность личности как результат взаимодействия ее ведущих качеств с осознанием своего места в жизни, отношения к ней [35, c. 59]; И.В. Сысоенко – умение видеть сущность явлений через призму понятых и принятых идей, умение принимать правильное решение [48]; Л.И. Таран – владение фактами, понятиями, мировоззренческими идеями, применение знаний на практике, характер оценочных суждений по содержанию и полноте и по степени самостоятельности [49]. В своих научных трудах Э.И. Моносзон акцентирует внимание на комплексном подходе к выбору критериев оценки уровня сформированности личности, прежде всего, это активное усвоение важнейших истин, законов, имеющих значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию [40, c. 69]. К.П. Шуртаков понимает комплексный критерий сформированности мировоззрения через нормативный характер взглядов, знаний, выводов человека в деятельности, так как именно она является полным и точным критерием проверки его убеждений [58, c. 76].

В.Г. Школьник выделяет объем полученных знаний, мировоззренческие способности личности, проявление убежденности в повседневной деятельности, результат деятельности [57, c. 31].

Обобщая представления исследователей о критериях сформированности научного мировоззрения, можно выделить общие черты:

– полнота и научность знаний о предметах и явлений;

– умение оперировать данными знаниями;

– проявление убежденности в повседневной деятельности.

А.П. Ершовым информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление. Она оказывает большое влияние на многие другие области научных исследований, передавая им свою научную методологию, главными достижения которой сегодня следует считать методологию информационного моделирования, а также информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в природе и обществе [24, c. 47].

Именно поэтому изучение информатики как фундаментальной науки в системе образования, использование понятий искусственно интеллекта имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения.

Информатика как наука прошла целый ряд этапов своего эволюционного развития. Она изучает не только информационные процессы и технологии в технических системах, но и основные закономерности и методы реализации информационных процессов в природе и обществе, а также процессы информационного взаимодействия.

По мнению В.Н. Гончарова, научные методы информатики и, прежде всего, методы информационного моделирования и виртуальной реальности, а также информационный подход как фундаментальный метод научного познания, открывают принципиально новые возможности для изучения живой и неживой природы, человеческого общества и самого человека [17, c. 16]. При этом не следует забывать о междисциплинарном характере информатики, который имеет первостепенное значение для дальнейшего развития всего естествознания, гуманитарных и социальных наук, современного общества.


Выводы по главе 2

 

В рамках второй главы нами были проанализированы понятие научного мировоззрения и особенности его формирования в младшем школьном возрасте.

На основании анализа данных психолого – педагогической литературы можно выделить следующие теоретические положения:

– Мировоззрение человека – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также его жизненные позиции, программы поведения, действия.

– Научное мировоззрение – это «представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; …. определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания».

– В младшем школьном возрасте пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие), что дает возможность для формирования основ научного мировоззрения.


ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.