Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль общения в психическом развитии ребенка




Вопрос

Кризисы психического развития ребенка

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов.

Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет

 

Выготский (о кризисах, разрешение противоречий)

Эльконин (большие и малые кризисы)

Полеванова (она активно разрабатывает)

Эриксон (сегодня в зарубежной психологии – переходная стадия, точки перехода)

Кризисы детства, зрелости. Отличие. Нет четкой привязки к хронологии, носят характер эмоционально – смысловой, проходят латентно. Разрешается приимущественно самим взрослым

 

 

Факторный подход и культурно-деятельностный (выготский, Эльконин, леонтьев) Пиаже

Наследственность – органическая, социальная

Среда

Активность – у наших деятельность, у Пиаже взаимодействие - субьект обьект

 

 

8 вопрос

КАК ВОЗНИКАЕТ ОБЩЕНИЕ: все случаи маугли показывают что общение важно.

Начать с факторного подхода. В нотивизме отводилась нулевая роль общению

Самое главное сделал выготский что ВПФ все социальны, зона актуального развития, ближайшего развития все происходит в общении.

 

 

 

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

 

О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого. К 2 мес у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма О. со взрослыми. Дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации).

К концу 1-го года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими — предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).

 

В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Слово лишь первоначально обслуживает эту форму О. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.

 

О. со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.

 

О. особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, у детей подросткового возраста сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира.

 

Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. является эффективным средством профилактики отклонений в формировании личности.

 

Лисина: общение – коммуникативная деятельность.

 

f общения в онтогенезе:

 

передача социокультурного опыта от одного поколения к другому

 

организация и согласование совместной деятельности и сотрудничества

 

формирование, установление и развитие межличностных отношений

 

познание людьми друг друга и самопознание

 

 

Структура общения:

 

предмет общения – личность партнера

 

потребность в общении

 

коммуникативные мотивы

 

действия общения

 

инициативные

 

ответные

 

средства общения

 

экспрессивно – мимические, пантомимические(поза)

 

предметно-действенные

 

вербальные

 

Продукты общения

 

предметы материального и духовного характера

 

 

Периодизация общения Лисиной:

 

2-6 мес – ситуативно-личностное, основная потребность – в доброжелательном внимании со стороны взрослого, ср-ва общения экспрессивно-мимические

 

6мес – 3 года – ситуативно-деловое, основная потр – сотрудничество со взрослым, до года неверб средства общения, потом вербальные

 

3-5 лет – внеситуативно – познавательное, осн потребность – в уважительном отношении со стороны взрослого. Возраст почемучек

 

5 – 7 лет – внеситуативно-личностное, потребность во взаимоотношении и сопреживании. Характерн вопрос- ты кого больше любишь?

 

 

---------------------------------------------------

 

 

Факты. свидетельствующие о необходимости общения:

 

воситание детей животными

 

факты депривации (госпитализма) общения – содержание детей в детских домах от рождения.

 

Сравнивали две группы детей, экспериментальная и контрольная. Это жесткий социальный эксперимент.

 

Первая группа – дети-отказники, без родителей, были помещены в дома ребенка. (3-6 мес) На момент поступления в приют из развитие было на уровне возраста. В приюте хороший уход, но: дети изолированы друг от друга, лежат весь день в кроватке.

 

Вторая группа: младенцы из тюрьмы. Ребенок там – отдушина для матери, если рожаешь, то вместо тяжелой работы можешь выбрать уход за ребенком, поэтому там матери весь день с ними сидят, тискаю, целуют, таскают на руках…

 

Использовался ряд методик для оценки детей,тесты…

 

Изначально дети тюрьмы были более низкие по развитию (стресс матери во время беременности, фрустрация..). Но потом с каждым днем все более превышали детей приюта, к году у тюрьмы все ок, у приюта – задержка в развитии. В возрасте 2.5 – 3 года дети приюта лишь в редких случаях владели навыками прямохождения, у низ серьезе=ные нарушения эмоц, соц, личностного характера. Не сформирована потребность в контакте, не была сформирована предметная орудийность(есть ложкой, одеваться) Активность направлена на свое тело. Такие дети очень рано умирали, примерно треть не дожила до 3х лет.

 

У детей из тюрьмы сформирована привязанность, эмоциональное общение.

 

Вывод: очень важно, чтобы около ребенка был один или несколько постоянных взрослых (не должна быть череда бабушек и дедушек). Важна стабильность. Благодаря узнаваемому взрослому формируется базовое доверие к миру.

 

Во время блокады Ленинграда тоже был такой невольный эксперимент.

 

Каковы возможности коррекции?

 

очень многое зависит от времени депривации. Если пропущен сенситивный период, то поддается коррекции с большим трудом. Например речь форм в первые три года, если все три года депривация – потом будет оч сложно ее сформировать.

 

если депривация до 3 лет, умственное развитие коррегируется, но проблемы с эмо развитием. У ребенка низкое самоприятие, подверженность страхам, стрессам, низкая потребность в общении, агрессия, фрустрации.

 

 

воспитание слепоглухонемых детей (слепоглухие => немые)

 

Если восп в условиях, когда спец не создается контакт, общение, то развитие не происходит. Контакт только телесный, предметный.

 

9. Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе.

Социальная среда понимается как источник развития, в ней содержатся все материальные и духовные ценности, воплощающие в себе человеческие родовые способности, которыми субъект дол­жен овладеть. Наследственность выступает как необходимое, но недостаточ­ное условие психического развития. Необходимое условие в силу того, что наследственность обеспечивает необходимые предпосылки развития. Необходимость органической наследственности для психического развития человека доказывается: 1) опытами по воспитанию высших приматов с целью формирования у них человеческих спо­собностей; 2) случаями нарушения психического развития при повреждении наследственности.

 

Наследственность—недостаточное условие, поскольку даже при сохранной наследственности в условиях социальной депривации при ограничении общения ребенка со взрослым мы наблюдаем нарушения в психическом развитии ребенка (Авейронский дикарь, дети-Маугли, воспитанники домов ребенка). Это положение хорошо отражено в крылатой фразе Рене Заззо: «Волчонок всегда волк, ребенок — только кандидат в человека».

 

Что составляет органическую наследственность? Прежде всего, особое анатомофизиологическре строение; Генотип, определяющий последовательность и темп созревания органов и структур, вклю­чая ЦНС; темперамент как сложное системное образование (цик­личность потребностей, уровень активности, реакция на новизну, скорость адаптации к раздражителям и т. д.), свойства нервной системы, общие законы развития ЦНС (дифференциация и интег­рация) и др. Теория хорошего соответствия, получившая призна­ние в современной психологии развития, устанавливает; что нет хорошей или плохой наследственности, а есть хорошее или плохое соответствие между врожденными особенностями ребенка и сре­дой. Любые особенности ребенка должны быть уравновешены и компенсированы особенностями среды, соответствующим поведе­нием взрослого и характером его сотрудничества с ребенком. Ком­пенсация органического дефекта ребенка — проблема социальная (Л. С. Выготский).

 

1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

а) В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).

Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны; затем - начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру - сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):

-инстинкт;

-дрессура;

-интеллект.

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента - темперамент и задатки способностей.

ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.

2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки - в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Очевидно, что оба подхода - и биологизаторский, и социоло-гизаторский - страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.

 

3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).

Но теория конвергенции не рассматривала:

-внутренние причины психического развития;

-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается

 

10. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве

1. Проблема налаживания гармоничного взаимодействия с младенцем. С первых дней жизни ребенка, взрослый стремится к установлению контакта с ним, организации нового ритма жизни. Эти усилия уже в первые месяцы родительства могут оказаться неэффективными в следствии неадекватного представления родителей об уровне возможностей новорожденного ребенка, неадекватного образа ребенка. Представления о ребенке, складывающиеся задолго до его рождения, касаются физического облика ребенка, его индивидуальных темпераментальных и даже личностных особенностей, формах взаимодействия с ним, приемлемых средствах воспитания. Отличительной особенностью этих представлений является явное завышение психологического возраста ребенка. Он видится родителям активным во взаимодействии, понимающим, управляемым, способным некоторое время занимать себя, способным регулировать свое состояние по требованию взрослого. В результате родители оказываются неготовыми к тому, что жизненный ритм новорожденного ребенка строится на ритмах его биологической активности и не может гибко меняться в ответ на предложения взрослого. Недооценивают родители и изначальной беспомощности ребенка. Ни одна потребность не может быть удовлетворена самостоятельно без помощи взрослого.

2. Проблема речевого развития ребенка. Наиболее часто родителей детей раннего возраста тревожит запаздывание появления активной речи. Хорошо известно, что ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет для опосредования ситуативно-делового общения со взрослым. Но часто, сравнивая своего ребенка с «соседским», родители часто драматизируют ситуацию и начинают сосредоточивать усилия на всевозможных формах стимуляции речевого развития, что может привести к прямо противоположному результату. Ребенка начинает пугать эмоциональная окрашенность ситуации. Последствием такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усугубляет проблему. 2 «психологических» источника проблем развития речи: недостаточная включен­ность ребенка в общение с другими людьми и отсутствие сотрудничества в решении задач продуктивной деятельности, или наоборот, «чрезмерная» активность и инициативность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка. В этих случаях решение проблемы речевого развития требует от консультанта анализа семейной ситуации с точки зрения организации взрослым достаточного уровня общения и сотрудничества с ребенком и специфики способа их взаимодействия. Прочие причины запоздалого речевого развития: специфика темпа развития и следствие органического дефекта.

3. Проблема достижения ребенком автономии действий. При решении проблем недостаточной самостоятельности психолога беспокоит психологическое состояние ребенка, ощущающего себя в безопасности только будучи в непосредственной близости с мамой. Если родителям удается создать еще с младенчества необходимый уровень защищенности, то ребенок растет спокойным, уверенным в том, что ему всегда помогут, придут на помощь. В этом случае малыша не испугает недолгое отсутствие матери, он будет уверен в доброжелательности и безопасности окружающего мира.

4. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы. Еще одним фактором, оказывающим влияние на появление самостоятельности, становится реакция родителей на проявления инициативы малыша. В раннем возрасте ребенку присуще страстное желание к познанию окружающего мира (как условие развития!), что требует обязательного участия взрослого, так как такое познание ребенка не всегда безопасно для него самого. Поэтому родители стремятся ограничить детскую инициативу, помочь ребенку в выполнении действия. Подобное ограничение встречает бурный протест, который может стать поводом обращения в консультацию. Родителей беспокоят вопросы о том, что следует разрешать ребенку, а что — нет, на каких запретах стоит настаивать, как вести себя в случаях, когда он продолжает активно отстаивать свои требования. В таких случаях психологу следует сказать родителям о том, что нельзя остановить познание малыша, но можно участвовать в нем в качестве помощника, приобретая тем самым возможность управлять ситуацией. Вторя проблема заключается, наоборот, в модном принципе воспитания «ребенку все можно». При появлении возможности выбора альтернативных действий маленький ребенок испытывает существенные затруднения. К совершению выбора надо еще стать готовым. Организация поведения ребенка раннего возраста и руководство им являются совершенно необходимыми, так как малыш в отсутствии однозначной позиции взрослого становится перед необходимостью самостоятельного принятия решения, еще не располагая для этого средствами. Предоставляя ребенку неограниченные свободы, мы передаем ему ответственность за принятие решения, что является для него серьезным испытанием.

5. Проблема овладения навыками самообслуживания. Часто встречающиеся вопросы родителей: когда надо начинать приучать ребенка к горшку, насколько требовательным быть к нему в этом отношении, что изменилось в решении проблемы в связи с использованием памперсов? Решение этих проблем связано с важными моментами личностного развития ребенка раннего возраста — зарождением саморегуляции, самооценки, самостоятельности. Если приучение ребенка к опрятности связано с конфликтами, наказаниями, установлением глобального контроля, то можно встретиться как с протестными реакциями ребенка, так и с формированием у него пассивного, зависимого поведения. Приучить малыша к общечеловеческим способам действия в этом возрасте довольно легко, используя обостренное в данный период стремление освоить всевозможные орудия человеческой деятельности. Взрослый выступает в данном случае в качестве образца, раскрывая ребенку назначение предметов и способов их использования. Подражая взрослому, малыш начинает пользоваться посудой, одеждой, мебелью. Сложности возникают для ребенка тогда, когда ему настойчиво предлагают использовать предметы, употребление которых своими родителями он не имеет возможности наблюдать.

 

11. Психологические особенности раннего возраста

 

ВД - предметно-манипулятивная; ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действия с вещами; развивает категориальное воприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление. НО: появление сознания, «я сам».

Среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Эксперимент: Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня идет». Ребенок не способен отрешиться от ситуации и всегда говорит неправильно.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

 

Центральная линия умственного развития – овладение речью.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – я сам!

 

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. Не делает даже в ущерб себе.

2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

 

Проблемы, с которыми чаще всего обращаются родители детей раннего возраста:

Проблема речевого развития ребенка

Проблема достижения ребенком автономии действий

Проблема ограничения самостоятельности и инициативы

Проблема овладения навыками самообслуживания

 

12. Психологические особенности дошкольного возраста.

ССР – расширение межличностных отношений, к отношениям с родителями и другим членам семьи прибавляются отношения со сверстниками и воспитателем, как социальным взрослым. Ребенок начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками. Дошкольнику становятся доступны более глубокие формы общения с людьми. Сфера деятельности – ведущая деятельность – игровая. Освоение сюжетно-ролевой игры. Расширяется деятельность общения – взаимодействие со сверстниками, дошкольник осваивает внеситуативно-личностное и внеситуативно-позновательную сферу общения.

Формируется система НО:

· происходит закладка общей основы познавательных способностей:

· наглядно-образное и элементы словесно-логического мышления,

· развитие воображения как основы любого вида творческой активности.

· в личностной сфере –закладывается иерархическая структура мотивов, дифференцированная самооценка, волевая регуляция поведения, из опыта возникают ценностно-смысловые образования.

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а сам возраст считается классическим возрастом игры.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие, способ­ствует творческому воображению, помогает разви­тию общения. Во время игры дети также начинают осваивать учебный процесс.

В традициях культурно-исторического под­хода, который наиболее успешно рассматривался Д. Б. Элькониным, в игре выражается такое стрем­ление ребенка к участию в жизни взрослых, кото­рое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и недоступности их для ребенка.

Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Ос­новной единицей игры (по терминологии Д. Б. Эльконина) является роль, которую берет на себя ребе­нок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — мама», «Я — водитель», «Я — доктор»), а, что самое главное, действует как взрослый, роль которого он взял на себя.

Содержание игр в дошкольный период посте­пенно меняется: от предметных действий людей — к отношениям между ними, а затем — к выполне­нию правил, регулирующих поведение и отноше­ния людей. Развитие игры происходит от игр с от­крытой ролью и скрытым правилом (правило не проговаривается специально и скорее чувствует­ся, чем осознается ребенком) к играм с открытым правилом и скрытой ролью (роль не явно не обо­значается).

Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

 

13. Психологические особенности младшего школьника.

Центральной линией развития выступает интеллектуализация, и соответственно формирование опосредованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемические средства, речь становится произвольной.

Центральное новообразование – словесно – логическое мышление, вербально – дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.

В рамках деятельностного подхода следующие новообразования:

· Анализ – выделение в целом его частей, единиц. Теоретич и эмпирич.

· Рефлексия – рассмотрение и осознание человеком своих действий. Формальная и содержательная.

· Планирование – кол-во шагов и вариантов реализации действия, кот можно предусмотреть во внутреннем плане в процессе выполнения действия. Пошаговое и планирование целостного д-я.

· Развитие самооценки: устойчивая, адекватная – у школьников с высоким уровнем сформированности учеб. д-ти.

Кризис семи лет: «школьная» часть кризиса и кризис «литического» возраста (Выготский, естессно).

«Школьная» часть. Все, что связано со школой, большую роль играет готовность к школе, притом не только самого ребенка, но и его семьи в целом.

Кризис младшего школьного возраста как «литического» возраста:

- утрата «непосредственности» поведения, зато + приобретение уровня произвольной регуляции поведения. Игровая ВД сменяется учебной. Полностью изменяются отношения социальной сферы, появляется необходимость принятия новой социальной позиции (в семье ребенок «ученик», появляются одноклассники, учитель - социальный взрослый и т.п.).

Кризис способствует психогенной школьной дезадаптации. Эта ПШД нарушает стату ребенка в школе и семье и затрудняет учебно-воспитательный процесс. Некоторые психологи считают ПШД «нормальным» кризисом, хоть и отрицательным. Чтобы ПШД не возникала нужная психологическая готовность ребенка к школьному обучению, включая личностную готовность (мотивационную и коммуникативную), произвольность и умственную зрелость, а также важны формы и характер учебного сотрудничества, предлагаемого учителем ребенку, и, конечно, же семейный контекст. Общение с педагогом играет ключевую роль (Эльконин) в становлении учебной ВД.

 

14. Подростковый возраст. Отрочество как самостоятельная и переходная стадия жизни.

 

Подростковый возраст называют критическим возрастом в ши­роком смысле слова:

1) подростковый кри­зис как переход от младшего школьного возраста к собственно

подростковому

2) переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту.

Подростковый возраст ставит перед подростками прежде всего задачу самоопределения в трех сферах: сексуаль­ной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоцио­нальной) и социальной. ВД - профессионально-учебная деятельность, характерная для периода юности; в ходе ее происходит подготовка к будущей профессии.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потреб­ностей: физиологической потребности, дающей импульс физи­ческой и сексуальной активности подростков; потребности в безо­пасности, которую подростки находят в принадлежности к груп­пе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; по­требности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и разви­тии собственного Я.

Особенностями психического развития данного периода являются:

1. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

2. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес противоположному полу.

3. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

4. Заметное развитие волевых качеств.

5. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

 

Направленность личности:

- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

 

При работе с подростками важно помнить, что объективная ССР подростка определяет его психическое развитие и психическое здоровье не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных пере­живаниях, опосредованной его позицией.

Работа консультанта с подростком значительно отличается от работы со школьником. Подросток стремится быть «на равных» с психологом. Кроме того, консультирование пройдет продуктивнее, если вместо подростка на беседе время от времени будет присутствовать диада «родитель-ребенок» (плюсы: наглядность тонкостей взаимодействия, повышение мотивации работы с психологом), однако, необходимо помнит об опасности создать даже видимость коалиции.

 

 

15. Проблема нормативных возрастных кризисов в зрелых возрастах.

 

В зрелости также есть нормативные возрастные кризисы, как необходимое условие развития, как ценностно-смысловые кризисы «пересмотра и подведения жизненных итогов» (Э. Эриксон). Они имеют социально-историческую природу. Например, кризис середины жизни возникает только тогда, когда появляется необходимость выбора пути самореализации личности в условиях свободы личного выбора. В Средневековье жизнь была предопределена в сфере профессии, семьи, религии, личного выбора и кризисных явлений фактически не было (Б. Майерс).

Анцыферова: причиной кризисов зрелых возрастов является осознание личностью несоответствия своего уровня профессионализма для решения поставленных жизненных задач вследствие ускорения темпов социального развития. Выход из кризиса - в непрерывном образовании и самосовершенствовании.

Отличия от детских кризисов: 1. они возникают реже (ниже темпа психического развития); 2. они не столь явно, привязаны к хронологическому возрасту; 3. протекание кризиса более осознанно, чем в детстве, и происходит преимущественно во внутреннем, скрытом для внешнего наблюдения плане.

Кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года): Д. Левинсон: две основные задачи этого возраста - сепарация от родителей и поиск своего места во взрослом обществе. Процесс сепарации как уход из родительского дома, уменьшение финансовой зависимости, принятие новых социальных ролей, человек становится более автономен и ответственен. Внутренним содержанием сепарации становится дифференциация (я и родители) с установлением новых личностных границ и преодоление эмоциональной зависимости от родительской поддержки и авторитета. Самоопределение при исследовании возможностей и диапазона социальных ролей. Важная задача - создание «мечты», определяющей базовую модель жизненной структуры личности. Она включает в себя: социокультурный мир (профессия, принадлежность к социальному классу, семья, карьера, социальные роли); измерение Я (осознанное и вытесненное психологическое содержание которого включает мотивы, конфликты, тревожность, стратегии совладания, умения, чувства и пр.); форму активности и своего участия в социальном взаимодействии.

Кризис 30 лет: «Мечта» превосходит возможности ее реального воплощения, поэтому происходит кризис 30 лет - первое «подведение жизненных итогов». Высокий или умеренный стресс, чувство утраты жизни и давления времени находит разрешение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно» и часто выражается в смене профессии, разводе, кардинальном изменении мировоззрения и жизненной философии. После прохождения кризиса 30 лет наступает фаза постановки и реализации жизненных целей: личность стремится «вложить себя» как можно более полно в семью, работу, общество, дружбу, в свой личностный рост («сделать себя»), но при этом стремится к независимости и самодостаточности в достижениях, карьере, привилегиях.

Кризис середины жизни (40-45 лет) «роковой» кризис середины жизни, осознание утраты молодости и конечности жизни и метафорический «перевод движения стрелок» часов жизни. Время осознается в терминах «время, которое мне еще осталось». Задачи создания новой жизненной структуры через интеграцию четырех полярностей.

Первая полярность «молодость - старость» требует осознания себя в середине жизни, принятия «символической смерти молодости» и начала физического угасания, открытия и исследования новых возможностей; принятие ответственности за родителей; осознание смертности наряду с жаждой бессмертия в контексте непрерывности человеческого рода.

Вторая полярность «деструкция - креативность» при ее позитивной интеграции приводит к росту желания продуктивности и обращения к творчеству.

Третья полярность «маскулинность - фемининность» разрешается через развитие полоролевой идентичности в сторону андрогинности и поиск новых тендерных ролей.

Четвертая полярность «привязанность - независимость» интеграция как усиление самодостаточности и автономии при расширении границ Я и доброжелательности к социальному окружению.

Кризис рассматривается пролонгированно (от 30 до 45 лет) - «десятилетие роковой черты», когда происходит осознание расхождения между мечтами и жизненными целями. Возраст «освобождения от иллюзий» и обращения к реальности. Главные проблемы: убывание физических сил и возможностей, привлекательности; изменение роли сексуальности в построении отношений с партнером и развитие гибкости в столкновении с трудными жизненными событиями - смертью родителей, уходом из дома вырастающих детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.