Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссионерская эстетика




Вопрос эстетики миссионера невозможно вынести за рамки курса подготовки будущего благовестника Царствия Божия. Для мирянина-миссионера, осуществляющего свое служение в светской, как принято говорить, среде, эта сторона его деятельности регулируется общепринятыми правилами и нормами. Вопросы же эстетики миссионера-священнослужителя требуют отдельного рассмотрения.

Священнослужитель, и особенно миссионер, каждую минуту своей жизни находится на том служении, на которое поставил его Господь, поэтому желательно, чтобы он всегда находился в приличествующем его сану и текущему моменту времени и месту облачении. Облик и манера поведения человека, осуществляющего миссионерское служение, являются невербальной формой проповеди. Коль скоро он, так или иначе, бывает узнаваем, то окружающие начинают проявлять к нему определенный интерес и уважение, что позволяет легко входить в непосредственный контакт с людьми. Если же священник-миссионер, находясь в аналогичной ситуации, будет одет в светскую одежду, то у людей будет сформировано отношение к нему как к человеку, который скрывает свой сан или смущается им.

При этом необходимо осознавать всю ответственность своего поведения в общественный местах, чтобы поступать подобающе высоконравственному пастырскому сану при различных ситуациях, так как ношение церковной одежды (подрясника, рясы) обуславливает для человека недопустимость никакого порочного и соблазнительного поведения для окружающих. В том числе надобно следить за чистотой и аккуратностью своей одежды, чтобы небрежностью ее не принижать достоинства духовного чина и самой Церкви.

Следует вместе с тем отметить, что в силу исторических обстоятельств сегодня в Русской Православной Церкви, в зависимости от благословения правящего архиерея, священнослужители имеют возможность выбирать форму внебогослужебной одежды между духовным и светским «платьем».

Священнослужителя и миссионера хотят видеть открытым, готовым пойти на контакт с человеком любого уровня культуры и образования. Успех его служения будет зависеть и от положительного влияния его облика на окружающих. Поэтому он должен выглядеть таким, каким его хотят видеть потенциальные члены Церкви — опрятным, культурным, общительным, с достоинством несущим свое служение.

1. Облачение священнослужителя:

Подрясник. Подрясник для священнослужителя в настоящее время выполняет те же функции, какие для светского человека выполняет сорочка. Это также своего рода нижняя одежда. Для ношения с подрясником обязателен пояс. Существуют различные фасоны подрясников. Цвета подрясников в летнее время могут быть светлых тонов (белый, серый, беж и т. д.), в зимнее время — темных тонов (черный, темно-синий, темно-зеленый и т. д.). Но следует заметить, что для подрясников, как и для ряс, предпочтителен черный цвет.

Ряса. Ряса священнослужителя является верхней одеждой. Поверх рясы священнослужитель носит крест. Существуют различные фасоны ряс. Зимняя верхняя одежда священнослужителя: зимняя ряса, пальто, куртка темных тонов и т. п.

Головные уборы. Скуфья: летняя, зимняя. Богослужебные головные уборы, которые также используются в официальных случаях: для белого духовенства — камилавка (если имеется такая награда); для монашествующего духовенства — клобук.

В отношении миссионера-мирянина следует сказать, что, если он совершает свое служение в светской одежде, то она всегда должна иметь опрятный, ухоженный вид и соответствовать моменту.

2. Пространство храма:

Если миссионерская община имеет свой храм, то священнослужитель, осуществляющий миссионерское служение, в обстановке храмового пространства должен выглядеть в подобающем его сану и положению виде. В храме (во внебогослужебное время) на нем обязательно всегда должны быть надеты подрясник (ряса), крест, (скуфья).

Священнослужитель (как и миссионер, осуществляющий свое служение, не будучи облечен саном) в храме должен говорить сдержаннее, чем на улице, приглушенным голосом (он является служителем, а не хозяином в храме), не особенно эмоционально. Беседы по хозяйственной части следует выносить в кабинет настоятеля, в подсобные помещения или на улицу.

Если в храме миссионера ждут люди, желающие задать ему вопросы о вере и Церкви, а ему необходимо срочно уйти, следует извиниться, назначить удобное время приема (либо переслать к другому человеку (священнику), который ответит на вопросы), но ни в коем случае не пренебрегать приходящими в храм людьми. Каждый христианин, а тем более миссионер, по завету апостола, должен быть всегда готов дать ответ на различные вопросы прихожан (ср.: 1Пет. 3.15).

Миссионер должен представлять себя постоянно пред очами Господа и непрестанно молиться (1Фес. 5.17), памятуя о возложенном на него служении.

Оформление пространства миссионерского храма зависит от традиций прихода, а зачастую от вкуса и представлений настоятеля. Необходимо особо указать на необходимость развития миссионерами и духовенством эстетического чувства, отношения к оформлению храма в соответствии с традициями и культурой Православной Церкви.

Пространство храма должно быть организовано предельно лаконично. В храме не должно быть ничего лишнего. Необходимо и достаточно в данном случае (применительно к убранству каждой конкретной иконы) — лампады, подсвечника и ящичка для огарков. Чтобы как-то выделить особо чтимую в данном храме икону, можно соорудить над ней сень (деревянную, металлическую, тканную), либо украсить цветами.

В храме должна соблюдаться чистота; чистота алтаря должна находиться в непосредственном ведении священнослужителя. Чистоту Жертвенника и Престола священнослужитель обязан поддерживать самостоятельно (чистота Жертвенника и Престола отображает отношение священнослужителя к своему служению). При наличии младшего священнослужителя, диакона, заботы об алтаре могут быть поручены ему.

Если в миссионерском храме имеется практика размещения у икон или святынь печатных информационных текстов, то это должно делаться с учетом имеющегося интерьера и без ущерба назначению храма как дома молитвы.

3. Атмосфера в семье:

Отношения в семье миссионера или священнослужителя-миссионера должны складываться так же, как и в любом христианском семействе. Муж главенствует в семье, сообразуясь со свободной волей супруги, принимает деятельное участие в воспитании детей.

Священнослужитель после принятия сана не должен забывать о семье. В равной мере и миссионер с принятием на себя благовестнического служения не вправе пренебрегать семейными обязанностями. Нельзя действовать в ущерб ни семье, ни служению. Плохой отец семейства не может быть хорошим миссионером или священнослужителем. «Кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим. 3.5). Когда глава семейства принимает на себя миссионерское служение, задачи, стоящие перед ним, приобретают особую остроту.

Необходимо поддерживать оптимальный ритм церковной жизни семьи миссионера, в частности, регулярно участвовать в богослужении (праздничном или воскресном), так как семья миссионера является образцом для людей, только что пришедших или еще ищущих дорогу в Церковь.

Убранство дома священника и миссионера мало чем отличается от жилого пространства обычного православного семейства, за исключением наличия соответствующей одежды и некоторых специализированных книг. В доме миссионера обязательно наличие молельного угла. Обстановка должна быть скромной, чистой и опрятной, без кичливости; обязателен детский уголок. При наличии достаточной площади жилого помещения миссионеру желательно иметь отдельный кабинет.

4. Поведение в пути:

Отправляясь в путешествие, миссионер должен продумать содержимое своего багажа, а также обратить внимание на то, что берут в путь его спутники. Он должен помнить, что даже во время путешествия находится на миссионерском служении, поэтому он не должен пренебрегать людьми, подходящими к нему с какими-либо вопросами.

Если путешествие происходит во время поста, то по Уставу в этот период пост послабляется, то есть если в пути миссионеру предлагают скоромную пищу, он, дабы не оскорбить гостеприимства и поступить по закону любви, не должен пренебрегать угощением, но если есть возможность отказаться от данного угощения под достаточно благовидным предлогом, этой возможностью необходимо воспользоваться. Таким же образом если у миссионера-путешественника есть выбор между скоромной и постной пищей, то во избежание соблазна для окружающих, ему лучше удовольствоваться постной трапезой, по слову ап. Павла: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8.13).

Оказавшись в любом незнакомом месте, миссионер должен тщательно выбирать места общественного питания. Присоединяясь к вкушающим пищу в таких местах, он может помолиться про себя. В иных случаях молитва и благословение трапезы в пути не являются излишними.

5. Участие в публичных мероприятиях:

Миссионер — и, в особенности, священнослужитель — должен быть готов к участию в публичных и сопутствующих мероприятиях. Во время проведения различных конференций в перерывах между заседаниями, а также по их окончании, часто устраивают приемы или фуршеты, во время которых не стоит злоупотреблять едой. Если есть повод отказаться от алкогольных напитков, то стоит им воспользоваться.

К столикам с едой стоит подходить тогда, когда примерно треть всех присутствующих приступила к угощению. Если есть вероятность, что миссионеру предоставят слово, то для этого лучше заранее подготовиться. Если это слово не является тостом, то необходимо отложить все приборы и бокал, оставив руки свободными. Заранее стоит договориться с хозяином о молитве перед вкушением пищи. Если хозяин (организатор) предпочтет воздержаться, не стоит настаивать; если же хозяин ответит положительно, то необходимо попросить его самому предложить гостям помолиться перед трапезой.

Миссионеру также необходимо уметь вести себя за столом. На трапезу его приглашают, прежде всего, для общения, поэтому объедаться на ней не стоит. При ведении беседы следует ориентироваться на настрой собеседника. В незнакомой обстановке миссионеру удобно будет ориентироваться в ситуации, наблюдая за участниками трапезы. Если за трапезой участники переходят рамки приличия, то он должен озаботиться поиском возможностей для вежливого и деликатного ухода.

Миссионер должен быть готов вкусить самое простое угощение, которое ему могут предложить, и поддержать разговор на самые элементарные темы.

Для выражения интересов своей паствы Церковь организовывает различные публичные мероприятия или участвует в мероприятиях, организованных различными структурами. Находясь на такого рода мероприятиях, миссионер (чаще — священнослужитель) должен быть готов выступить с заранее приготовленным приветственным словом от своего имени либо от имени правящего архиерея, благочинного или настоятеля. Для этого он обязан заблаговременно направить рапорт или справиться в личной беседе о необходимости такого приветствия. Священнослужитель также всегда должен быть готов сказать тост за трапезой, который не должен быть таким же объемным, как и приветственное слово, и в котором не должны употребляться обороты и фразы, встречающиеся в приветственном слове.

В офисах, магазинах, библиотеках, вокзалах и прочих общественных местах находятся люди, которые должны восприниматься миссионером (тем более — священнослужителем) как его потенциальная паства. Поэтому необдуманные поступки должны быть исключены, так как они могут обусловить формирование у окружающих людей негативного представления о Церкви и ее пастырях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.