Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВПФ и законы развития




УЧЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Психологический возраст – «единица» анализа развития.

Это целостная динамическая структура, характеризуется структурой и динамикой.

СТРУКТУРА включает социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования.

ДИНАМИКА – чередование стабильных и критических периодов.

ССР – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

ССР – характеристика возрастного развития:

1. Отражает единственные и неповторимые для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его социальной средой. Определяет объективное место социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ребенку общество.

2. Определяет особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми, причем ребенок выражает отношение к своей позиции как принятие или непринятие.

Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

Возрастной кризис – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

Кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка.

 

Кризисные возрасты характеризуются четырьмя важными особенностями (3 были описаны ранее (Э.Келер), а 4 – Выготским)

1. Особая динамическая структура кризиса – границы четко не определены; три фазы кризиса (предкритическая, кульминационная критическая и посткритическая)

2. Относительная трудновоспитуемость (не забывать про изначальную степень)

3. Негативный характер развития – старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деятельности, увлечений и занятий.

4. Возникновение новообразований кризисного периода. Связаны с отмиранием старой и возникновением новой ССР. Л. С. Выготский считал, что именно формирование психологических новообразований по мере отмирания старого и составляет главную сущность возрастных кризисов.

 

В основе учения Л. С. Выготского о ВПФ лежат две гипотезы:

· об опосредствованном характере ВПФ, их особой структуре

· о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ).

Примерами ВПФ являются: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание.

Психические функции не врождены и не возникают сами по себе, а лишь в особой ситуации общения и сотрудничества с людьми. И только потом они становятся психическим образованием.

Закон развития ВПФ:

1. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.

2. В следствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму.

Две важнейшие мысли:

1) психические процессы у человека с самого начала социальны —и по своему происхождению, и по своему содержанию;

2) интериоризация — процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.

 

В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;

2) ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.

 

ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;

2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами);

3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи);

4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества - слух, тактильные ощущения, обоняние)

 

Передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.