Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проповедь в иноверческой среде 1 страница




Проповедь в образовательных учреждениях

Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании и т. п.).

Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию. Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности.

Неофиты, недавно пришедшие к православной вере, еще мало знающие основы Православия и часто переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Подходящими методами работы в этой среде являются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, а также вовлечение в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.

Воцерковленная молодежь, различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо применять различные формы участия в церковном и общественном служении, устранять барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.

5. Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом, является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодежи, но при этом — наполненными христианским содержанием.

6. Молодежь, негативно настроенная к Церкви. При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Ним. 2.4)».

Служение Церкви среди молодежи как самостоятельное миссионерское направление достаточно новое дело. Лишь только в XX в. созрела и быта сформулирована необходимость специального миссионерского обращения Церкви к молодым людям. И в первую очередь это связано с тем, что в условиях современного мира молодежь выделилась, или ее стали выделять, в отдельную социальную группу со своей непохожей субкультурой, особыми интересами, ценностями, нормами поведения и проблемами.

Как часть общества, молодежь стала объектом изучения и исследования многих социальных наук: философии, психологии, истории и педагогики. В некоторых вузах открылись отдельные кафедры, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодежи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми.

В свою очередь интерес Церкви к молодым людям продиктован, прежде всего, заботой о них. После интронизации в соборном храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратиться ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с тем и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».

1. Исторический фактор:

Однако было бы неверным считать, что в Русской Православной Церкви до «Новейшего» ее периода вообще отсутствовала традиция обращения к молодому поколению и его воспитание. «Повесть временных лет» говорит следующее: «И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, и люди на крещение приводить по всем городам и селам и давать детям научение книжное», — тем самым с раннего периода христианизации Руси выказывается особое внимание к детям и юношеству.

Древним и ярким примером является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Здесь автор, наряду с вопросами государственного устройства и управления землей, касается и вообще свойств достойного человека и хорошего христианина, затрагивает в нескольких словах и собственно воспитание, а также дает практические советы и наставления.

Отсутствие специальных педагогических разработок до Синодального периода с успехом компенсировалось воспитательной ролью семьи и образованием, которое было непременно церковным, так как школы существовали вместе с Церковью и под управлением церковного священноначалия. Образование юношества в таких школах всегда было подчинено высшей цели — духовному и нравственному становлению.

В начале XIX в. открытие при приходах начальных школ для детей позволяло решать одновременно как образовательные, так и воспитательные задачи. Как говорилось в правилах, их цель заключается в том, чтобы «утверждать православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Школы получили название «церковно-приходских», и к середине XIX в. в России действовало уже около 20 000 таких школ.

Примерно в то же время получили распространение и различные формы воскресного обучения детей: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. По примеру двух священников Пермской епархии, которые проводили такие занятия для детей рабочих Нытвинского завода, подобные беседы стали называть «воскресной школой». Они получили свое заслуженное признание и распространение во многих городах: Могилев, Одесса, Оренбург, Чернигов, Харьков, Казань, Нежин, Архангельск, Рязань, Елисаветград. Цели, которые ставили преподаватели, а это в основном священнослужители, были те же самые, что и в церковно-приходских школах — распространение духовно-нравственного просвещения и воспитание молодого поколения.

После революции 1917 г. в России церковно-приходские и воскресные школы, по причине принятия Закона об отделении Церкви от государства, прекратили свое существование, хотя сохранились в среде русских эмигрантов. Так, например, только во Франции в 1920–1939 гг. существовала целая сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах в русских колониях. А для координации их работы был создан особый комитет. Русская церковная эмиграция вообще очень плодотворно потрудилась в работе с молодежью. Главным ее успехом стало воцерковление студенческого движения, которое в буквальном смысле воспитало несколько поколений русской молодежи в эмиграции. Благодаря целенаправленной работе, поначалу разрозненные, зачастую интерконфессиональные студенческие кружки и собрания, различные местные организации и группы, существовавшие в разных странах, удалось объединить в одно движение и вернуть в церковно-православное русло. Тогда же были выработаны основные формы и методы работы в молодежной среде, которые до сих пор успешно используются: кружки и сборы, братства и центры социальной помощи, детские и студенческие лагеря, лекции, съезды и издания.

Цели движения были сформулированы на молодежных съездах под председательством прот. В. Зеньковского, долгие годы бессменного лидера движения. Одна из них — сохранение русской культуры, ее творческое продолжение, которое немыслимо без Православия. Об этом так и говорится в Уставе Русского Студенческого Христианского Движения от 1959 г.: «РСХД утверждает свою неразрывную связь с Россией. Наша принадлежность к русскому народу и к Русской Православной Церкви налагает на нас духовные обязательства, независимо от того, мыслим ли мы себя временными изгнанниками-эмигрантами или решили связать свою жизнь с другой страной. Подлинная русская культура неотделима от Православия: поэтому в хранении и продолжении ее мы видим наш долг. Мы видим наш долг также в свидетельстве перед миром о подлинном лике России, в напоминании о страданиях русского народа».

Но, несомненно, основной целью движения стало «объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви и привлечение к вере во Христа равнодушных к вере и неверующих». Молодежное движение и феномен РСХД, его плодотворность и живучесть еще нуждаются в подробном изучении, а опыт, накопленный за годы работы с молодежью, востребован и в настоящее время.

Изменение политической ситуации в СССР и издание Закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г. создало благоприятную обстановку для проповеди среди молодежи. Уже в декабре этого же года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес решение о создании единой православной молодежной организации. Вскоре как следствие этого решения прошел Съезд Православной Молодежи, который и объявил о создании Всецерковного Православного Молодежного Движения (ВПМД). На тот момент в него вошли православные братства, скаутские группы, молодежные организации, которые формировались при приходах. Во многих епархиях Русской Православной Церкви были вскоре открыты региональные отделения ВПМД, во главе которых стали инициативные и молодые священники.

После преобразования ВПМД в Синодальный отдел по делам молодежи и открытия епархиальных отделов служение получило новый импульс. Прошел целый ряд съездов православной молодежи в различных епархиях, в том числе Всецерковный съезд православной молодежи в Москве. Поддержка священноначалием нового миссионерского служения среди молодежи обусловила возможность и регулярность проведения разнообразных конференций, семинаров, туристических слетов и детских православных лагерей, молодежных фестивалей и краеведческих экспедиций практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. Наметились и воплощаются новые формы и методы работы с молодежью при сохранении главной цели, которую провозгласило ВПМД: «объединение православной молодежи в служении Православной Церкви, а также приведение ко Христу тех, кто находится вне спасительной церковной ограды».

2. Возрастной и социальный факторы:

К категории молодежи обычно относят возрастную группу от 18 до 30 лет, хотя существует и более широкое деление по возрастным подгруппам, которое включает: детство от рождения, отрочество, юность и собственно молодость. Приемлема может быть любая классификация при работе с молодежью, все зависит от того, какие цели ставит педагог, социолог или любой другой классификатор. Но определенная возрастная расстановка необходима, так как нельзя одни и те же методы и формы работы предлагать для детей 10–14 лет и для молодых людей 2024 лет, потому как каждый возраст имеет свои специфические особенности, которых просто нельзя не замечать.

В целом, возрастное деление молодежи можно представить следующим образом (хронологическая классификация приблизительна):

— детство (до 5–7 лет): обуславливается становлением самосознания личности, отсутствием причинно-следственной оценки действий ребенком;

— отрочество (от 5–7 до 12–14 лет): осмысление окружающей действительности с позиции самоощущения; первичное освоение социализации (построение отношений со сверстниками на равных условиях) в учебных и досуговых заведениях;

— юность (от 12–14 до 16–18 лет): активное развитие физиологических функций организма, влекущее обострение мироощущения и влечения к противоположному полу (т. н. «переходный возраст»); становление личности ребенка в окружающем мире, приводящее к критике авторитетов (родителей, старших, Церкви);

— молодость (от 16–18 лет): проявления самостоятельности человека, приводящие к таковой лишь с достижением самообеспечения и полной независимости от родителей; формирование четкого и убежденного мировоззрения и религиозного самоопределения.

Достаточно трудно бывает определить верхнюю границу молодежного возраста, возможно, она исчисляется не количеством лет, а способностью человека к изменению, к тому самому главному изменению, что предполагает вера во Христа. «Молодость — это когда человек способен впитывать новое, даже если возраст у него почтенный» (из Слова Святейшего Патриарха Кирилла на III Сретенских встречах, 14 февраля 2009 г.). Впитывать новое, а значит самому ежечасно становиться обновленным. И это как раз может предложить молодежи православный миссионер, у которого в арсенале весь опыт Православной Церкви, которая обновляется Духом Святым. И это — то важное в Церкви, что действительно может заинтересовать молодых людей и вдохновить на решимость навсегда посвятить Богу свои юные сердца.

Целесообразно и естественно деление в работе молодых людей на группы школьного возраста и тех, кто закончил школу. Здесь большое влияние на человека оказывает расширение его социума. И если школа — это еще нечто домашнее или связанное с домом, родителями и ограничениями, то выход за пределы ее связан со свободой, которая бывает порой ничем не ограничена. Поэтому очень важно подготовить старшеклассников к выходу в «большую жизнь» и научить плаванию в «безбрежном океане» свободы.

На приходском уровне не следует противопоставлять молодых людей другим возрастным категориям, выделяя их в обособленную группу. Конечно, форма проведения свободного времени и организация воцерковленного досуга для разных возрастов будут различны. Однако следует всегда напоминать, что молодые люди являются не только частью Церкви Христовой, но и частью данного прихода. К тому же работа с молодежью требует включения в эту работу целого прихода, особенно если дело касается детей.

Так, начиная с воспитания детей в приходской общине, можно проследить, как к общему делу подключается постепенно вся община. Сначала это может быть помощь в организации питания для детей после литургии, во время проведения воскресных занятий. Потом уже помощь священнослужителям в проведении самих занятий, игр, спортивных мероприятий и организации досуга. Эта совместная деятельность вокруг детей позволяет членам общины лучше узнать друг друга, подружиться и проявить свои способности и таланты.

Поэтому, говоря о приоритетности развития церковного служения среди молодежи, необходимо понимать, что это развитие ни в коей мере не должно осуществляться за счет принижения роли других направлений миссии, а наоборот, работа с молодежью открывает возможные новые направления миссионерского служения.

3. Психологический фактор:

Для молодого возраста характерно особое восприятие Церкви и мира в целом, через призму максималистского заострения. Как ни странно, молодежь острее других чувствует социальное неравенство, несправедливость и боль. Иногда это вышивается в протесты, демонстрации и противостояния, а иногда рождаются социально значимые проекты, где руководителями и волонтерами являются сами ребята.

Вот уже почти в течение пяти лет волонтерская группа «Старость в радость» опекает 30 домов престарелых и ветеранов в Московской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Тверской, Тульской областях, Татарстане и Алтайском крае. Миссия их проста — капелька внимания и помощи одиноким старикам. С 2002 г. в Москве существует движение «Друзья на улице». В движение входит группа молодых прихожан нескольких московских храмов, которые занимаются социальным служением среди бомжей на Курском, Ленинградском, Ярославском и Казанском вокзалах. Они изыскивают для них одежду и снабжают едой. Благотворительное Интернет-сообщество «Конвертик для Бога» регулярно собирает немалые пожертвования для лечения тяжелобольных детей. И это лишь несколько ярких примеров социального служения неравнодушных молодых людей. Зачастую такое служение бывает организовано по инициативе самих волонтеров, без усилий со стороны Церкви и ее прямого участия. И в этом случае дистанции между Церковью и молодыми людьми в области социального служения быть не должно. Церковным приходам необходимо всесторонне поддерживать такое служение и способствовать вовлечению в него большего числа молодых людей.

Однако весьма часто в поисках такого значимого социального служения на приходах, где молодые люди могли бы проявить себя, внимание настоятеля обращено на тех людей, которые находятся вне данной приходской общины. И порой может забываться о нуждах тех стариков и многодетных семей, да и просто прихожан, которые являются частью прихода и у которых достаточно много проблем, ждущих своего разрешения. Организованная помощь таким людям через молодежь является замечательным средством, во-первых, воцерковления молодых людей через участие в жизни общины, а во-вторых, это созидание и самой церковной общины.

Протопресв. Николай Афанасьев в статье «О церковном воспитании» писал, что «богослужение как молитвенное собрание церковной общины для своих членов предполагает внутреннее и духовное единение… Без этого единения присутствующая на богослужении община превращается в атомизированное множество. Рядом стоят люди друг другу незнакомые, друг с другом ничем не связанные… К Чаше подходят люди, не только не связанные любовью, но чужие и друг другу, и священнику». Поэтому главным средством воспитания юношества протопресв. Николай Афанасьев считает возрождение и созидание церковной общины, так как «церковное воспитание предполагает наличие церковной среды и церковной общественности». Многие современные молодежные руководители в Русской Православной Церкви тоже свидетельствуют о невозможности воцерковления молодежи без общины и включения в ее деятельность.

4. Методы и формы миссионерской работы с молодежью:

В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В постановлении Архиерейского Собора 2004 г. говорится: «Во вне-богослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные для современной молодежи, если они наполняются православным содержанием».

Формы и методы могут и должны меняться в зависимости от того, на какую аудиторию они нацелены. В «Концепции молодежного служения», принятой Священным Синодом в апреле 2000 г., сполна перечисляются все на сегодня возможные формы[12].

На конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения» (февраль 2005 г.), организованной Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи, была предложена работа по группам, на которые условно можно разделить современную молодежь. Это и невоцерковленная молодежь, неофиты, молодежь, которая выбрала другие христианские конфессии или другие традиционные религии, и та молодежь, которая враждебно настроена по отношению к Православной Церкви. Воцерковленную молодежь иногда предлагают делить на тех, кто самостоятельно пришел к Богу и в Церковь, и детей верующих родителей, то есть тех, кто уже не первый год пребывает в Церкви, и кому их верующие родители пытались привить привычку и вкус к церковной жизни. Данная классификация молодежи включена также и в «Концепцию миссионерской деятельности».

Но самое главное, что сформулированные методы апробированы и успешно работают как на епархиальном, так и на приходском уровнях. Сейчас уже никого не удивит священник на мотоцикле во главе мотопробега или миссионер, выступающий с проповедью на рок-концерте, молодежные православные фестивали и богослужения в приспособленных палатках и под открытым небом. В настоящее время стоит другая задача: привести разрозненную работу молодежных групп и организаций в единую систему. То есть, речь идет о создании в России по-настоящему массового православного молодежного движения.

Тем не менее, взирая на обилие предлагаемых форм и методов работы, миссионер, ведущий проповедь в молодежной среде, должен помнить следующее:

— всегда следует говорить серьезно и честно, не отрабатывая технологию и методологию. Даже если и существуют разработанные технологии, важно помнить, что само по себе Православие глубже и обширнее, чем любой метод, и пользоваться этим миссионерским преимуществом;

— уметь разговаривать с молодежью на понятном и доступном для нее языке. В то же время избегать употребления специфичного молодежного сленга и жаргона, не пытаться с помощью этого понравиться аудитории. «Использовать те реалии, которыми живет молодежь, — вполне святоотеческий подход. Это нужно для того, чтобы быть понятным, но не популярным» (прот. Максим Козлов);

— использовать близкие для себя формы и методы (это позволит миссионеру оставаться естественным);

— не выделять какие-либо одни формы работы, считая остальные неприемлемыми (например, до сих пор ведутся дискуссии и споры о необходимости и возможности выступлений священнослужителей перед многочисленной молодежной аудиторией, иногда неадекватно настроенной к происходящему. Обсуждается также и правомочность проведения так называемых «молодежных» и «детских» литургий, несмотря на то, что таковые уже существуют и выполняют свою миссионерскую функцию).

Наиболее многочисленной, и потому самой важной представляется на сегодняшний день невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию. При взаимодействии с данной группой рекомендуется метод «опосредованной миссии». Его суть выражается известными словами ап. Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4.10).

Для работы с невоцерковленной молодежью, в целом позитивно относящейся к Православию, и неофитами, недавно пришедшими к Православной вере, пригодны методы, которые уже давно, с разной долей успеха используются в Церкви (катехизаторские курсы, занятия по изучению Священного Писания, воскресные школы для взрослых и т. п.). Эти методы можно обозначить как «непосредственную миссию».

Одной из самых актуальных проблем для современного молодежного движения Церкви является недостаточность методической базы — мало опубликованных программ и методических разработок молодежных проектов. А потому необходимо поставить на высокий уровень прежде всего просветительскую деятельность, направленную на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создать для этой цели современную богословскую методологическую базу.

Следует более подробно знакомить и приобщать приходящую в Церковь молодежь к различным видам христианского служения, широко показывать социальную, трудовую и просветительскую деятельность, которую ведет приход (например, трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключенными).

Целесообразно создавать открытую православную молодежную среду, в которой была бы возможность знакомиться и общаться, совместно проводить праздники и дни рождения, делиться друг с другом опытом жизни и служения в Церкви, встречаться со священнослужителями, а также с интересными для молодежи людьми. Сплочению молодежи способствуют летние лагеря, паломнические поездки, военно-спортивные соревнования, краеведческая работа, деятельность в творческих студиях.

Важно помочь молодому поколению получать ответы на волнующие его вопросы о вере и церковной жизни, а также помочь ему разрешить семейные, психологические и другие проблемы. Выполнению этой задачи способствуют, например, телефонная служба доверия, частные беседы или интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости или от вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты. Важно учесть, что духовное возрастание молодого человека неразрывно связано с духовной обстановкой в семье, поэтому следующим этапом в работе с молодежью должна стать работа с родителями.

Необходимо активное и продуманное использование в миссионерской деятельности современных форм творческой жизни молодежи в музыкальной (например, рок-музыка), литературной, художественно-изобразительной и иных сферах. Следует обратить особое внимание на качество миссионерской подготовки православно ориентированных массовых мероприятий, например, празднования «Дня православной молодежи» в праздник Сретения Господня.

Важно отметить наиболее распространенные ошибки проповеди в молодежной среде:

— Благовествование о Христе и спасении в Нем подменяется внешней церковностью. В основе этой ошибки лежит мысль привести человека к Богу через обряд. Однако в действительности предпочтителен другой путь: от Христа и Евангелия — к церковному обряду, который только в этом случае осмысливается и наполняется реальным жизненным содержанием.

— Формирование в массовом сознании образа Церкви, который не соответствует ее изначальной подлинной сущности. Церковь рассматривается как традиционная для России и поэтому приемлемая для русского человека. При этом совсем забывается о кафоличности и вселенском характере Православной Церкви.

— Акцентирование проповеди на смерти, муках грешников, аде, бесах и их кознях, запугивание антихристом и глобализацией. Христос в такой проповеди выступает фоном, а не смыслом духовной жизни.

— Обращение проповедника не к Священному Писанию, не к догматическому и нравственному учению Церкви, а к псевдо-церковным преданиям, «негодным и бабьим басням» (1Тим. 4.7), что приводит к искаженному восприятию Предания Церкви.

— Подмена проповеди Христа призывами исключительно к социальной деятельности.

Из-за подобного рода ошибок религиозная жизнь в Православной Церкви рассматривается исключительно как система запретов. При этом совершенно забываются слова Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8.32). Однако, с другой стороны, миссионер призван чувствовать границы церковной традиции и не уклоняться в «протестантизм».

5. Необходимые черты и качества руководителя, возглавляющего миссионерское служение среди молодежи:

Кто должен заниматься миссией среди молодежи? К этому миссионерскому служению призваны не только специальные отделы и некоторые особо одаренные проповедники. Необходимо понимание каждого пастыря, что дети — это будущее Церкви. «Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви, — ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь к Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым». Необходима готовность и участие каждого пастыря, в меру тех талантов, что отпущены ему Господом. Надо идти и не бояться, а чтобы не бояться, надо любить тех, к кому идешь. «Кто преодолеет первые трудности в работе с современной молодежью, тот убедится в глубоких и сильных запросах у нее» — наставляет пастырей прот. Василий Зеньковский.

При выборе мирян для помощи в работе с молодежью это свойство (умение и готовность любить) должно быть и для них одним из основных. Если «педагог» искренне любит детей, отдает им себя без остатка, стремится к живому контакту душ, видит их личности как отражение образа Божия, в этом случае даже предметная урочная система получает новые силы и возможности. На первый план выходит воспитательное воздействие личности педагога, а формальные рамки урока служат лишь оболочкой для общения учителя с классом.

Но нельзя, привлекая к миссионерскому служению мирян, самому пастырю уклоняться и перекладывать работу на других. Даже один облик священника производит на подростков сильное впечатление. И каким бы глубоким и умным не был педагог из мирян, все же личность самого священника оказывает на души молодых более сильное воздействие. Впоследствии это полученное впечатление от встречи со священником порой становится основой уважительного отношения ко всей Церкви.

При работе с молодежью священнику следует частенько вспоминать свою собственную юность, то, что тревожило и волновало его самого, каким он сам был в юные годы. Это удержит его от излишнего ригоризма. «Старайся быть юн с ними, — обращается к педагогу К. П. Победоносцев, — и они это почувствуют». Протодиак. Андрей Кураев советует «помнить, что дорого было для нас, когда мы сами были начинающими прихожанами, как дорог был нам каждый взгляд священника, который выделял нас из толпы, как дорого было каждое слово, благословение, просфорочка, которую батюшка даст… Поэтому очень важно, чтобы священники замечали молодежь, не боялись ее и умели ей дарить».

Не следует забывать пастырю и о том, что главная его цель — привести юные души ко Христу. Укрепить, направить, а самому потом вовремя отойти в сторону, чтобы своим авторитетом не затмить личность Христа.

С детьми нужно играть, замечает епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Он считает, что невозможно создать живое общение с детьми, если пастырь не умеет войти в жизнь детей, которая, по наблюдениям психологов, насквозь пронизана игрой. Поэтому «чтобы стать истинным пастырем детей, надо стать их другом, а чтобы стать другом, надо стать простым, во многом подобным им самим… Постараться угадать призвание или интересы и суметь в меру своих знаний их разделить. Например, с рисующим — порисовать, с поющим — попеть, с «натуралистом» — прогуляться с коллекционерскою целью». Такого сближения с юношеством не боялись и видные святители Церкви, невзирая на важность сана и на свое положение в обществе. Так, свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский, на Алеутских островах всегда был окружен детьми, своими и чужими, непременно находя для них занятие. Он рассказывал им Священную историю, играл в мяч, гулял по горам, собирал камни и рассказывал о них. Когда камней накопилось порядочно, он предложил детям выложить тропинку от дома до храма. По вечерам он изготавливал часы и музыкальные органчики, приобщая к работе и детей. А митр. Антоний Сурожский участвовал в волейбольных состязаниях подростков, чем доставлял им несказанную радость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.