Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к ролевой структуре




• ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей,

образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од-

ним человеком, так и семьей в целом;

• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей

личности в рамках семьи;

•принятые роли должны соответствовать возможностям личности,

нельзя допускать «ролевой перегрузки»;

•выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.

 

Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям.

В основу классификации ролей Ф. Ная положен функциональный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей:

  • «кормилец» семьи (сейчас оба супруга),
  • хозяин (хозяйка) дома,
  • ответственный за уход и воспитание младенца,
  • воспитатель детей,
  • сексуальный партнер (проявление активности и инициативности),
  • «семейный психотерапевт»,
  • несущий ответственность за поддержание родственных связей,
  • организатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи),
  • организатор семейной субкультуры.

 

При распределении конвенциональных ролей наблюдается полоролевая дифференциация, которая определяется особенностями представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье, особенностями полоролевой идентичности и реальным распределе-

нием ролей в семье между супругами [Алешина, Борисов, 1989].

 

Традиционализация ролей в семье по гендерному принципу связана с рождением и воспитанием маленьких детей. В современной

семье полоролевая дифференциация достаточно подвижна.

 

Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи и выступает обособленно по причине теснейшего взаимодействия ребенка в младенческом возрасте с близким взрослым.

Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери (кормление грудью — биологически обусловленная функция матери; предпосылки

синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в период пренатального развития, мать – лучшая фигура для первого социального контакта)

 

Реализация роли воспитателя детей (более старшего возраста) осуществляется обоими родителями. Степень участия отца определяется следующими факторами:

• уровнем образования.

• полом ребенка.

•возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем больше включен отец. Надо включать его раньше, чтобы формировать безопасную привязанность в отношениях ребенка с отцом, вырабатывать единую род.позицию с матерью, способствует безусловному принятию сто стороны отца.

Типичной проблемой ролевой структуры семьи, где оба супруга работают, является ролевая перегруженность и дилемма идентичности работающей женщины, отсюда ролевой конфликт из-за невозможности успешного выполнения ею большого количества ролей — семейных и профессиональных — в силу противоречивости, предъявляемых к ним требований; отсутствием необходимых физических ресурсов; чрезмерностью требований к выполнению ролей, устанавливаемых самой женщиной

 

Ролевое поведение характеризуется:

  • степенью принятия ответственности за выполнение роли,
  • ролевой компетентностью,
  • сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения;
  • конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Алешина, 1994].

 

Фактор родительской семьи каждого из супругов, два возможных типа воздействия этого фактора на принятие и исполнение роли:

1) повторение (воспроизведение) в собственной семье распределения семейных ролей и исполнение ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье;

2) отвержение семейного уклада родительской семьи. Одной из причин отвержения может

стать неблагополучие детско-родительских отношений в семье одного из

супругов.

 

Принятие семейных ролей определяется:

  • мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферой членов семьи,
  • их личностными особенностями (например, зависимость/автономия в принятии решений).
  • сиблинговые взаимоотношения в собственной семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих переносится на собственного супруга и детей)(Черников, 1998).

 

Можно выделить несколько вариантов сочетания ролевых ожиданий в

зависимости от сиблинговых позиций:

комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции

супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые

стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения;

частично комплементарный брак — частичное совпадение сиблинговых позиций супругов. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия;

некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.

 

Сами роли могут оказывать психотравмирующее воздействие как на их исполнителя, так и на остальных членов семьи и семью в целом.

Патологизирующие роли (X. Рихтер) в зависимости от их субъекта могут быть:

  • индивидуальными («семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «бэби», «больной член семьи»)
  • семейными (они лежат в области нарушений в системе «семья — социальное окружение, типы «семья-театр», «семья-крепость», «семья-санаторий»)

 

Генезис и функционирование патологизирующих ролей определяются

действием защитных механизмов, обусловленных личностными проблема-

ми каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом.

В основе патологизирующих ролей лежат нарушения представлений

членов семьи друг о друге, о себе и семье в целом — феномен «семейных

мифов» (Эйдемиллер, Юстицкис)

 

 

В-20 Основные характеристики межличностного общения в семье. Причины и виды нарушения общения. Методы диагностики супружеских отношений.

 

Задачи межличностной коммуникации в семье (Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987):

1. обмен информацией,

2. согласование усилий и выполнения ролей в совместной деятельности,

3. установление и развития межличностных отношений,

4. познание партнера и самопознания.

 

Особенностью межличностной коммуникации в семье является:

  • высокая эмоциональная насыщенность
  • интенсивность общения.

 

Структура коммуникативного акта включает:

• возникновение потребности и мотивов общения;

• определение задач коммуникации (информационно-познавательная, за-

дачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или

изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной

связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему,

получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);.

• передача информации, включая выбор определенного содержания

(что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать);

• получение информации партнером, включая процессы декодирования

содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуникации;

• анализ полученной информации и принятие решения о содержании

ответного акта коммуникации;

•передача информации, включая выбор определенного содержания

(что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.