Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссионерские вызовы современной церковной жизни




Церковная жизнь сегодня находится в периоде становления после целенаправленного уничтожения любых форм ее проявления в советский период. На приходском уровне активное участие в его жизни принимают зачастую люди, выросшие в советской действительности, далекой от традиционно сложившейся в дореволюционной России. Отсюда вытекает религиозная неграмотность этих людей, самочиние во многих вопросах церковной жизни и, как результат всего этого, бунтарство.

Одной из основных проблемных сторон внутренней жизни Церкви является порой низкий уровень мышления и культуры поведения работников приходских храмов. Люди, приходящие в храм впервые или нечасто его посещающие, прежде всего, сталкиваются не со священником, а с работниками храма. Как правило, это пожилые женщины, выполняющие определенный спектр работ по поддержанию порядка в храме или дежурящие за свечным ящиком. Непонравившийся внешний вид зашедшего в храм человека, неправильно, с их точки зрения, заданный им вопрос рождает с их стороны раздражение, что зачастую отталкивает пришедшего от Церкви. Конечно, пришедшего в храм с жаждой познания Бога, искренне ищущего Бога человека трудно оттолкнуть невежливым поведением. И, тем не менее, важно доброжелательное и обходительное отношение к нему работников храма. Стоит помнить, что нужно оказать помощь делающему первый шаг.

Приходя в храм, новоначальный человек, независимо от возраста и своего уровня образования, воспринимает бабушку при храме как почти непререкаемый авторитет, и ее суждения и советы принимает некритично. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы работница храма могла грамотно и с любовью подсказать новоначальному, что делать и ответить на его вопросы. В противном случае человек, затаив обиду, покидает храм. Таких случаев, к сожалению, можно встретить множество. Не замечать это — огромный миссионерский промах.

В некоторых епархиях есть положительный опыт решения данной проблемы. В приходе назначаются дежурные, достаточно образованные в православной вере. Новопришедший в храм человек всегда может получить спокойный и квалифицированный ответ на интересующие его вопросы. Большую пользу в таких случаях приносят регулярные наставления со стороны священства о нормах поведения работников храма и беседы с ними о правильности понимания основ веры. В противном случае не научаемая и оставленная без «детоводительства» такого рода среда является благодатной почвой для зарождения довольно серьезной и опасной проблемы современной Церкви, всякого рода суеверий и тщеславного учительства.

Другой проблемой являются самодеятельные религиозные формы, возникающие отдельно от Канонической Церкви, как, например, самочинные прославления новых «святых», создание и распространение новых «неканоничных» икон, крестные и «покаянные» ходы, распространение идей непринятия ИНН, новых паспортов и пр. Осложняет ситуацию и то, что эти и подобные им идеи также разделяют некоторые священники, что способствует восприятию ложных взглядов определенной частью православных верующих.

Апокалипсические настроения, присутствующие в современной Церкви, по сути не новы. Всегда в переломные моменты жизни национального государства, особенно в среде верующих людей, перемены переживались как конец истории. В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к описанию признаков завершения человеческой истории. С этой точки зрения предпринимаются попытки осмыслить происходящие в России и в мире процессы. Центральным пунктом подобных идей всегда являлся вопрос о пришествии антихриста. При этом уделяется много внимания поиску в сегодняшней действительности описанных в Апокалипсисе признаков пришествия антихриста. Особое место среди этих признаков уделяется числу имени зверя.

На Руси неоднократно и ранее ожидали конца света. Например, в XV в. Пасхалия заканчивалась 1492 г., который должен был соответствовать 7000 лет от сотворения мира, что, по убеждению некоторых, должно было указывать на конец времени существования мира. Другой пример — толкование 1666 г., особенно в свете начавшихся тогда гонений на старообрядцев. Благодаря наличию трех шестерок в дате и трагическим событиям в жизни Церкви большое число верующих было уверено в непременном конце истории. 1999 г. также вызывал в определенных кругах православных верующих мысли о конце времен. В настоящее время, не взирая на мнение Церкви по этому вопросу или просто не зная его, борцы с современными «признаками» пришествия антихриста наполняют определенным смыслом некоторые изобретения современной цивилизации, как, например, товарные штрих-коды, ИНН и даже новые паспорта, заявляя о том, что в них содержится число имени зверя — 666. При этом Церковь учила и ныне учит, что смысл числа имени зверя, указанного в Апокалипсисе, совершенно иной, далеко не тот, какой предлагают идеологи современных «псевдоправославных» течений в Церкви.

В Откровении Иоанна Богослова цифра 666 является, прежде всего, символом «мамоны» — царства земного изобилия, славы. Это относится к еврейскому царству времен Соломона, когда оно достигло своего необычайного расцвета. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар. 10.14).

Очевидно, что носители и распространители этих идей придают числу 666 магический смысл, не имеющий ничего общего с христианством. Это решительно противоречит одному из самых важных положений православной веры — о безусловной зависимости Спасения или гибели человека от его сознательного свободного выбора. Следующие этим «псевдоправославным» идеям заменяют, таким образом, ожидание Христа ожиданием антихриста.

В этих же «околоправославных» и «псевдоправославных» кругах получают свое развитие и идеи «покаянных» крестных ходов. Яркий пример — самочинно организуемые поездки в подмосковное село Тайнинское к памятнику последнего российского императора, прославленного в лике святых как страстотерпца, Николая II. Суть этих мероприятий сводится к идее принесения покаяния всего российского народа за грех убийства своего царя. Несмотря на то, что Церковь данные самочинные мероприятия не поддерживает, тем не менее, постоянно находятся те, кто эти идеи распространяет и им следует. В этих же кругах культивируются идеи «соискупительной» Христу жертвы царя Николая II, что, с православной точки зрения, немыслимо.

Все это среди верующих распространяется не только вне стен храма, но, зачастую, и в самих храмах. Сами прихожане между собой передают листовки и брошюры расколо-сектантского содержания, призывающие отказываться от паспортов и ИНН, не слушать священноначалие Церкви и прочее. Этот факт указывает на необходимость более активной «профилактической» деятельности настоятелей на приходах.

Такого рода течениям, особенно в крайних их формах, часто подвержены неуравновешенные и малограмотные люди. В этой среде лидеры с сектантским мировоззрением легко находят слушателей и последователей. От того, как часто среди прихожан будет проводиться «профилактическая» работа, зависит количество лидеров с сектантскими наклонностями и их последователей.

Для наиболее эффективной профилактики подобного рода явлений необходима организация нормальной приходской жизни, так как одной из главных проблем современного прихода является практически полное отсутствие общинной жизни. И из этого вытекает множество нестроений. Очень важно также самому настоятелю уделять свое личное внимание подобным вопросам, так как прихожанам часто не хватает общения с ним во внебогослужебное время, а потому его место тут же заменяют всевозможные самодеятели.

В настоящее время практически в любой секте можно найти человека, поначалу приходившего в православный храм. Как правило, не найдя поддержки со стороны служителей храма или прихожан, не получая должного наставления в вере из-за отсутствия огласительных бесед или других образовательных занятий на приходе, такой человек, получив нечто подобное в секте, там и остается.

Естественно, что приход человека в Церковь и дальнейшее его пребывание в ней не зависит всецело от того, как устроена приходская жизнь, но и этот фактор немаловажен. Проблема состоит в том, что очень часто приходящий в храм новоначальный человек остается с собою один на один, посещая храм лишь для богослужений. Никакого деятельного участия в жизни прихода он не принимает. Воскресные школы, действующие при храмах, объединяют немногих. Иных форм обучения вере и организации общинной жизни ныне при многих храмах не существует.

Понятно, что современное общество достаточно разобщено. Индивидуализм во многих берет верх. Традиция приходской жизни, существовавшая в России в дореволюционный период, пресеклась. Достаточно трудно ныне создавать общинную приходскую жизнь, но это необходимо делать, так как от этого зависит нормальное состояние Церковного организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.