Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проповедь в Интернете




Церковь и СМИ

«Информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы.

Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо:

— активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий (радиовещание, телевидение, интернет и печатные СМИ);

— придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер, что предполагает быстрое реагирование на происходящие в обществе события, а также их своевременную христианскую оценку для формирования общественного мнения;

— своевременно предавать гласности факты вытеснения православных программ из светских средств массовой информации и иной антиправославной информационной деятельности;

— создать единый банк данных аналитических и справочных материалов, доступный для любого православного миссионера.

В сфере издания православной литературы необходимо:

— издание творений Святых Отцов с комментариями в целях просвещения современных людей;

— повсеместное издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви;

продолжение выпуска ориентированных на новоначальных христиан серий книг по вопросам веры, молитвы, христианского образа жизни и церковного отношения ко всем насущным проблемам».

В настоящее время часто можно услышать, что церковные СМИ — это одно из важнейших направлений миссионерского служения Церкви в современном мире. Действительно, средства массовой информации позволяют обратиться к значительно более широкой аудитории, чем та, к которой привычно обращается проповедник с амвона или преподаватель на катехизаторских курсах.

Вместе с тем, развитие информационной деятельности Церкви ставит ряд серьезных вопросов — богословских, этических, юридических, церковно-практических и технических. Опыт решения этих вопросов существует во многих канонических учреждениях Русской Православной Церкви, но вместе с тем он нуждается в проверке и обобщении.

Следует подчеркнуть, что взаимодействие Церкви со СМИ становится одним из аспектов более широкой и сложной проблемы — организации церковной жизни и церковной проповеди в условиях информационного общества, где информационно-коммуникационные технологии становятся важным фактором, влияющим на все аспекты жизни общества — политику, экономику, культуру и духовную жизнь.

Основные навыки взаимодействия со средствами массовой информации, а также использования информационно-коммуникационных технологий должны быть у каждого православного миссионера.

1. СМИ и катехизация:

В строгом смысле слова, миссия и катехизация не являются задачами средств массовой информации. И здесь главная проблема — опосредованное, то есть медийное свидетельство о Церкви и вере. Телевидение и радио могут создать эффект присутствия, но оно все равно будет обобщенно-личным свидетельством, а не разговором лицом к лицу.

Однако в условиях информационного общества влияние СМИ на общественную жизнь возрастает, и подлинный миссионер не вправе пренебрегать возможностью вести катехизацию через СМИ. Особенно, если задачи катехизации понимаются расширительно и к ним относится формирование христианского мировоззрения и обретение христианином своего места и служения в Церкви. Церковные СМИ, безусловно, призваны выполнять эти задачи и, следовательно, являются инструментом катехизации.

Необходимо также отметить и то, что СМИ выполняют воспитательную и образовательную функции. В рамках этих задач также можно говорить о том, что церковные СМИ ведут катехизацию.

2. СМИ и общество:

Сегодня без преувеличения можно сказать, что практически все, что человек узнает о современном мире — он черпает из средств массовой информации и коммуникации. Если мировые новости — то это центральные каналы телевидения, если местные, то это, прежде всего, районные газеты и кабельное ТВ.

Однако надо быть острожным. Социальная значимость средств массовой информации возрастает, но СМИ уже давно перестали быть той площадкой, на которой различные общественные силы ведут дискуссию.

СМИ возникли и сформировались как средство выражения общественного мнения, они реализуют возможность свободной дискуссии помимо и независимо от давления государства или диктатуры большинства. Важно отметить, что система СМИ формировалась в эпоху господства европейского секуляризма, в эпоху, когда христианская этика перестала пронизывать все сферы жизни человека и общества. Все современные СМИ несут на себе «родимое пятно» секулярности. Традиционная критика СМИ со стороны Церкви восходит, как правило, именно к этой проблеме.

Однако роль и значение «медиа» существенно изменились во второй половине ХХ в., в первую очередь потому, что СМИ — по мере расширения глобализационных процессов — усиливают свой диктат, навязывают свои оценки и мнения. Призванные когда-то служить посредником в дискуссиях крупных субъектов общественной жизни, сами СМИ сегодня превратились в один из крупнейших субъектов общества. С точки зрения бизнеса — это постоянная борьба за потребителя информации. С точки зрения политики — это борьба за возможность внедрять новые стандарты — стандарты жизни, идей, предпочтений.

Этой новой тенденции — изменению роли СМИ от выражения общественного мнения к глобальной манипуляции этим мнением — необходимо дать богословскую и пастырскую оценку. Церковь призвана противостоять любой манипуляции сознанием, настаивая на достоинстве личности. Христианское понимание свободы, основанное на богоподобии человека, и сегодня остается наиболее глубоким ответом на кризис цивилизации.

Ставка на развлекательность, отказ от сбалансированного информирования, воспитания и образования аудитории, в конечном итоге ведет к пропаганде безнравственности, насилия, порока. Современные СМИ несут ответственность за формирование нового сознания, в котором нет места сакральному и трансцендентному и крайне затруднено свидетельство о евангельских ценностях. Как следствие, разрушаются основы общества — семья, отношение к труду, природе. Все последствия перечислить практически невозможно.

О том, что ситуацию в СМИ нельзя назвать благополучной, не раз говорил Святейший Патриарх Алексий II, призывая журналистов осознать свою ответственность: «Журналисты, люди, работающие со словом, во многом ответственны за нынешнее состояние души нашего народа. Без сознания своей ответственности перед Богом и людьми вы не можете успешно выполнять свою работу».

3. СМИ и культура общения:

Стремительное развитие новых коммуникационных технологий не может не влиять на культуру, и прежде всего на культуру общения.

Массмедиа в данном случае следует понимать максимально расширительно. Все, что не имеет возможности определить конечный круг своих читателей, слушателей и зрителей в силу использования различных коммуникационных технологий, является СМИ.

Таким образом, преобладающим типом коммуникации (то есть общения, обмена информацией) является коммуникация безличная, основанная на передаче информации с помощью медиа, «посредника». Личная коммуникация — от учителя к ученику, от мастера к подмастерью, от старца к послушнику — становится все более редким (и дорогим) типом коммуникации.

Очевидно, что в первом случае невозможно определить, как информация воспринимается, что понятно и что нуждается в дальнейшем объяснении. Простые вещи, прежде всего, даты, факты от этого не страдают. Неясность возникает на уровне нравственного содержания или оценки информации.

Все сильнее растет разрыв между двумя близкими, но в русском языке не идентичными понятиями: «общение» и «коммуникация».

Коммуникация — это формальное, поверхностное взаимодействие. Оно не имеет особой ценности. Это формат sms, ICQ, реплик зрителей в ток-шоу, звонков в интерактивные программы FM-радиостанций и т. п.

Общение предполагает доверие, внимание, заинтересованность, личное участие и вовлеченность в диалог. Парадоксально, но чем стремительнее развиваются коммуникационные технологии, тем более одиноким чувствует себя человек. Общение, которое лишено «вертикали», становится ущербным и по «горизонтали». Если у человека отсутствует навык общения с Небом, у него не состоится общение и с другими людьми.

4. Особенности истории церковной журналистики:

Церковная журналистика является важной и неотъемлемой частью российской журналистики XIX-XXI вв. Однако в силу идеологических причин в подавляющем большинстве учебных пособий и исторических работ роль и значение церковных изданий, их вклад в развитие российской журналистики или игнорируется вовсе, или умаляется. Систематическое исследование истории церковной журналистики XIX-XX вв. до настоящего времени не проведено. Между тем, уже к последней четверти XIX в. сформировалась сложная система церковной периодической печати, ориентированная, с одной стороны, на решение задач духовного просвещения, а с другой — на развитие дискуссии по широкому кругу внутрицерковных вопросов.

Первый православный журнал «Христианское чтение» оказался и самым успешным издательским проектом XIX в. в России. Журнал издавался без перерывов с 1821 по 1917 г. Ни одно светское издание не существовало столь долго.

О церковных изданиях как о явлении общественной мысли можно с уверенностью говорить со второй половины XIX в., когда наряду с имеющимися академическими журналами стала активно развиваться региональная епархиальная печать. Концепцию епархиальной газеты предложил в 1860 г. архиеп. Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). Эта концепция оказалась настолько успешной, что к 1906 г. практически все епархии имели свои периодические издания. Позднее появилась концепция и первого массового иллюстрированного издания — журнала «Православный паломник».

По данным библиографического указателя «Христианская периодическая печать на русском языке (1801–1917)» до 1917 г. в Российской Империи существовало не менее 640 православных газет и журналов.

Абсолютное большинство православных печатных изданий были закрыты и запрещены после Октябрьского переворота 1917 г. Декретом об отделении Церкви от государства (1918 г.) и введения цензуры. Лишь в тех областях Российской империи, где власть не принадлежала большевикам, до окончания гражданской войны продолжали выходить региональные церковные издания.

Новый этап развития церковной журналистики связан с русской эмиграцией. В Советской России до 1989 г. издавался один церковный журнал — Журнал Московской Патриархии (с 1936 г.), в 1970-80 гг. издавался ряд самиздатовских журналов.

5. Церковные СМИ на современном этапе:

В 1990–2000 гг. сформировалась сложная многоуровневая система церковных СМИ. В нее входят информационные агентства и службы, печатные периодические издания (листки, газеты, журналы, альманахи), радиостанции и радиопрограммы, телеканалы и телепрограммы, интернет-издания. Точных сведений о количестве церковных СМИ РПЦ в настоящее время не существует, однако экспертная оценка позволяет говорить о 300400 реально действующих СМИ.

Ряд церковных документов прямо или косвенно касается широкого круга проблем, связанных со средствами массовой информации. Среди них — деяния Архиерейских Соборов, журналы Священного Синода, выступления Святейшего Патриарха и архиереев Русской Православной Церкви. Сюда также можно включить «Основы социальной концепции», «Концепцию миссионерской деятельности», материалы фестиваля «Вера и слово» и т. д.

Большинство церковных СМИ являются малобюджетными; профессиональный уровень как руководителей, так и сотрудников редакций невысокий, охват потенциальной аудитории крайне низкий, система распространения развита крайне слабо. Все это затрудняет эффективное использование церковных изданий в миссионерских проектах.

6. Медиапланирование:

В силу перечисленных выше причин реальный эффект от сотрудничества с церковными СМИ возникает, как правило, только в средне- и долгосрочной перспективе.

Исключение составляют епархиальные «медиахолдинги», которые в последние годы были созданы в Екатеринбургской, Нижегородской и Санкт-Петербургской епархиях. Практически в каждой из них в рамках единой информационной политики осуществляется деятельность печатных изданий, радио-, теле- и интернет-проектов, а также информационных агентств.

Для достижения результата необходимо четко продумать и спланировать информационную кампанию. Прежде всего, необходимо сформулировать ее цель и только после этого ставить задачи по ее достижению.

Универсальных рецептов не существует. Партнеров следует выбирать в зависимости от аудитории, к которой будет обращен миссионерский проект. Очевидно, что, обращаясь к молодежной аудитории, целесообразно приоритетными партнерами выбрать FM-радиостанции, интернет-журналы и, по возможности, местные телеканалы. Совершенно бесполезно использовать интернет-ресурсы для обращения к пожилым людям.

В любом случае, для эффективного решения миссионерских задач необходимо взаимодействие со светскими СМИ. В последние годы возможностей для такого сотрудничества стало больше, можно с уверенностью говорить о растущем интересе светских СМИ к жизни Церкви.

Вполне возможно, что редакционная политика некоторых СМИ не позволяет вести открытую проповедь, однако найти приемлемую форму для решения миссионерских задач в рамках допустимого вполне возможно. В большинстве случаев светские СМИ интересуются теми проблемами, которые понятны широкой аудитории.

При организации миссионерской работы необходимо детально изучить состояние СМИ и журналистского сообщества в регионе, выбрать наиболее эффективную тактику. Как правило, наиболее успешным бывает использование и светских, и церковных СМИ. Важно активнее использовать телевидение — на региональных телеканалах такая возможность есть.

В настоящее время акцент в деятельности церковных СМИ делается на информировании, а не на мировоззренческом ориентировании аудитории. Необходимо развивать такие жанры, которые будут укреплять христианское мировоззрение аудитории, — это развернутые репортажи, очерки, аналитические статьи. Информационные форматы плохо приспособлены для разговора о ценностях, но и их можно использовать.

Для этого необходимо:

— учиться проповедовать, учитывая специфику языка и аудиторию того конкретного СМИ, для которого что-то пишется или снимается;

— выделять главные смыслы и образы;

— участвовать в формировании единой информационной политики Церкви; знать и уметь выражать официальную позицию Церкви.

7. Независимые СМИ:

Система церковных СМИ в России сегодня — это совокупность официальных, собственно церковных, и частных проектов. Это значит, что во многих проектах присутствует ярко обозначенный частный, личный интерес. Он может быть окрашен политически или аполитичен, но это не имеет значения. Важно другое — «медийные» проекты Церкви построены не на том, что нужно Церкви сегодня, а на том, как тот или иной владелец СМИ (или главный редактор) интерпретирует нужды и потребности Церкви.

В этой совокупности частных мнений находятся и прекрасные, глубоко церковные по духу, и массовые по форме проекты, но встречаются и ложные интерпретации, вредные и опасные для церковной жизни установки. Можно сталкнуться также с непрофессионализмом и удручающе жесткой самоцензурой многих церковных журналистов.

Есть критерий, который позволяет проверить, насколько твердую церковную позицию занимает то или иное СМИ. «Околоцерковные» СМИ всегда разворачивают «травлю» тех, кто оказался у них в немилости. Личная неприязнь очень быстро приводит журналистов этих изданий к одному вердикту: такой-то является нашим врагом и, следовательно, врагом Церкви. Такие издания утверждают, что обладают монополией на истину. Не заботясь о качестве аргументов, они публично заявляют, что такой-то «согрешил», является «врагом Церкви», «предал Христа» и т. п. Авторы таких изданий пребывают в помрачении ума и ожесточении сердца, смущая, а нередко и духовно калеча своих читателей.

По словам еп. Саратовского и Вольского Лонгина, «сегодня, наряду с церковными СМИ, действует множество околоцерковных и даже антицерковных изданий, которые, проповедуя совершенно противоположные вещи, одинаково именуют себя православными. Группа так называемых «околоцерковные» СМИ неустойчива и временами склоняется то к одной, то к другой стороне, смущая и запутывая читателя, который пока не усвоил правильных понятий о духовной жизни или еще только ищет свой путь к Богу. Мы говорим о том, что работа православного журналиста является одной из разновидностей проповеднического служения, о том, что наше слово может помочь человеку достигнуть спасения. Но именно поэтому деятельность «православных» (в кавычках) изданий, глубоко враждебных Церкви, сеющих смуту, вражду, суеверия, разжигающих разного рода страхи, раскольнические настроения, может иметь самые разрушительные последствия… Мое мнение таково: антицерковные издания должны быть игнорируемы и со стороны православных журналистов, и со стороны духовенства Русской Православной Церкви. На их действия надо отвечать, но с ними ни в коем случае нельзя сотрудничать».

8. Практические рекомендации миссионеру при контакте со СМИ:

Миссионер может в любой момент быть приглашенным на диалог (интервью, «круглый стол» и т. п.) со СМИ, и потому нужно быть готовым к этому, не упустить возможность «посеять семя» Евангелия в какую бы то ни было «почву». Однако каждая встреча с журналистами требует подготовки, а потому необходимо заранее поинтересоваться, какие вопросы будут предложены на обсуждение и постараться обстоятельно к ним подготовиться:

— Необходимо говорить ясным и понятным языком. Миссионер должен представлять себе аудиторию, к которой он обращается.

— Нужно быть внимательным и добрым в общении. Много значит не только то, что говорится, но и как. Доброжелательность даже в острой полемике — это тоже важное свидетельство о православной вере. Миссионер должен быть опрятен и подтянут. Грязные волосы и нечесаная борода, а также небрежная откинутость на спинку стула могут напрочь перечеркнуть впечатление от выступления и слов проповедника.

— Если в СМИ выступает священник, его позиция обязательно будет восприниматься как позиция Православной Церкви. Это необходимо всегда помнить и стараться, прежде всего, ясно представить церковную позицию. Если в беседе выражается только свое личное мнение, это нужно особо выделить и подчеркнуть.

— Выступающий имеет право на авторизацию высказывания, если оно дается в цитате (Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 № 2124-1, гл. 5, ст. 49). Это значит, что журналист обязан предоставить для подтверждения автору ту цитату или текст интервью, который подготовлен к печати или выходу в эфир. Этим правом можно пользоваться. Для этого необходимо после встречи с журналистом отдельно оговорить с ним, когда и как он предоставит материал на авторизацию.

— Следует постараться помочь журналисту найти другого собеседника, который мог бы представить позицию Церкви, если миссионер сам по какой-либо причине отвечает ему отказом.

— Целесообразно формировать «свой» круг журналистов, с которыми можно будет работать регулярно. Это даст возможность убедиться в профессиональных качествах этих журналистов и их способности работать с церковной тематикой.

— Различные типы СМИ требуют знания их специфики. На телевидении высказывания должны быть ясными и краткими. Более свободно можно высказываться в радиоэфире. Текст интервью для печатного издания может быть подготовлен и без встречи с журналистом, однако серьезные издания предпочитают устную беседу под запись и затем предоставляют текст для авторизации.

— Оперативность подачи информации вынуждает ряд СМИ обращаться за комментариями в самые «неподходящие» моменты, в полночь и на заре, в выходные и праздники. Следует с пониманием к этому относиться и не «спускать собак» на журналиста. В свою очередь, и журналисты призваны с уважением относиться к священнику, и не требовать прервать литургию ради оперативного комментария (вообще, во время совершения будь-то какого богослужения не стоит отвлекаться и вести беседу с журналистами, так как их вопросы и требования второстепенны по отношению к тем прихожанам, которые находятся рядом со священником).

— Предпочтение следует отдавать не разовым акциям, а систематической работе со СМИ. Еженедельная колонка в газете, еженедельная радио- или телепрограмма могут стать действенным средством церковной проповеди. Менее эффективны публикации, которые появляются время от времени (например, к церковным праздникам), еще менее действенны разовые публикации или эфиры.

В работе со СМИ возможны конфликты, и к этому тоже нужно быть готовым. В «Основах социальной концепции» отмечается: «Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам».

Если же возникают серьезные конфликты, то высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.

В разные исторические эпохи христиане использовали для проповеди Благой Вести самые разнообразные средства коммуникации — устное предание, письменность, дороги Римской империи, книгопечатание, железнодорожное сообщение. В эпоху Нового времени, когда в странах Европы и Америки происходило становление института периодической печати, Церковь стала издавать газеты и журналы. В XX в. появились христианские радио- и телеканалы.

Во второй половине XX — начале XXI вв. началось формирование общества нового типа. Социологи называют его «постиндустриальным», «сетевым» или, чаще всего, — «информационным» обществом. Базовой инфраструктурой информационного общества стал Интернет. С точки зрения современной социологии, Интернет относится к институтам социальной коммуникации — средствам общения и обмена информацией. Здесь сформировано уникальное пространство, которое называют «виртуальной проекцией реальности», «кибер-пространством». Благодаря своей сетевой структуре и специфическим свойствам — «интерактивности», «мультимедийности» и «гипертекстуальности» — Интернет способствует формированию нового типа социальных связей и развитию новых СМИ.

1. Особенности аудитории Интернета:

По данным, приведенным Фондом «Общественное мнение», в начале 2008 г. число пользователей Интернета в России составило 30,6 миллиона человек или 27 % населения старше 18 лет. Среди пользователей «Рунета» женщин несколько меньше, чем мужчин (на 6 %), молодые люди от 18 до 34 лет составляют подавляющее большинство (более 70 %), 60 % пользователей имеют высшее или неоконченное высшее образование.

Интернет используется не только для получения быстрой и разнообразной информации по самому широкому спектру тем, начиная от последних новостей и заканчивая энциклопедическими статьями и аналитическими справками, но и во все большей степени — для общения, поиска знакомых по интересам, разного рода дискуссий.

Для того чтобы православная миссия в Интернете быта эффективной, необходимо с одной стороны — активное присутствие Церкви в информационном пространстве «большого Интернета», а с другой — возможность обратиться лично к каждому пользователю. Поэтому необходимо представлять, кто такие — пользователи Интернета, о чем они думают, чем интересуются, что ищут в Интернете.

В рамках подготовки Второго фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в 2006 г. Издательский совет Русской Православной Церкви совместно с Социологическим факультетом МГУ им. Ломоносова провел исследование «Национальное единство и российские СМИ: ценности современной России». Сбор первичной информации был осуществлен методом интернет-опроса Центром маркетинговых и социологических исследований кадрового дома «СуперДжоб». Было опрошено 6864 пользователя Интернета из 248 городов России, в основном — так называемое «экономически активное население». Более 80 % респондентов считают себя христианами, среди них две трети — православными. Десятая часть считает себя атеистами и лишь 3,5 % указали принадлежность к исламу. При этом только 14 % согласны с тем, что Бог есть Троица. Понимание Бога россиянами — пользователями Интернета — демонстрирует полный религиозный синкретизм. Самое популярное утверждение о Боге: «Бог — высший разум, которого не знает ни одна религия мира» (30 % опрошенных), четверть пользователей считает, что «Бог есть любовь». Более трети экономически активного населения (37 %) считает, что «человек обращается к Богу только в трудные моменты жизни».

Для разработки миссионерских стратегий работы в Интернете наиболее интересен блок исследования, показывающий ценности россиян. Самой значимой ценностью экономически активного населения оказалась ценность семьи (ее поставили на первое место 76,2 % опрошенных), вторая ценность — здоровье, далее — друзья и хорошая работа. 42 % назвали самой важной ценностью «жизнь», около трети отметили «справедливость», «жизненную цель», «карьерный рост». Веру в Бога в качестве значимой ценности отметили 27,9 %. Таковы жизненные установки аудитории, которую можно назвать «миссионерским полем Интернета».

Самые востребованные ресурсы в Интернете — поисковые машины, почтовые сервисы, новостные и развлекательные сайты. В последние годы отмечен взрывной рост посещаемости интерактивных ресурсов, предоставляющих широкие возможности для общения и самовыражения.

2. Преимущества и проблемы миссии в Интернете:

Для Церкви использование Интернета оказывается органичным, потому что он воспроизводит структуру донесения информации и структуру коммуникации, которая существовала во времена апостольской проповеди. В первые годы появления Интернета многие эксперты отмечали, что он частично возвращает общество в «догуттенберговскую эпоху», когда основным способом распространения информации было устное коммуницирование от человека к человеку.

Интернет — это свободная среда, практически не стесненная идеологическими и формальными рамками, которые действуют в «больших СМИ». Кроме того, здесь действуют другие коммерческие схемы. Поэтому спектр тем, искусственным образом суженный в современном «медийном мэйнстриме» (печатных изданиях, на радио и телевидении), здесь выглядит значительно шире. Возможность максимально разнообразить содержание и иерархически выстроить необходимое количество тем и справок способствует преодолению одного из главных препятствий в освоении Церковью пространства современных СМИ, заключающееся в том, что религиозные темы слишком «длинные» для сложившихся форматов современной журналистики: освещая любое событие, связанное с религиозной жизнью, журналистам необходимо делать исторические и религиоведческие отступления. Система гиперссылок, а также возможность организации материалов по принципу «сюжет в развитии» способствуют разрешению этой ситуации в «электронном пространстве».

Однако не стоит забывать, что Интернет — это сложная коммуникационная среда, представляющая ряд опасностей. Множество людей удовлетворяют свои религиозные потребности благодаря Интернету, не будучи в реальности связанными с конкретной религиозной общиной. Эти люди, функционирующие в Интернете под псевдонимами, потребляют «виртуальный религиозный суррогат», тогда как подлинный религиозный опыт можно приобрести, только участвуя в богослужениях и таинствах Церкви.

Члены виртуальных интернет-сообществ, называющие себя православными, могут представлять мнения, неприемлемые с точки зрения Церкви. Эта проблема побудила Синод Русской Православной Церкви принять постановление «О некоторых аспектах информационной деятельности Церкви», в котором говорится: «Статусом официальной информации Русской Православной Церкви могут обладать только документы церковного Священноначалия, официальные информационные материалы о его деятельности, о других важнейших событиях, происходящих в Церкви, или о занятой ее Священноначалием позиции по тем или иным вопросам. Данная информация может излагаться в форме документов, информационных сообщений или комментариев, данных по благословению Священноначалия и доступных в форме текста. Официальной информацией не могут считаться авторские статьи, интервью, дискуссионные выступления, публицистические тексты, устные комментарии».

Интернет способствует трансформации форм выражения религиозности. Благодаря возможности участия в различные интернет-сообществах верующий человек обретает «вторую религиозную идентичность» — помимо того, что он является членом реальной приходской общины, чаще всего — территориальной или связанной с кругом его общения, он становится членом сообщества по интересам, разбросанного по всего миру, в котором формируются межличностные связи, ведутся дискуссии по теоретическим и религиозно-общественным вопросам. Часто эта виртуальная жизнь становится разнообразнее и больше соответствует духовным и интеллектуальным запросам индивидуума, чем реальная приходская община.

В случае с традиционным христианством виртуальное сообщество не может заменить человеку участия в церковных службах и таинствах, поэтому он вынужден вести «двойную» религиозную жизнь; другие религии более свободно относятся к выполнению совместных обрядов, поэтому, например, стать членом мусульманской общины или приверженцем неопротестантских и восточных культов можно, не отходя от компьютера и никогда не встречаясь с единоверцами в реальности. На некоторых мусульманских сайтах даже существует кнопка «я принимаю ислам», нажатие которой, по мнению авторов сайтов, равносильно публичному произнесению необходимой для присоединения к исламу формулы.

Кроме того, Интернет, благодаря своей сетевой структуре, создает питательную среду для разного рода религиозно-общественных движений, которые декларируют свою приверженность Церкви, но узнать, получает ли их деятельность на практике одобрение священноначалия зачастую не представляется возможным. Наиболее яркие примеры — различные антиглобалистские и апокалиптические движения.

Различные полуязыческие культы, возникающие в среде традиционных религиозных общин, — почитание самозванных старцев и стариц, неканонизированных Церковью «святых», использование обрядов и текстов, не известных в церковной практике, — все то, что на протяжении церковной истории существовало в народной культуре, но никогда не распространялось за пределы одной области или, в крайнем случае, региона, теперь, благодаря сетевым каналам, и не в последнюю очередь — Интернету, охватывает всю территорию страны.

Существует и ряд сложностей, связанных с возможностями анонимности и псевдонимности, которые предоставляет Интернет. Различные маргинальные группы верующих получают возможность распространять свое влияние, манипулировать обществом и оказывать давление на власть. На телевидении существует «картинка», визуальный ряд, который служит дополнительным источником информации о человеке или группе лиц, о которых идет речь в сюжете. На радио таким дополнительным источником служит голос, интонации, возможно — акцент. В Интернете же есть возможность создания сайтов-«симулякров» и сайтов-«фантомов»: не зная организацию или ее членов в реальности, по интернет-представительству часто невозможно понять, насколько она авторитетна и существует ли в реальности. Поэтому от лица «православной общественности» могут выступать группировки, придерживающиеся совершенно разных взглядов и преследующие разные — порой далекие от подлинных задач Церкви — цели.

Сегодня следует признать, что миссионерская деятельность традиционных религий в Интернете менее эффективна, чем пропаганда новых религиозных движений. Особенно это заметно в англоязычном сегменте Интернета. Западные исследователи масс-медиа даже считают, что Интернет дает преимущество любым религиозным поискам вне институциональных религий. Для парарелигиозных движений, возникающих в постиндустриальную эпоху, Интернет зачастую является единственным эффективным средством распространения своих идей. Таким образом, миссионерская деятельность Церкви в Интернете осложнена следующими факторами:

— тем, что Интернет способствует выражению радикальных мнений и становится питательной средой для экстремистских движений, позиционирующих себя в качестве легитимных представителей Церкви;

— жесткой конкуренцией со стороны эзотерических, языческих и квазирелигиозных движений (верований Аде), природа которых более органична сетевой организации Интернета;

— анонимностью и псевдонимностью.

3. Типы коммуникации в Интернете:

На сегодняшний день Интернет предоставляет возможность миссионерам осваивать две модели распространения информации: «от одного ко многим» и «от многих к многим». Первая модель включает в себя создание сайтов для транслирования информации по принципу вещания. В данном случае Интернет выступает просто в качестве носителя информации, так же, как телевидение, печать и радио. Вторая модель использует все преимущества Интернета, прежде всего — интерактивность. Речь идет о ресурсах, относящихся к Веб 2.0 и основанных на UGC (users generated content — содержании, создаваемом пользователями с помощью механизмов самопубликации).

Сегодня свой сайт есть почти у каждой епархии Русской Православной Церкви, у многих монастырей, благочиний, приходов, церковно-общественных организаций. Также существует множество церковных интернет-СМИ, как представляющих печатные издания, так и существующих только в Сети. Всего в «Ру_нете» по данным каталога «Христианство.ru» насчитывается более 3000 православных сайтов. Однако посещаемость большинства из них невелика. Лишь около 10 сайтов могут похвастаться посещаемостью более 5000 пользователей в день. (Для сравнения: у сайтов ведущих информационных агентств посещаемость превышает 100000 пользователей в день). Очевидно, что православные сайты, оставаясь на периферии коммуникации, не соберут аудиторию, равную аудитории СМИ общего интереса, тем не менее, потенциал православных сайтов не исчерпан, необходимо более четко представлять целевую аудиторию и ее интересы.

4. Особенности разработки интернет-проектов:

Прежде чем создавать концепцию сайта, необходимо ознакомиться с тем, что уже размещено в Интернете по схожей проблематике. Сайты, повторяющие содержание друг друга, не нужны пользователям. При разработке структуры и дизайна нужно привлекать специалистов — веб-дизайнеров и программистов с опытом работы, так как грубое и неаккуратное оформление вызывает недоверие пользователей к размещенной на сайте информации, а непродуманная структура снижает качество восприятия материалов. Недопустимо пользоваться «хостингом» на бесплатных серверах, таких как narod.ru, boom.ru и других, так как плата за место на сервере взимается путем размещения на сайтах рекламы, часто — эротического и оккультного характера. Сегодня существует несколько православных служб бесплатного «хостинга» — orthodoxy.ru, 100mb.ru, eparhia.ru и другие. Важно грамотно зарегистрировать сайт в поисковых системах и связанных с ними каталогах, определить и прописать ключевые слова. Обмен баннерами и текстовыми ссылками с дружественными сайтами увеличивает приток читателей ко всем сайтам, участвующим в обмене. Но в целом оптимизация сайта — сложная задача, требующая особых навыков.

На главной странице сайта должна быть заявлена церковная юрисдикция. Ситуация конфессиональной анонимности заставляет пользователей с подозрением относиться к сайтам, авторы которых пишут, что они «просто христиане» или «просто православные». Во избежание анонимности на сайте должна присутствовать форма обратной связи с его авторами или хотя бы действующая гостевая книга.

Создавая сайт, важно помнить, что структура и содержание текстов, предназначенных для публикации в Интернете, отличается и от книжных текстов, и от статей в газетах и журналах. Прежде всего, важно помнить об объеме. Человеческий мозг не в состоянии воспринимать с экранов очень длинные тексты, особенно — набранные мелким шрифтом. При необходимости опубликовать главы из книги или большое исследование лучше разбивать их на мелкие читаемые блоки. Также важно помнить о таком свойстве Интернета как «гипертекстуальность». Текст должен быть связан гиперссылками с близкими по тематике публикациями, прочтение которых может расширить знания читателя о предмете. Пользователи Интернета также очень чувствительны к тону публикации. Псевдоблагочестивые, «слащавые» интонации, обилие эпитетов и назидательный, менторский тон моментально снижают доверие к материалу и уровень читательского интереса к сайту.

Важно помнить, что любой сайт — не самоцель, а всего лишь инструмент для продвижения информации. То есть «контент», содержание должно быть приоритетом. Продуманный официальный сайт епархии может оказаться не менее миссионерски эффективным, чем неформальная страничка молодежной общины, если жизнь епархии представлена увлекательно, редакция сайта реагирует на информационные нужды пользователей того региона, в котором епархия расположена, если архиерей высказывается через сайт по проблемным темам.

5. Веб 2.0 в миссионерской деятельности:

Концепция Веб 2.0 объединяет такие разные интернет-сервисы, как энциклопедии на «движке» Wiki — Википедии, файлообменные сети, структурирование «контента» с помощью «тэгов» или «меток», блогосферу и социальные сети. Все эти, а также многие другие сервисы функционируют за счет пользовательского контента, UGC. По данным исследований компании Universal McCann, Россия занимает 7 место в мире по уровню вовлеченности в технологии Веб 2.0.

Блог — («blog» сокр. от англ. weblog — «сетевой журнал», неологизм, происходящий от слова log — «вахтенный журнал») — это web-страница, расположенная на сайте (блогхостинге), регулярно обновляемая, материалы которой представлены в хронологическом порядке, с широкими возможностями комментирования. Наиболее распространено понимание блога как виртуального дневника. Блогосфера — совокупность всех блогов Интернета, пространство публикации и чтения блогов. В последние годы блогосфера стала самым заметным явлением в развитии Интернета, развив его коммуникативную функцию и возможности влияния на общественную жизнь. С взрывным ростом числа блогов связано появление феномена «гражданской журналистики» — распространения пользователями блогов информации, минуя СМИ. В России наибольшее количество блогов расположено на блогхостинге Livejournal.com («Живой журнал»), второе место занимает Liveinternet.ru, третье — Блоги на Mail.ru.Livejournal отличается не только по количеству зарегистрированных блогов, но и по качеству контента. Средний возраст ведущих блоги на этом ресурсе выше, чем на других. Именно здесь расположены блоги политиков, писателей, журналистов, общественных деятелей.

Блоги обрели свою популярность не только потому, что оказались удачной формой объединения творческого самовыражения личности и интерактивного потенциала Интернета. Блоги также стали вариантом реализации и, в каком-то смысле, символом одной из тенденций развития современной культуры — стирания границы между частной и публичной сферами жизни. Блоги адресованы всем, и в то же время — никому. Если же рассматривать современное общество в контексте теории «сетевого общества», предложенной американским социологом М. Кастельсом, то получается, что блог — один из способов создания и укрепления горизонтальных общественных связей. Блогосфера тяготеет к формированию сетевой или клубной субкультуры.

На сегодняшний день в русскоязычном Livejournal насчитывается более 50 «комьюнити» (то есть тематических объединений пользователей), посвященных разным аспектам церковной жизни. Их условно можно разделить на три группы: «семейная» (это самая многочисленная группа, к которой относятся не только комьюнити о проблемах брака и воспитания детей, но и о разных «бытовых» аспектах православия), «церковно-научная» и «журналистская» (комьюнити, связанные с различными аспектами миссии через СМИ). Одно из самых активных православных комьюнити называется «Церковный устав во всей его полноте» (http://community.livejournal.com/ustav) и насчитывает более 1400 членов и читателей. Здесь православные обсуждают вопросы, связанные с православным богослужением, каноническими правилами и их применением в современной церковной жизни. Кроме тематических сообществ, существует собственно то, что составляет основу «Живого журнала» — сами блоги, сетевые дневники православных авторов. Здесь люди пишут о своих повседневных радостях и горестях, впечатлениях, прочитанных книгах, просмотренных фильмах. Кто-то в жанре коротких реплик, а кто-то — художественных или философских эссе. У каждого пользователя есть возможность формирования «ленты друзей» для ежедневного чтения новых записей заинтересовавших его авторов.

В последнее время популярность обрели социальные сети — сайты с возможностью создания личных страничек, объединяющих пользователей по интересам и предоставляющих возможность вступать в диалоги и дискуссии. Наиболее частый принцип организации социальных сетей — общие места учебы или работы, хобби. Самые востребованные социальные сети «Ру_нета» — «Одноклассники.ру» и «Вконтакте.ру». Число пользователей каждой из них уже перевалило за отметку 50 миллионов. В настоящее время среди русскоязычных пользователей приобретает популярность американская социальная сеть FaceBook.

6. Особенности ведения дискуссии в блогах и социальных сетях:

В блогах и социальных сетях распространены мировоззренческие дискуссии, полемика по самым разным вопросам. Часто мнения священников или воцерковленных мирян оказываются востребованы в сообществах, не относящихся к религиозной тематике. Однако миссия в блогосфере бывает затруднена неадекватным поведением православных пользователей, не освоивших правила общения в Интернете. Между тем, в блогосфере сформирован стиль общения, чувствительный к инородному вторжению. Так, недопустимо навязывание обсуждения православной тематики и православного мировоззрения в сообществах, где обсуждение этих вопросов, как правило, не предполагается. В некоторых случаях высказывание церковной точки зрения необходимо, но с необходимыми оговорками. Часто начинающие православные пользователи позволяют себе длинные пространные комментарии с обильным цитированием Писания и Святых Отцов; такие комментарии не только не достигают цели, но и создают их автору имидж «странненького зануды». Неэффективна запретительная тактика ведения дискуссий, высказывание негатива от лица Церкви, когда православный пользователь высказывается в стиле «так не положено, а так не благословляется». Много проблем возникает, когда личная позиция отдельных клириков и мирян выдается «во вне», как позиция Церкви.

Недопустимо путать церковное общение и миссию: в блогах нецерковных пользователей неполезно обсуждать внутренние проблемы Церкви; выступая публично на внешнюю аудиторию, православным блоггерам нужно вырабатывать общую позицию, даже если они не согласны между собой по более тонким церковным темам. Идеи, в которых пользователь сомневается, лучше проверять, опубликовав в закрытом режиме, доступном для узкой группы единомышленников. Дискуссии не нужно затягивать, тезисы должны быть сформулированы четко, кратко и компетентно. Совершенно недопустимо переходить на личности: очень часто в ответ на спорный тезис пользователь получает оскорбления в свой адрес, а не возражение по существу. Вообще, вступая в интернет-общение, важно твердо стоять на принципах христианской этики — от корректного поведения православных пользователей в Интернете миссионерский эффект гораздо выше, чем от наглой проповеди, полной презрения к «мирским людям».

7. Перспективы развития миссии в Интернете:

На сегодняшний день развитие Интернета находится на этапе становления медиа-конвергенции. Конвергенция — это слияние различных типов СМИ, переход к новым интерактивным медиа-системам. По мере совершенствования информационных технологий мультимедийность, обеспечивающая конвергенцию, становится самой востребованной характеристикой интернет-ресурсов. На практике это означает, что одна и та же информация, различные аспекты «месседжа» могут быть представлены не только в традиционном виде текста и сопроводительной иллюстрации, но также с использованием видео- или аудиофрагментов (виджетов и подкастов), анимации, инфографики. К проявлениям конвергенции относятся также трансляции через Интернет радио- и телеканалов. На сегодняшний день все существующие православные каналы осваивают вещание через Интернет.

Православным миссионерам важно научиться определять, какая форма будет наиболее эффективна для представления каждой конкретной единицы содержания — информационное сообщение, доверительная запись в блоге, справка в «Википедии» либо аудиозапись комментария авторитетного духовника или священноначалия. Не исключено, что и то, и другое, и третье, а также видеосюжет.

В настоящее время существуют приоритетные тематические направления, по которым православная интернет-общественность могла бы формировать «повестку дня» в социальных сетях и блогосфере. К таковым относится, например, тема любви, семейных отношений и воспитания детей, ряд нравственных вопросов, психологические проблемы и другие аспекты частной жизни. Очевидно, что эти темы обсуждаются в разнообразных интернет-сообществах регулярно, но отдаются на откуп сектантам, сторонникам различных психоаналитических школ и так далее. А ведь именно здесь многим важно услышать мнение Церкви.

Необходимо самим инициировать обсуждение, иногда даже в провокационной форме, чтобы представить христианскую точку зрения. В связи с этим представляется важным формировать ядро православного сообщества мирян и клириков, которое неформально, но с достаточной степенью легитимности могло бы представлять мнение Церкви в Интернете по разнообразным этическим, идеологическим и другим вопросам. Сегодня такое сообщество стихийно сформировано в «Живом журнале», однако опыт его взаимодействия с неправославным сегментом носит нерегулярный и неубедительный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.