Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В-19 Любовь как основа построения современной семьи. Теории любви, виды любви




 

Любовь - может рассматриваться как:

  • эмоциональный процесс, имеющий свой объект;
  • как особый вид деятельности, проявление активности субъекта;
  • как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику развития, допускающую смену объекта.

Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и открытости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).

 

Любовь человека имеет культурно-историческую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.

 

Любовь проходит три стадии:

  • стадию привязанности как симбиотической связи субъекта и объекта (доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм, слитность партнеров),
  • стадию дифференциации (установления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей)
  • стадию автономизации и индивидуализации (формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности)

 

Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала — сексуальное

и эротическое (3. Фрейд, Э. Берн, Р. Мэй).

Фрейд выделяет два начала, которые объединяются на уровне взрослой генитальной любви:

  • «уровень чувственности» как выражение врожденных биологических влечений человека (врожденное)
  • «уровень нежности», соответствующий личностному уровню отношений

между партнерами (это приобретенное – интроекция материнской любви).

 

В юности на генитальной стадии происходят второй выбор сексуального объекта и окончательное преодоление комплекса Эдипа (Электры) как полный отказ от сексуального влечения к родителю противоположного пола и перенос его на другой объект. Интеграция сексуального и эротического начала обеспечивает гармонию супружеских отношений.

 

Анализ генезиса любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений получил благодаря психоаналитикам широкое признание и стал традиционным (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.)

 

Теория любви Э. Фромма [1990]: считал любовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром.

Путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — признается единственно возможным и универсальным.

 

Фромм выделяет различные виды любви:

эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;

братскую -идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

• материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь

безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать;

любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности

своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех фор-

мах ее проявления.

 

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы.

Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им д в а модуса л ю б в и:

  • любовь как обладание («все на продажу», любовь как денежный эквивалент обмена услугами и товарами)
  • любовь как бытие ( творческая активная любовь, дает условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви, принцип «отдавать»).

 

 

Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоления нарциссизма. Исключительность любви проявляется во всем: в

уникальности партнера, в уникальности самих отношений. Эта идея Фромма перекликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы-

ступает как утверждение неповторимости существования другого человека.

 

В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматривается как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости),

как способность, позволяющая разрешить противоречие между осознанием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения личностной идентичности в равноправных отношениях.

 

В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в

любви как одну из базовых потребностей человека.

Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви:

  • дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является восполнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и
  • любовь бытия, в которой сама активность любви выступает как самоценность, она альтруистична, способствует самоактуализации личности.

 

В концепции любви Р. Мэя (гуманистический экзистенциализм), любовь-эрос рассматривается как стремление к творчеству, единению и воспроизводству, способность к созиданию, путь к самореализации, расширению границ самости, обретению

высших форм истины, красоты и добра. Главные мотивы любви, согласно Мэю, — стремление к самоутверждению и надежда на спасение от одиночества.

 

К. Роджерс (гум.психология) - представления о любви как процессе общения и установления отношений, вводит требование конгруэнтности (вспоминаем Сорина!!!)— внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира.

Р. Стернберг предложил трехкомпонентную теорию любви. Это треугольник, в котором каждая из вершин символизирует компонент любви.

Первая вершина — интимность, чувство симпатии, связи и близости с любимым человеком, предполагающая близость чувств, интересов, ценностей и убеждений.

Вторая вершина— страсть как эротическое, физическое, сексуальное влечение к партнеру.

Третья — решение/обязательство. Решение означает выбор личности

именно этого партнера в качестве предмета любви. Обязательство предполагает принятие личностью на себя обязательства любить и быть верным партнеру в долговременной перспективе.

 

В зависимости от соотношения всех компонентов можно говорить о различных видах любви:

Все три компонента:

  • Совершенная любовь

Два компонента:

  • Романтическая любовь - определяется преобладанием близости и страсти (нет обязательств).
  • Любовь-дружба - сочетание близости и обязательств (нет страсти).
  • Слепая любовь — это страсть, подкрепленная обязательствами (нет близости)

Один компонент:

  • страстная влюбленность (страсть),
  • симпатия (интимность, близость) и
  • пустая любовь (обязательства).

 

Проблема генезиса и развития любви — одна из наименее разработанных в

психологии эмоций. Здесь можно выделить функциональный и собственно

онтогенетический аспект.

 

Как рождается любовь? Процесс функционального развития любви (на основе литературы, Стендаль):

  • Первый этап — восхищение предметом любви.
  • Второй этап — изучение предмета любви.
  • Третий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств (идеализация образа партнера).
  • Четвертый этап — рождение сомнения. Идеализация образа партнера и сомнение в себе, насколько же он сам достоин любви своего избранника «Так ли я хорош для партнера?».
  • Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтверждения ответной любви направляет процесс саморазвития личности в сторону выделения и культивирования в себе лучших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Происходит личностный рост носителя чувства любви («приподнять себя» до партнера) в контексте построения отношений со значимым Другим.
  • Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения полной близости и единства с ее объектом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.