Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология познавательной деятельности: ощущения и восприятие




Развитие сознания человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения свойств окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира.

Сознание – единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Оно представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что оно отражает.

Человеческое сознание развивается в процессе исторического развития общества, т.е. оно является общественно-историческим продуктом. Человек, рождаясь, не имеет сознания, но имеет индивидуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности его психика развивается и становится сознанием. Человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди других людей. Все психические явления человека сознательны, т.к. проявляют его сознание.

Сознание развивается в труде. Человек способен создавать и сохранять орудия труда. Он создает их по ранее задуманному плану, использует по назначению и сохраняет.

Характеристика сознания:

1) сознание включает в себя познавательные процессы. С помощью ощущений и восприятия в сознании складывается чувственная картина мира, память возобновляет образы прошлого, воображение – строит образные модели, мышление обеспечивает решение задач;

2) Сознание включает мир чувств, определенное отношение к другим;

3) Сознание – обеспечивает деятельность человека и передачу общественного, исторического опыта.

4) Сознание – различие субъекта и объекта: «я» человека и не «я».

Обязательное условие формирования сознания – язык, животные сознанием не обладают.

Выделяют 2 слоя сознания:

1) бытийное сознание (сознание бытия, включает в себя опыт, свойства движений, чувственные образы);

2) рефлективное сознание. Рефлексия – процесс осознания себя, самопознания. Самосознание – процесс выработки человеком знания о себе и отношения к себе.

Самооценка – оценка личностью себя, своих возможностей и своего места среди других. Самооценка – важный регулятор поведения.

 

 

Психология психических процессов.

 

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие другие качества, признаки окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу – ощущению. Характерная особенность ощущений – их непосредственность, сиюминутность.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Ощущения – это простейший псих.процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. В реальной жизни трудно выделить ощущения, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: красное знамя, прохладный ветерок, душистая роза, сладкий мед и т. д. и т. п.

Физиологическим аппаратом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка, и т. д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущений необходимо, во-первых, чтобы было, что ощущать: какой–то, предмет, вкусом или запахом. Воздействие может быть контактным (вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладете его на язык) или дистантным (вы видите далекие звезды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря). Однако оно обязательно раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение –физический процесс, но под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение – физиологический процесс, который, как вы понимаете, по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участий мозга. Только здесь этот физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.

По происхождению и содержанию ощущения объективны, но сами ощущения субъективны.

Ощущения зависят от:

особенностей мозга и анализаторов человека, от опыта, профессиональных знаний, интересов и др. черт личности, от состояния (утомление, настроения). Так, при некоторых заболеваниях ощущения становятся иллюзорными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.