Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности




Введение

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

 

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом института

 

Липецк 2014

Рекомендовано к изданию

кафедрой экономики и управления

Липецкого института кооперации

(филиала) БУКЭП

Протокол №1 от 30.08 2013

Автор:

Щелакова Ольга Михайловна, ст. преподаватель кафедры экономики и управления Липецкого института кооперации (филиала) БУКЭП

Рецензент:

Гречушкин Валерий Александрович, к.п.н., доцент кафедры экономики и управления Липецкого института кооперации (филиала) БУКЭП

Кравченко Валентина Михайловна, к.ф.н., профессор ЛЭГИ

 

Щелакова, О.М.

Менеджмент: Учебное пособие /

О.М. Щелакова. - Липецк: Изд-во ЛИК, 2014. – 120 с.

 

В данном пособие рассматриваются такие темы как сущность и характерные черты современного менеджмента, внешняя и внутренняя среда организации, составляющие цикла менеджмента, типы организационных структур управления, планирование, стратегические и тактические планы в системе менеджмента, мотивация потребностей, контроль в процессе управления. Рассматриваются система методов управления, принятие решений, коммуникативность и общение, руководство, власть, партнёрство, управление конфликтами, стрессами и организационными изменениями, деловое общение, труд руководителя, эффективность труда менеджера, планирование личной работы руководителя.

Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Экономика»

 

 

© Издательство Липецкого института кооперации, 2014

Содержание

Введение 3

Тема1. «Сущность и характерные черты современного менеджмента» 3

Тема2. «Внешняя и внутренняя среда организации» 8

Тема 3. Составляющие цикла менеджмента 10

Тема 4.Типы организационных структур управления 18

Тема 5. Планирование. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента 21

Тема 6.Мотивация потребностей 27

Тема 7. «Контроль в процессе управления» 33

Тема 8. Система методов управления 37

Тема 9. Принятие решений 38

Тема 10. «Коммуникативность и общение» 41

Тема 11. «Руководство, власть, партнёрство» 52

Тема 12. «Управление конфликтами, стрессами и организационными изменениями» 55

Тема 13. Деловое общение 59

Тема 14. Труд руководителя 79

Тема 15. Эффективность труда менеджера 84

Тема 16. Планирование личной работы руководителя 91

Вопросы для самостоятельной работы, подготовки к промежуточной аттестации 95

Примерная тематика рефератов для самостоятельной работы студентов 97

Контрольное тестирование по дисциплине «Менеджмент» 98

Список рекомендуемой литературы 119

 

 

Современный менеджмент, как сложная система управления организациями, функционируемыми в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

К настоящему времени накоплен богатый практический опыт правления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.д., хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка данных вопросов.

Цель изучения курса «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными принципами и методами менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закрепление необходимых навыков для применения их на практике.

Тема1. «Сущность и характерные черты современного менеджмента».

 

1.Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

2. Развитие менеджмента:

 

Управление, являясь древнейшей областью человеческой деятельности, существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Уже первобытная община каким-то образом координировала действия своих членов, создавая материальные и социальные ценности. Управление присутствует во всех областях нашей жизни. Можно выделить такие его виды:

техническое (управление автомобилем);

государственное (правовая система, органы власти);

идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий);

негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например: движение в защиту окружающей среды);

хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

Между всеми этими видами управления есть общее, это законы, правила, принципы. Их изучает наука об управлении.

Управление различно в разных экономических системах. Деятельность по управлению в условиях рынка носит название «менеджмент».

Менеджмент (в переводе с англ. «управление») – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Главное в менеджменте – ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия.

Цель менеджмента, как науки – разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое и эффективное функционирование систем управления.

Цель менеджмента, как практически эффективного предприятия – достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путём рациональной организации производственного процесса и развития технико-технологической базы организации.

Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы её деятельности, поэтому можно выделить отдельные виды менеджмента:

производственный;

финансовый;

инновационный;

стратегический;

персонала;

торговый;

маркетинговый(в настоящее время разрабатываются и другие виды – банковский, налоговый, международный и др.)

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий самостоятельностью.

Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

Высший уровень (ген. директор и др. члены правления)

Средний уровень (начальники функциональных подразделений)

Низший уровень (руководители подотделов, секторов, групп)

Качества менеджера: профессионализм, знания в областях человеческих отношений, целеустремлённость, смелость, напористость, уверенность в себе, коммуникабельность, ответственность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.