Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие психики.




Опрос – социально-психологический метод для изучения отдельных качеств и проявлений личности.

Цель – получить информацию об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых, т.е. самоотчет.

Существует 2 вида опроса:

1) анкета (письменный опрос, заочный) – состоит из набора предложений. Вопросы формулируются так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о самочувствии, о формах поведения в конкретных ситуациях. Письменный опрос позволяет получить информацию очень обширную – от особенностей физиологического и психического состояния до моральных и общественных взглядов человека. Это массивное исследование, т.к. нет взаимодействия, предполагает анонимность, поэтому ответы более искренни, обдуманы. Важно избегать вопросов в «лоб», т.е. содержание раскрывать постепенно, избегать негативизма со стороны анкетируемого.

2) Интервью – взаимодействие интервьюера и респондента. Это устный опрос, который проводится «лицом к лицу», здесь также важно избегать негативизма со стороны респондента. Задействованы все способы воздействия людей друг на друга, законы восприятия. Это самый трудный метод.

 

Тест (от английского опыт, проба) – метод психологической диагностики, который использует стандартизированные вопросы и задания.

Тест – кратковременное задание. При помощи тестов выявляют наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, определяю степень пригодности к той или иной профессии.

Процесс тестирования состоит из 3 этапов:

1) выбор теста (определяется целью теста и степенью достоверности и надежности)

2) проведение теста (определяется инструкцией к тесту)

3) интерпретация результатов

 

Виды тестов:

1) Тест-опросник – система заранее отобранных и продуманных вопросов

2) Тест-задание – предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает.

3) Проективный тест – для изучения психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны отрицательное отношение. В основе лежит механизм проекции, т.е. отрицательные характеристики человек приписывает не себе, а другим, «проецирует».

 

Ассоциации+неосознаваемое=проекция

Лекция

Вся материя обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. Отражение (от лат. - рефлекс).

Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе возникает психика как качественно новая форма отражения. Психика – отражение окружающего мира в мозгу человека.

Переход к психическому отражению становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познание внешних воздействий.

Основные формы поведения животных

Все живые организмы обладают биологической формой отражения – раздражимостью – это способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к значимым факторам называются тропизмами, которые характерны для биологической формы отражения растений.

Различают:

1) фототропизм (тенденция живого организма двигаться под воздействием света)

2) термотропизм (тенденция двигаться под воздействием тепла)

3) хемотропизм (тенденция избирать определенную химическую среду)

4) топотропизм (тенденция к движению под воздействием механического раздражителя).

У животных возникает новая форма раздражимости – чувствительность – это раздражимость по отношению к воздействиям среды, которая ориентирует организм в среде, выполняя сигнальное значение.

Инстинктивное поведение характерно для 1 стадии - элементарной сенсорной (чувствительной) психики. Эта стадия низшей ступени эволюционного развития наблюдается у насекомых, червей, улиток, некоторых беспозвоночных. Такому уровню отражения соответствует на низшей ступени развития сетевидная (у кишечнополостных) и на высшей стадии узловая, или ганглиозная нервная система (у насекомых).

У насекомых существует сложная форма поведения на условия среды – инстинкты – врожденное, автоматическое поведение. Инстинкт ограничен. Инстинктивные действия строго приурочены к определенным условиям, они теряют целесообразность, как только изменяются стандартные условия. Например, лягушка ловит насекомое, если оно мелькает перед ней, если двигать на опыте бумажкой, то она также кинется. Или паук: как только насекомое попадает в паутину, паук направляется к нему и начинает опутывать соей нитью. Что вызывает эту деятельность паука? Опытным путем установлено: для паука важна вибрация, производимая крыльями насекомого, которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве.

Виды инстинктов: охраны потомства, половой, пищевой, защитный.

Развитию инстинктов способствует опыт, который приобретается в процессе индивидуальной жизни особи.

Чем выше в эволюционном ряду находится животное, тем более сложными могут стать выработанные условные связи и тем более пластичными они оказываются.

У рыб условные связи образуются быстро. У щуки, например, легко вырабатывается условный охотничий рефлекс на рыбок. Угасить его трудно. В эксперименте рыбок отделяли стеклом от щуки, но она долго билась о стекло, пока не образовалась новая временная связь, которая также долго не снималась: стекло убрали, а щука не реагировала на рыб, плавающих рядом.

Следующая стадия эволюцииперцептивная (воспринимающая) психика, (перцепция - восприятие). Животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы – ЦНС.

Наряду с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки, усвоенные в процессе жизни. Навык – действия, в основе которых лежат условные связи и которые функционируют автоматически. Явно выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору головного мозга. Для их поведения важную роль играет анализ и синтез не отдельных свойств среды (температуры, света, запаха), а предметных ситуаций. Например, если перед курицей насыпать зерно и перед ним поставить рамку с сеткой, то она будет биться о сетку. А более высокоразвитые птицы (ворона, сорока) в этой ситуации после неудачных попыток обегут преграду и схватят добычу.

Т.е. в случае с курицей поведение определяется инстинктивной программой, основанной на врожденных, безусловных рефлексах, а в случае с вороной – действие происходит в результате анализа и синтеза ситуации (навыков, основанных на приобретенных, условных рефлексах). Этот тип поведения проявляется у млекопитающих, когда животные анализируют ситуации, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды. В опыте с цепной собакой: перед ней клали мясо, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо привязывали к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После неудачных попыток собака случайно подтянула веревку и овладела мясом. Это движение закрепилось и она уверенно подтягивала веревку с пищей. Затем веревку положили дальше на недосягаемое для передних лап расстояние. После некоторых неудачных движений передними лапами собака изменила поведение, она перевернулась и наступила задней лапой на веревку. Этот факт подтверждает положение о том, что усвоенные животным навыки могут переноситься в измененную ситуацию.

Таким образом, навыки могут существенно отличаться друг от друга: в одном случае по своему автоматизму они приближаются к инстинктам, в другом – к интеллектуальным проявлениям.

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Например, прибор состоит из 2 полых трубок со стеклянным переходником. На глазах у вороны в первую трубку вводилось на веревке мясо. Птица видела, как мясо входило в трубку, появлялось в стеклянном просвете между трубками и снова скрывалось во 2 трубке. Ворона тут же бежала ко 2 трубке и дожидалась появления мяса. (Так поступали и кошки, и собаки).

Т.е. высшие животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить (предвидеть) результат данной ситуации, т.е. учесть, где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является типом разумного поведения.

Приматы занимают особое место в наивысшем уровне развития перцептивной психики. Их привлекает манипулирование не только пищевыми объектами (как другие млекопитающие), но и с другими предметами. Эта активность расширяет круг восприятий у обезьян, увеличивает запас опыта и создает большую базу для формирования навыков, для зарождения сложных форм поведения.

Шимпанзе, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом животное различало форму, толщину, длину предмета. Если не было подходящего предмета, то обезьяна обрывала стебли с ветки, выпрямлял скрученную проволоку, т.е. обезьяна изготовляла «орудие». Но изготовленное орудие животные не берегут, впрок не изготавливают. «Орудие» возникает у обезьян в процессе ее непосредственного действия и сразу исчезает, не передается потомкам (в отличие от человеческой деятельности).

Характерной особенностью высших обезьян является подражательность. Например, обезьяна может подметать пол или смачивать и отжимать тряпку, но эти действия имеют примитивный характер: они подражают не результату действия, а самому действию. Поэтому, «подметая», обезьяна перемещает мусор с места на место, а не убирает его с пола.

Итак, все формы отражения – тропизмы – инстинкты – навыки – интеллектуальные действия, резко не ограничиваются. Существует единая линия в животном мире: инстинкты, например, обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты.

Развитие психики на уровне человека приобретает другие формы. Оно идет за счет развития мышления и сознания.

Лекция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.