Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение планировать




Что значит планировать свою работу? Это значит выбрать то, чем вы будете заниматься, определить время, в течение которого вы бу­дете этим заниматься, установить объем материала, который надо изучить, продумать, в какой форме вы будете представлять изу­ченный материал. Учиться этому можно только на практике, ошибаясь и планируя снова.

В жизни каждый чело­век что-то планирует: какой фильм посмотреть, куда по­ехать с друзьями, но планы могут быть и серьезными, например, последовательность изучения иностранного языка и т. д. Если человек прибегает к составлению плана от случая к случаю, он не сможет подобраться к цели, т. к. не будет системы, которая поддержала бы его. Тот же, кто решил серьезно планировать свою учебу, начнет составление планов на разные промежутки времени и тогда почувствует, как дела постепенно выстраиваются, появляется очередность, устанавливаются приоритеты, не главное отходит на второй план и наоборот — наиболее важные стороны плана уточняются и становятся более насыщен­ными. Планирование лучше всего рассматривать как «пись­менную работу». Конечно, ничего плохого нет в том, что вы про­думаете план завтрашнего дня и будете ему следовать, но попро­буйте письменный вариант: на месяц, на неделю, на день — и вы увидите преимущества. Время, которое вы потратите на плани­рование своей работы, не пропадет даром, т. к. это и есть время на принятие решения: что, когда и как сделать. Происходит расстановка приоритетов, выбираются главные дела, и определяют­ся сроки их выполнения. Поэтому-то и полезно планировать на короткий срок, на средний срок и на дальнюю перспективу. Важ­ным в планировании является умение расставить дела в порядке значимости, осо­бенно на ближайшую перс­пективу. Если вы спланировали все правильно, то вы не упустите важные мелочи.

Рекомендации по планированию:

• Составляя план, исходите из главной цели, которая перед вами стоит, но старайтесь выделить в своей работе промежу­точные этапы. Не ставьте в план цель «освоить алгебру». Начните, например, с раздела «Решение квадратных уравнений». Тогда вам легче будет проверить, выполнили ли вы это пункт, решив с легкостью 20 уравнений.

• Пытайтесь составлять план на завтра, на неделю, на месяц.

• В плане могут быть и второстепенные дела. Их можно чередовать, отдавая предпочтение основным.

• Необходимо анализировать выполнение ежедневного плана, обдумывая, что и почему не удалось сделать, и решать, как распределить в будущем невыполненные дела. В учебной работе мало кому удается избежать периодов «штурма», особенно перед экзаменом, но, по мере возможности, не запус­кайте дела до такого состояния, когда процесс примет не­обратимые формы. Ровное усвоение материала поможет вам обрести уверенность в себе, предохранит вас от напряжения и стресса в экзаменационный период.

• Учитесь использовать преимущества вашего настроения. Если математика сегодня «не идет», ни один пример не получается, поменяйте вид работы: займитесь биологией или лите­ратурой. Но бесконечно откладывать то, что не получается, нельзя, стоит прибегнуть к чьей-либо помощи.

• Просматривая недельные планы, обращайте внимание на количество не сделанного. Если таких дел много, пересмот­рите подход к планированию: либо вы береге на себя завы­шенные обязательства, либо заняты чем-то другим в ущерб главному делу. Важно приучить себя к завершению намеченных дел. Если дело очень сложное, то не расценивайте ого сразу как неосущест­вимое — это будет уступкой своей слабости. Напишите то, что вы хотели сделать, «раз­бейте» дело на части. При внимательном рассмотрении окажется, что вы все сможе­те, и дело, которое казалось в начале трудным или даже невыполнимым, увидится вполне реальным.

Распределение времени:

Рациональное распределение времени - это умение, как умение водить машину или умение вязать. Это умение можно формировать, развивать, им можно овладеть. Проблема рационального использования времени настолько актуальна, что возникла наука — тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент - это раздел ме­неджмента, который рассказывает, как управлять рабочим временем: своим, своих подчиненных — и как при этом избежать конфликтов, преодолеть стрессовые ситуации.

Как и в случае с плани­рованием, систему правиль­ного распределения времени каждый создает себе сам. Есть множество приемов, многократно проверенных на практике, которые помогут вам правильно построить собствен­ную систему распределения времени:

1. Определите для себя «пожирателей» вашего времени, ограничьте контакты с нами. К наиболее распространен­ным пожирателям времени можно отнести: телевизор, компью­терные игры, болтовню ни о чем по телефону, фланирование с друзьями по улице...

2. Научитесь говорить «нет». Слово в нет», сказанное вежливо, должно продемонстрировать твердость вашего характера, показать, что вы уже научились расставлять приоритеты:

— отказались от ежедневных встреч с друзьями в пользу учебы;

— не включаете телевизор до тех пор, пока не выполнили всю работу;

— включаете компьютер только для работы.

Все сказанное не означает, что учеба потребует отказаться от встреч с друзьями, помощи родителям по дому, возможности иметь свободное время,— речь идет только о том, что нужно уметь выде­лять главное и делать его в первую очередь.

1. Определите наиболее плодотворное для работы время, то есть время, когда вы работаете с наибольшей производительностью. Чаще всего это утренние часы, но бывают и исключения. Время это лучше всего подбирать опытным путем. Постарайтесь в тече­ние двух недель проверить свою работоспособность в течение суток.

4.Свое продуктивное время постарайтесь защи­тить от внешних помех и сами не отвлекайтесь: нео­жиданные телефонные звонки, передачи по телевизору не должны менять ваших планов.

5.Учебная работа не тре­бует жестких временных ра­мок. Если до конца запланированного вами времени остается 10 минут, а вам на­до закончить упражнение, не стоит бросать работу, лучше ее завершить. В другой раз может произойти обратное. Если вы долго бьетесь над каким-то заданием и у вас наконец-то получилось то, к чему вы стремились давно (например, поняли закономерность написания химических реакций), закрепите успех, не считаясь со временем, сделайте несколько упражнений. Ну а если работа не ладится и вы сердиты, то лучше сделать незапланированный перерыв.

Если вы чувствуете, что предмет, которым вы занимаетесь, для вас труден, не спешите бросить его и заняться чем-нибудь другим, более легким. Чаще всего эти впечатления рождены ва­шим отношением к предмету, а не реальной ситуацией. Попро­буйте серьезнее познакомиться с трудным предметом, возможно, ситуация изменится.

Даже тогда, когда приходится заниматься тем, что вам не очень нравится, у вас есть выбор: делать это неохотно или же, принял разумное решение, с «легким сердцем», с бодростью.

6. Не откладывайте начало работы «на потом». Представьте, что вы должны через месяц сдать реферат. Времени впереди мно­го, и вы откладываете начало работы. В итоге эта отсрочка при­ведет к тому, что вы не будете успевать, возникнет масса недора­боток: вы используете меньше источников, оскудеют выводы, которые вы сделаете, останется меньше времени на редактирование и оформление реферата. Все это приведет к ухудшению качества, а следовательно, и оценки. Если же составить план работы над рефератом и поставить временные рамки для каждого пункта плана, можно получить очень хороший результат.

8. При вынужденных потерях времени (очередь к врачу, время на дорогу) научитесь расслабляться и отдыхать или займитесь зарядкой ума. Использовать время в пути можно, слушая хорошую музыку или поэзию. Роберт Кеннеди, например, слушал пьесы Шекспира, пока брился. Во время уборки квартиры можно повторять то, что нужно выучить наизусть. Эти нехитрые приемы помогут развить память.

9. Развивайте у себя чувство времени. Для начала тренируй­тесь, угадывая, который час. В первое время ошибки неизбежны, но постоянные тренировки уменьшат их количество. Прикиды­вайте, сколько времени уйдет на выполнение данного задания, на изучение текста, на решение примера и т. д. Все время кор­ректируйте ошибку по отношению к вашему прогнозу. На следующем этапе старайтесь распределять дела по времени, пытаясь рассчитать их длительность. Постоянная тренировка поможет вам в дальнейшем с наименьшими ошибками определить «плот­ность» дел, которые вы будете планировать. Кроме того, в усло­виях возрастания роли тестов при оценке знаний умение рас­считать время на выполнение определенного рода заданий уве­личит ваши шансы на успех.

10. Каждый человек должен знать продолжительность своего сна — она индивидуальна. Попробуйте определить оптимальное для хорошего самочувствия время засыпания и время пробуждения. Если время сна удовлетворяет физиологическую потреб­ность человека, нет проблем с пробуждением, не надо «уговаривать себя» вставать по утрам.

Выезжая на занятия, встречу, на работу, предусматривайте время на непредвиденные ситуации. Приучайте себя не опаздывать.

 

(Лекция4-5) «Технологии подготовки к занятиям»

Одной из основных форм обучения в вузе является лекция. При записи лекции желательно учитывать рекомендации психологов. План лекции записывается со сдвигом вправо на 1/3 страницы, литература – на ½.

Ведение конспекта лекций не подразумевает дословной фиксации того, что говорит преподаватель, это может сделать диктофон. Конспект необходим для сохранения основных мыслей рассмат­риваемой темы. Если лекция интересует вас целиком или предпо­лагается возвращаться к ней неоднократно, лучше просто записать ее на диктофон. Тем, кто не умеет вести конспект, этот совет может оказать помощь, так как запись нужной для вас лекции можно использовать дома для тренировки в составлении конспекта.

Прежде чем приступать к ведению записей, необходимо понять, что фиксировать вы будете не все, о чем услышите, а только главную мысль лектора. Это непростая умственная работа Важно научиться выделять основные мысли и связывать их между собой. Запись не всегда удается сделать аккуратно, поэтому полезно, не откладывая в «долгий ящик», сразу переработать записи привести их в доступный для чтения вид. Первый опыт составления конспекта на слух полезно начинать с составления план; того, что было услышано. В этой работе очень помогает опыт записи на диктофон. Неоднократное прослушивание дает возможность сделать пояснение к каждому пункту плана и создать ]в результате целостный текст, добавляя все более важные сведения. Полезно повторить опыт составления конспекта на слух неоднократно — до тех пор, пока вы не научитесь четко и кратко записывать прослушанный материал. По мере приобретения навыков составления конспектов можно будет обходиться без диктофона и повторного прослушивания.

Очень важна работа с лекцией дома. Для успешного усвоения материала лекции рекомендуется придерживаться следующих этапов работы с лекцией, в основе которых лежит явление интериоризации, перевод внешних действий во внутренний план личности. Можно выделить следующие этапы работы с лекцией:

1. Проработать текст записанной лекции с карандашом в руках для расшифровки всех непонятных, сделанных второпях записей, отметить наиболее важные места с помощью маркеров или знаков самые главные моменты;

2. Выполнить задания, если преподаватель их давал по ходу лекции, обратиться к словарям, если встретили непонятные термины;

3. Прочитать лекцию вслух;

4. Прочитать «про себя», мысленно проговаривая слова;

5. Прочитать «про себя» без проговаривания;

6. Повторить текст лекции без обращения к записям.

При подготовке к практическим, семинарским занятиям необходимо владеть приемами работы с текстом. К основным приемам относятся: конспектирование, тезирование, планирование, цитирование, реферирование, рецензирование, справка, формально-логическая модель, аннотирование, матрица идей, микротезаурус. Метод внеконтекстных операций с понятиями.

1. Конспект (констпектирование) (от лат. conspectus - «обзор, очерк») — краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их подтверждение фактами, примерами. Как составляется конспект? Главная информация записывается полностью, без существенных сокращений. Основное содержание конспектирования составляет переработка второстепенной информа­ции в целях се обобщения и сокращения.

Хороший конспект — это хорошо структу­рированный текст, который позволяет быстро вспомнить суть даже очень давно прочитанного материала, (Конспект, оформленный как сплошной текст, менее эффективен.)

В конспект целесообразно включать позиции, идеи, взгляды, факты как основные структурные элементы. Ваши комментарии, пояснения, отношение к прочитанному составляют существенную часть конспекта. В конспекте неплохо использовать и маркировку.

При составлении конспекта сначала нужно понять смысл текста в целом, затем разбить его на основные части (т. е. составить план) и сформулирован, главные мысли {тезисы).

Приемы осмысления текста:

— постановка вопросов и поиск ответов на них в самом тексте;

— постановка вопросов-предположений типа «А не потому ли..что?»;

—предвосхищение плана изложения того, о чем будет говориться дальше;

— мысленное возвращение к ранее прочитанному под давлением новой мысли, критический анализ и опенка прочитанного текста.

Избегайте написания «слепых» конспектов, в которых не выделены основные мысли. Подчеркните цветным карандашом основные положения, сделайте пометки на полях. Таким же образом целесооб­разно работать с лекциями и литературой (если они ваши).

2. План (планирование) (от лат. pianum - «плоскость») - заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; проект, основные черты какой - либо работы, изложения; определенный порядок, последо­вательность в изложении чего-либо. Выделяют различные виды пла­нов: тезисный, штатный, вопросный и проч.

3. Тезисы (тезирование) (от греч. ihesis — «положение, утверждение») — краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада. Тезисы в отличие от конспекта не содержат фактического материала.

Тезисы бывают текстуальные, свободные, смешанные. К текс­туальным тезисам относятся записи, которые соответствуют ав­торскому тексту. Свободные тезисы - передача авторской мысли собственными словами. Смешанные тезисы — соединение тексту­альных и свободных тезисов.

План и тезисы, дополненные фактическим материалом, пред­ставляют собой конспект.

Рекомендации по конспектированию и составлению планов. Прежде чем начать конспектирование, следую уяснить особенное таких видов конспектов, как план-конспект, текстуальный (цитат­ный), свободный, тематический, схематический.

Основные требованиями к написанию конспекта:

· Системность и логичность изложения материала.

· Краткость.

· Убедительность и доказательность.

Приступая к конспектированию, необходимо прочитать текст, отметить в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, выбрать вид конспекта;

План-конспект — сжатый в форме плана пересказ прочитан­ного или услышанного. Такой конспект краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично изла­гать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, тая как плохо восстанавливается в памяти содержание мате­риала.

Этапы работы:

1. Составить план текста.

2. Разъяснить кратко и доказательно каждый пункт плана, выбрать разумную и эффектив­ную форму записи.

3. Сформулировать и записать вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект — конспект, созданный из отрывков подлинника, цитат. Он строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; им пользуемся для работы с первоисточни ком; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способ­ствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

I. Прочитать текст, отметить в нем основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь.

3. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.

4. Сделать общий вывод.

Свободный конспект — это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он требует серьезных усилий при составлении, в высшей степени
способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

1. Изучить и глубоко осмыслить источник.

2. Выписать основные мысли, щпаты, составить тезисы.

3. Исполь­зуя подготовленный материал, сформулировать основные положе­ния по теме.

Тематический конспект — конспект ответа на поставленный
вопрос или конспект учебного материала темы. Он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки
зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и
личный опыт; используется и процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

1. Изучить несколько источников и сделать ил них выборку материала по определенной теме или хронологии.

2. Мыс­ленно оформить прочитанный материал в виде плана.

3. Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложить материал.

4. Составить пере­чень основных мыслей, содержащихся в тексте, в виде простою плана.

5. Выяснить в словаре значение новых, непонятных слов, выписать их в свой педагогический словарь.

6. Перед тем, как сдать работу преподава­телю, прочитать конспект еще раз, при необходимости доработать его.

Методические рекомендации по составлению тезисов. Снача­ла познакомьтесь с содержанием материала. Обратите внимание на шрифтовые выделения: эта подсказка поможет вам в работе. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием). Определите главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).

3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочи­тывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).

4. Чтение с проработкой материала, т. е. изучение содер­жания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и со­ставление различного рода записей прочитанного.

В самостоятельной работе с книгой применяют все перечис­ленные методы, но когда человек систематически занимается са­мообразованием, особое значение имеет последний метод — изу­чение книг.

Для успеха всякого чте­ния важно отчетливо пони­мать ого цель. Так, человек может обратиться к книге для того, чтобы удовлетво­рить жажду познания, овла­деть специальностью или усовершенствоваться в ней; лучше по­знать прошлое или научиться разбираться в окружающей жизни; научиться логически мыслить, рассуждать; научиться решать задачи, писать сочинения, выступать с докладами; удовлетворить свои эстетические запросы и т. д. Могут быть и другие цели: найти подтверждение, обоснование какой-то мысли, вывода; получить справку по интересующему вопросу; получить возмож­ность решить такую-то задачу, выполнить такую-то работу; узнать мнение, чтобы принять его к руководству или, наоборот, оспорить; подготовиться, чтобы передать знания другим; добыть данные для сопоставления или противопоставления каких-то явлений, событий, литературных персонажей; понять, как пользоваться чем-нибудь (машиной, инструментом, препаратом) и т. д.

Каждая из перечисленных или другая из неназванных, но возможных целей накладывает свой отпечаток на характер чте­ния. Однако во всех случаях, при любых поставленных целях читатель должен придерживаться определенных правил чтения и настойчиво развивать в себе определенный ряд качеств, повы­шающих результативность самообразовательной работы.

Ясно осознанная цель чтения облегчает уже первое знакомство скнигой, она служит своеобразным ориентиром, помогающим быстрее заметить то, что читателю валено, необходимо, интересно

Для повышения эффективности чтения-просмотра большое значение имеет также целесообразный порядок знакомства с содержанием книги. Этот порядок может быть не одинаковым у разных читателей, но важно, чтобы он неизменно соблюдался и чтобы прежде чем взяться за основной текст, читатель обязательно ознакомился с имеющейся в каждой книге титульной страницей, также с оглавлением (содержанием), предисловием (введенном) заключением (послесловием), справочным аппаратом (если эти элементы имеются в книге). Привычка, принимаясь за новую книгу, проходить мимо указанных элементов вредна, так как оставляет читателя в неведении относительно многих характеристик освещающих содержание книги и облегчающих предстоящую работу с текстом.

Титульная страница знакомит читателя с фамилией автор; книги, ее заглавием, указывает, где, каким издательством и в каком году она издана или переиздана.

Оглавление (оно обычно помещается в конце книги) или содержание (его можно найти и в начале книги, сразу же за титульные листом) дает представление о содержании всего произведения, о его структуре и соотношении отдельных частей.

Предисловие, написанное автором, редактором книги или авторитетным специалистом, обращено обычно непосредственно к читателю. Задача предисловия — облегчить читателю понимание основного текста, раскрыть замысел всего произведения, иногда подсказать, как пользоваться книгой, — словом, представить книгу читателю.

Многие книги, особенно научные исследования, собраниия сочинений и т. п., содержат в помощь читателю особый справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметны указатели, списки использованной или относящейся к исследуемому вопросу литературы, таблицы, схемы, рисунки и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.