Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста




Показатели

Педагогическая диагностика

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста


Общие показатели развития детского творчества:
► компетентность (эстетическая компетентность)
► творческая активность
► эмоциональность
►произвольность и свобода поведения
► инициативность
► самостоятельность и ответственность
► способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):
► субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для соз­дания художественного образа;
► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
► индивидуальный «почерк» детской продукции;
►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
► способность к интерпретации художественных образов;» общая ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и пред­метов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
► осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художе­ственно-эстетических объектов с по­мощью воображения и эмпатии, (но­сителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;
► творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
► самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изоб­разительной деятельности;
► проявление эстетического отношения во всех видах детской художествен­ной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
► экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
3. Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

«Портрет»

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

1.Характеристика отношений, интере­сов, способностей в области художественной деятельности:
2) увлечённость;
4) творческое воображение;
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
3) нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
3. Характеристика качества продукции:
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

«Посмотрим в окошко»

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уро­вень развития графических умений и композиционных способностей. Позна­комить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с гори­зонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.

Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья»
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада.
Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художествен­ные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сде­лать рамочки для своих картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «По­смотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
После занятия.
Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и верти­кальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описатель­ных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жуж­жал и говорил, что это летит вертолёт.
-Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть голу­бое небо.
-А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, ес­ли вокруг кусты и деревья? И всё зелёное- презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

«Улетает наше лето»

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вы­явить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схема­тическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»:
Мартышка тихо верещит,
Прикрыла лапкой мордочку.
Неразборчиво хрипит
В репродуктор лодочник.
Кольцами удав блестит,
Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит,
По-детски в птичку веря.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного раз­мера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Содержание занятия.
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фото­графиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на ко­вре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворе­ние Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах...
Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.
Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами на­рисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает до­говориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или верти­кально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сде­лает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные ка­рандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарища­ми или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.
После занятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день ве­селился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и ве­чером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы ле­ту конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете».

Примерные задания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.