Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень примерных вопросов и профессиональных задач к государственному экзамену по литературе




Примерные вопросы и профессиональные задачи к государственному экзамену по русскому языку

Примерный перечень практических задач и практико-ориентированных заданий

1. Расскажите о происхождении русского литературного языка. Покажите особенности морфологической и генеалогической классификации языков.

2. На конкретных примерах покажите различные способы словообразования в русском языке.

3. Расскажите о стилистических ресурсах русского литературного языка.Объясните закономерности стилистического использования языковых единиц.

4. Объясните принципы классификации частей речи в русском языке. Приведите примеры переходных явлений в области частей речи.

5. Назовите лексико-грамматические разряды имен существительных. Покажите грамматические особенности. Расскажите об истории склонения имён существительных в русском языке.

6. Расскажите о местоимении как часть речи. Назовите разряды местоимений. Расскажите об истории местоимений в русском языке.

7. Приведите примеры словосочетаний разных типов. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.

8. Расскажите об имени прилагательном как части речи. Приведите примеры прилагательных разных лексико-грамматических разрядов. Раскройте особенности кратких имён прилагательных в древнерусском языке.

9. Расскажите об имени числительном как часть речи. Охарактеризуйте морфологические и синтаксические особенности имен числительных. На конкретных примерах покажите особенности склонения имен числительных.

10. На примере предложенного текста объясните принципы русской пунктуации. Определите функции знаков препинания в данном тексте.

1. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Описать типы летописного повествования в «Повести временных лет»

2. Проблема эстетического идеала в поэзии М. В. Ломоносова. Сравнить «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносова и «Венец бессмертия» Г. Р. Державина, указав на изменение отношения к Анакреону и анакреонтике в русской поэзии от XVIII в. к началу XIX в.

3. Охарактеризовать классицизм как художественный метод и литературное направление в России с точки зрения его философской, социально-политической и историко-литературной основы, этико-эстетической теории и жанрово-стилевой системы. «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова как образец русской классицистической трагедии.

4. Реформа русского стихосложения: недостатки и достоинства. Обратится к статьям А. Кантемира («Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»), В. Тредиаковского («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний»), М. Ломоносова («Письмо о правилах российского стихотворства») по проблемам стиховедения, выделить в них спорные и бесспорные положения.

5. Своеобразие русского сентиментализма. Основные представители. Прокомментировать этико-эстетическую программу Н. М. Карамзина и её преломление в повести «Бедная Лиза». Уточнить смысл названия произведения.

6. Новаторский характер оды Г. Р. Державина «Фелица». Выполнить сопоставительный анализ стихотворений Г. Р. Державина «Фелица» и «Вельможа». Показать на конкретных примерах развитие сатирического начала в творчестве поэта. Жанровое своеобразие оды Г. Р. Державина «Фелица» (синтез «высокого» и «низкого», «первичные» жанрообразования в структуре (натюрморт, пейзаж, портрет, эпиграмма, стихотворная сатира, идиллия и др.)).

7. М. В. Ломоносов как родоначальник русской философской поэзии. Проблемы веры и знания в «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннем размышлении о Божием величестве». Определить, в чем заключается суть просветительской программы, изложенной в оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

8. Жанровая природа произведения Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву». Дать определение. Проанализировать особенности решения А. Н. Радищевым проблем «естественного закона» и беззакония, личности и государства, воспитания и образования, трагического разрыва между «дворянской» и крестьянской» Россией в «Путешествии из Петербурга в Москву».

9. Русский сентиментализм. Продумать систему аргументов и подобрать «поэтические иллюстрации», которые помогут показать неоднородность русского сентиментализма.

10. «Недоросль» Д. И. Фонвизина как первый опыт русской социально-политической комедии. Выявить проблематику произведения и особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права и государственной власти.

11. История сюжета басни о глупой Вороне в русской литературе (Тредиаковский – Сумароков – Хвостов – Крылов). Причины изменения названия, ведущего басенного персонажа и значащих деталей в произведениях русских баснописцев. Сравнить сюжеты басен «Ворона и Лиса» А. Н. Сумарокова и И. А. Крылова. Прочитать одну басню наизусть.

12. Комедия как жанр в русской литературе классицизма. Рассказать о принципах «трех единств» и других «правилах» создания комедий (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин).

13. Охарактеризовать основные художественно-эстетические принципы «натуральной школы» как ведущего литературного течения в России 40-х годов XIX века.

14. Новаторский характер поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Охарактеризовать образ героя-повествователя, язык произведения, докажите связь произведения с устным народным творчеством.

15. Основные формы и приемы психологизма социально-психологического романа М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Охарактеризовать систему основных образов в произведении.

16. Своеобразие трактовки исторической концепции в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Объяснить причины обращения писателя к реализму и историзму. Прокомментировать наиболее яркие образцы духовно-нравственных установок в произведении.

17. Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Доказать наличие романтических и реалистических черт в произведении. Образ Арбенина как «героя времени».

18. Драматургия А. С. Пушкина. Определить характер формы соотношения реального и художественного времени в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Привести примеры реалистического отражения поэтом в своем художественном произведении событий русской истории.

19. Основные текстовые и нетекстовые компоненты романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», сопоставить их с общей идеей произведения.

20. Романтизм «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и проявление реалистических тенденций в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Привести примеры элементов фантастики и жизнеподобия как форм художественной условности и определите их роль в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя.

21. На примере поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» определить особенности идейно-тематического представления феномена русского национального характера Охарактеризовать роль Чичикова в развитии сюжета, раскрытии основного замысла поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

22. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Выявить традиции русской сатирической литературы ХVIII в., черты классицизма, романтизма и реализма в произведении. Смысл названия произведения. Комедия в оценке русской критики, ее общественный резонанс.

23. «Пьесы жизни» А. Н. Островского. Показать особенности драматургических конфликтов и типизаций характеров на примере анализа таких особенностей драмы Островского, как этнографизм, повествовательность, самоценность диалога, проповеднический дидактизм, «романный» психологизм, колоритность, народность языка.

24. Идейное содержание и художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» как «энциклопедии народной жизни». Определить включенные в поэму темы, сюжеты русского фольклора, обозначив их функции в произведении.

25. И. А. Гончаров – романист. Выявить роль его творчества в развитии русского реализма. Внутренняя связь романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Роман «Обломов». Прокомментировать статьи Добролюбова и Дружинина о романе.

26. Своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова и А. А. Фета. Используя приемы сравнения и сопоставления, проанализировать стихотворения «Блажен незлобивый поэт…» и «Поэт и гражданин».

27. «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Базаров как первый «реальный» разночинец в русской литературе. Предложить несколько определений «базаровщины». Раскрыть сущность полемики вокруг романа в русской критике.

28. «Братья Карамазовы» как итоговый роман Ф. М. Достоевского: проблематика и система образов. История распада и гибели «случайного» дворянского семейства и вопрос о настоящем, прошедшем и будущем России. Дать определение понятию «карамазовщина» и прокомментировать его художественное осмысление.

29. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», его социально-философская проблематика. Составить аргументы для понимания антигуманистичности теории Раскольникова, предопределившие ее крах.

30. Своеобразие изображения Л. Н. Толстым героев в романе «Война и мир». Определить принципы и художественные средства раскрытия «диалектики души» героев в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

31. Проблемы счастья и смысла человеческой жизни в прозе А. П. Чехова. Своеобразие художественного решения этой темы в драматургии писателя. Прокомментировать дискуссию о жанре «Вишневого сада» А. П. Чехова, указав на интерпретацию произведения выдающимися отечественными режиссерами.

32. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» и его место в творчестве писателя. Используя концепцию повествования, раскрыть параметры «идеально прекрасного человека». Прокомментировать основные вопросы дискуссии вокруг литературного наследия Ф. М. Достоевского в современном мире.

33. Теория «чистого искусства» в русской литературе и ее основные представители. Изложить суть натурфилософской концепции Ф. И. Тютчева и определить способы ее художественного воплощения. Прочитать одно стихотворение наизусть.

34. М. Е. Салтыков-Щедрин как писатель-сатирик. Определить объекты и способы сатирического изображения в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

35. Особенности изображения русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова. Раскрыть понятие «герои-праведники», проанализировав образ Флягина.

36. История создания романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Определить пути воскресения главных героев. Проблема нравственного самоусовершенствования и ее художественное воплощение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение».

37. Воспроизвести путь идейно-художественных исканий М. Горького. Раскрыть проблематику цикла рассказов о босяках и определить его место в творчестве писателя.

38. М. Горький – драматург. Прокомментировать новаторство пьесы «Мещане», особенности конфликта, своеобразие внутреннего действия. Циклизация пьес М. Горького 1930-х годов, способы циклизации. Две редакции М. Горького «Вассы Железновой»: сходства и различия. Объясните причины обращения автора к дореволюционным темам.

39. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли») и А. Блока («Интеллигенция и революция») как реакция на свершенную революцию. Рассказать о значении статей для понимания этапа развития русской литературы.

40. Идейно-общественные искания в среде русской интеллигенции в произведениях В. В. Вересаева (Смидовича) («Без дороги», «Поветрие», «На повороте»). Выявить демократический характер рассказов и очерков о русской деревне В. В. Вересаева («В сухом тумане», «Лизар»).

41. Реалистическая основа ранних рассказов Л. Н. Андреева («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были» и др.). Сформулировать новаторские черты драматургии Л. Н. Андреева. «Жизнь Человека» как символическая драма.

42. Бунин как продолжатель традиций русской классической литературы. Доказать эстетическую и нравственную ценность повести И. А. Бунина «Деревня». Раскрыть судьбу крестьянства и мелкопоместного дворянства в прозе И. Бунина («Антоновские яблоки», «Сосны», «Окаянные дни».).

43. Теория «серебряного века» русской литературы: границы, течения, представители. Рассказать о судьбах поэтов «серебряного века» после Октябрьской революции (2-3 автора по выбору). Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.

44. Сущность и цели объединения новокрестьянских поэтов. Объяснить причины трансформации образа Родины на примере поэмы Н. Клюева «Погорельщина» и «маленьких поэм» С. Есенина («Русь», «Русь советская», «Русь уходящая»). Прочитать отрывок из предложенных произведений наизусть.

45. Сущность восприятия революции С. Есениным и В. Маяковским: общее и частное в понимании происходящего. Дать историко-литературоведческие комментарии к стихотворениям С. Есенина «Письмо Женщине» и В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». Одно прочитать наизусть.

46. Понимание социального заказа и его воплощение в творчестве представителей поэзии 1920 - 1930-х годов (Д. Бедного, М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого и др.). Охарактеризовать творчество одного поэта по выбору. Прочитать стихотворение наизусть.

47. Три вида правды в пьесе М. Горького «На дне». Определить влияние концепции пьесы на социально-исторический и философский аспекты романа М. Горького «Дело Артамоновых»

48. Исторические события и способы типизации действительности в романе-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Сформулировать принципы отражения действительности в романе-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Объяснить сущность самгинщины как социального явления русского общества рубежа веков.

49. Героико-романтическое начало в изображении гражданской войны и революции в произведениях А. Фадеева «Разгром», Н. Островского «Как закалялась сталь», М. Шолохова «Донские рассказы». Произвести сравнительно-сопоставительный анализ произведений, литературно-культурологический комментарий к характерам главных героев.

50. Проблематика и художественное своеобразие романа Е. Замятина «Мы». Выявить значение произведения для мировой литературы ХХ века и развития антиутопии в русской литературе начала ХХI века (М. Попов «Ванечка», В. Козлов «Одиночество вещей», Т. Толстая «Кысь», В. Войнович «Москва 2042»).

51. Социальный, исторический и биографический контексты романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Выявить противоречивость трактовки образа Лары в контексте интерпретационных возможностей в пределах текстовой реализации героини. Место стихотворного цикла в композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Прочитать наизусть стихотворение.

52. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как попытка создания авторской Библии. Противоречивость повествования. Обосновать авторскую теорию Добра и Зла. Воланд как носитель справедливого зла. Значение эпиграфа для понимания образа.

53. Путь исканий Григория Мелехова. Описать типичное и индивидуальное в изображении героев романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». Выявить специфику изображения женских образов в повествовании.

54. Тема коллективизации в творчестве М. А. Шолохова. Виды психологического параллелизма в повествовании. Описать «шолоховский вопрос» в русском литературоведении. Аргументировать свою позицию.

55. Теория и практика «окопной литературы». Дать аксиологический комментарий к тексту по выбору (В.Астафьев «Прокляты и убиты», В.Закруткин «Матерь человеческая», Б.Васильев «Завтра была война», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).

56. Выявить дискуссионность формы и содержания в повествовании о Великой Отечественной войне (на примере романа-оратории С. Алексиевич «У войны неженское лицо»). С. Алексиевич как Нобелевский лауреат 2015 г. в области литературы.

57. Осмысление трагедии народа в период тоталитаризма в произведениях репрессированных авторов (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича». В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Рыбаков «Дети Арбата» и др.). Проанализировать два произведения по выбору.

58. «Деревенская проза» как особое явление в русской литературе 1960-80-х годов ХХ в. Произвести сопоставительный анализ судеб главных героев в романах-хрониках Ф.Абрамова «Пряслины», В.Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестой», Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Иванова «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», П.Проскурина «Судьба», «Имя твое». (Два-три произведения по выбору).

59. Авторская модель мира в системе осмысления нравственно-экологического кризиса эпохи. В.Распутин «Прощание с Матерой» («Пожар») и В. Астафьев «Царь-рыба»: сравнительно-сопоставительная характеристика писательских концепций. Выявить особенности изображения семьи в повествовании В. Астафьева (на примере произведений «Людочка», «Печальный детектив»).

60. Виды реализма в современной русской литературе. Выявить философские элементы бытовой и психологической прозы в произведениях В.Распутина 1990-2000-х гг. («В ту же землю», «Женский разговор», «Изба» и др.)

61. Влияние современных СМИ на художественную литературу. Определить особенности сюжетно-композиционной организации повествования В. Пелевина («Жизнь насекомых», «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation "П"» - по выбору). Проанализировать симулякры в творчестве В.Пелевина. «Шлем ужаса» В. Пелевина как образец сетературы.

62. Многообразие русской лирики конца ХХ века. Литературные школы, течения, направления. Охарактеризовать творчество одного представителя, проследив особенности его стихосложения. «Лианозовская школа» русской поэзии. Андеграунд как литературное и социальное явление. Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.

63. Правомерность выделения женской прозы. Прокомментировать нарратив как суть нравственно-эмоционального мира героини в произведениях Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л.Улицкой, Н. Катерли, В. Токаревой, Г. Щербаковой (творчество одного автора по выбору).

64. Общее представление и реальное бытование душевной сути в русской постмодернистской литературе (на примере поэмы Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»). Выявить оценку современной критикой творчества Вен. Ерофеева.

65. Театр А. Вампилова: сущность явлений и характеров. Способы детализации в произведениях. Выявить нравственно-эмоциональные схемы столкновения характеров в драмах писателя.

66. Драматургия «новой волны». Прокомментировать смещение акцентов и особенности структурно-семантического фона в драмах Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» и Н. Садур «Чудная», пьесах Г. Гришковца.

67. Творчество И. Бродского: от «Петербургской школы» к ассоциативному стиху. Прочитать и проанализировать одно стихотворение.

68. Творчество Б. Акунина в контексте представления о массовой литературе. Раскрыть сущность диалога писателя с классическим произведением в жанре детектива (Б. Акунин «Ф М»), практика создания интерпретов (на примере пьесы «Чайка»).

69. Понятие «современная русская литература». Сформулировать основы гипотезы о постреализме. Натурализм и художественная типизация в произведении В. Маканина «Кавказский пленный».

70. Рассказать о религиозной прозе, выявив основные закономерности создания такого произведения (на материале романа В. Николаева «Живый в помощи»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.