Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ и качества современного миссионера




Миссия примирения. В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии.

Формы и методы современной миссионерской деятельности

«В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности:

1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии — включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни. Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и «предоглашения» (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения. Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) — оглашение — Крещение — научение (тайноводство) (Мф. 28.19). Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви…

2. Апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов». Для результативной работы апологетической миссии рекомендуется создать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы прозелитизма религиозных объединений, действующих на территории конкретной епархии, выявляла степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала об этом общественность…

3. Информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы…

4. Внешняя миссия. Это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. Внешняя миссия осуществляется в различных этнокультурных и этноконфессиональных условиях. Она всегда играет значительную роль в жизни Вселенской Православной Церкви; благодаря ей возникали новые Поместные Церкви…

Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12.14)».

Прежде чем говорить о принципах и методах миссионерской деятельности, следует более глубже рассмотреть данные термины. «Οδός» в греч. значит «путь, дорога». Евангелист, передавая слова Христа о Самом Себе, употребляет термин путь (η οδός) (Ин. 14.6). Понятие «метод», таким образом, имеет следующее значение: систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Термин «метод» получил широкое распространение в философских и естественнонаучных трудах с XVI в. (Рене Декарт и проч.).

Слово «принцип» (от лат. principium — «начало, основа, происхождение, первопричина») традиционно означает основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В логике «принцип» — центральное понятие системы, представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все явления области. В этике «принцип» — внутреннее убеждение, максима, задающая общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.

В Священном Писании также встречается это слово. Книга Бытия в латинском переводе начинается с него: «In principio creavit Deus caelum et terram» (Быт. 1.1). Или пролог Евангелия от Иоанна: «In principio erat Verbum et Verbum erat apud Deum et Deus erat Verbum» (Ин. 1.1).

И метод, и принцип семантически связаны с Божественным Откровением: Христос говорит о Себе, что Он есть «οδός», а Священное Писание указывает на то, что и началом всего (in principio) является Христос.

Таким образом, можно сказать, что та «максима, задающая общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности» — это Божественный Логос, Бог Слово.

Следовательно, Христос является и «Методом», способом миссионерствования, способом проповеди, и той «Основой», на которой базируется все христианское делание. Более того, Он же является и «Целью», так как к глобальной цели миссии относится обожение человека, введение его в богообщение, спасение его души, а к так называемой, локальной, — создание евхаристической «малой Церкви» — общины, осознанно приобщающейся Святых Христовых Тайн.

Ошибкой будет использование другой основы, другого пути, не коренящегося в Божественном Откровении. В настоящее время существует немалый соблазн применения методов, возникших в светском обществе, так называемых «РК-технологий», созданных медийной индустрией, для привлечения людей к Церкви. Однако невозможно подчинение Истины светским методам, механическое перенесение светской методики в церковную. Иначе можно прийти к мнению, что чистота намерений оправдывает действия, порицаемые моралью, так как «know-how» современный масс-медиа построены на потворстве греху и пороку.

Не следует забывать то, что девиз «Finis sanctificat media» (Цель оправдывает средства — лат.) принадлежит иезуитскому богослову XVII в. Эскобару-и-Мендоза, ставшему символом лицемерия для своих современников. (Из его имени было даже образовано слово escobarderie, обозначающее, по объяснению словаря французской академии, лицемерие, при помощи которого человек разрешает затруднительные вопросы совести в смысле, благоприятном для своих выгод).

Еще одно ложное понимание миссионерской методологии, это мысль о том, что Истина должна пассивно приниматься человеком. Примером этого служит следующая точка зрения некоторый миссионеров XIX-XX вв.: достаточно перевести на разные языки Евангелие, рассказать людям, что есть Христос, и далее они сами, под действием божественной благодати, сделаются христианами.

Но вот что пишет митрополит Амфилохий (Радович) о православном видении миссионерской методологии: «Человек призван быть радостным сотрудником Духа Святого и свободно принимать Его. Именно на этом таинственном сотрудничестве человеческой свободы и благодатного действия Святого Духа веками строилась и развивалась церковная методика и осуществлялась миссия Церкви в мире. Синергия человеческой свободы и Духа Святого — вечный принцип церковного бытия и ее исторической деятельности.

По традиционному евангельскому пониманию, проверенному и подтвержденному многовековым опытом Церкви, вопрос метода и церковной методики так же, как и вопрос отношения Истины и способа, которым она принимается и передается, раз и навсегда решен словами Самого Господа Иисуса Христа: «Я есмь путь, и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Ими Господь свидетельствует о Себе, не только как об Истине и Жизни, но и как о единственном Пути, Который ведет к Истине и полноте Жизни. Путь, истина и жизнь, в Нем они — единая и единосущная реальность, триединая и неразделимая тайна. Что подразумевается под тем, что Христос есть «путь»? Это означает, что Он, как путь, являет нам Свой образ жизни, среди нас и для нас, Свое богочеловеческое дело, Свою богочеловеческую практику и то, как она осуществлялась и, осуществившись — навсегда осталась среди нас, как мера нашей жизни, как наш путь. Усваивая этот Его образ жизни, мы находим Путь, которым, и только им, мы может придти к Отцу».

Здесь важно сделать следующий вывод: если человек не осознал, что Христос стал частью его, а он — частью Его, если желание жить по Его заповедям не является мотивацией всех его мыслей и поступков, — такому человеку очень сложно будет поделиться своей верой с другими. Правильный метод всегда основан на опыте встречи с Истиной.

Методика Церкви, как указывает на это митрополит Амфилохий, это соборная методика. «Метод Церкви не результат чьих-то домыслов, но метод соборного переживания одной всеобъемлющей и неисчерпаемой Истины. Церковь учит и воспитывает не только словом, проповедью, она учит и воспитывает всем своим богочеловеческим существованием и всем богатством своего соборного Предания и исторического святительско-исповеднического опыта и переживания Христа. Многовековой опыт святых Божиих, его усвоение и использование — самый верный залог правильности метода, на этом опыте основанного, и пути, Церковью проповеданного и засвидетельствованного. Этот метод может найти только тот, кто живет, думает, дышит соборным Преданием и жизнью Церкви. Тот же, кто достигнет такой степени духовного совершенства, чтобы думать, жить и дышать, соборным освященным Преданием и жизнью Церкви, сам становится «правилом веры» и верным учителем в пути, ведущим в жизнь вечную. Такими были Святые Божии, через которых, самым совершенным образом осуществлялась и осуществляется миссия Церкви».

Миссионерской практикой христианина должен стать, следовательно, путь святых. «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу», — говорит апостол Павел в I Послании к Коринфянам (1Кор. 4.16).

На протяжении всей церковной истории, началом и концом всякой церковной миссии было богослужебное евхаристическое собрание, общественная молитва. Значит, еще одним критерием правильной миссии является то, что она пронизана молитвой, держится и укрепляется молитвой. Это то, что отличает миссию христианской Церкви от прочих «миссий» века сего.

Миссионерская деятельность, не основанная на Евхаристии и призывании Духа Святого, неизбежно приходит к секуляризации, к превращению в религиозную идеологию.

«Бог постепенно открывает свою вечную тайну и ведет в нее. Он открывает ее, в силу человеческой способности принять ее, начиная с Закона и Пророков, продолжив явлением и воплощением Сына, посланием Духа Святого, ведущим ко всякой истине, открывая ее все более совершенным образом, приуготовляя человека к встрече с Богом «лицом к лицу» в вечности…

Все опытные носители церковного духа, на протяжении церковной истории, применяли этот метод, ведущий в тайну, в повседневной жизни, то есть в проповеди Евангелия и его воплощении в жизни каждого, начиная с «молочной» и постепенно подходя к «твердой» пище. Таким образом, этот ведущий в тайну — мистагогический — метод, органически связан с практической стороной человеческой жизни. Главный принцип этой практической стороны, которая никогда не была самоцелью, гласит: «Практикой достигается боговидение, созерцание боготайны». Этот принцип — незаменимый метод, предпосылка и путь истинного возрастания, созревания и просвещения. Мистагогическому методу свойственны очевидность и осязаемость, но одновременно он все больше и больше развивает живое и опытное познание о недоступности и неизреченности тайны. Именно это и есть лучший способ осуществления церковной миссии в мире: в ощутимой, реальной жизни и действительности, в конкретной практике находить глубинную реальность и проникать в нее, как по ступенькам; в видимом открывать невидимое, сокрытое и затаенное в его глубинах» (Митр. Амфилохий (Радович)).

Следует понимать, что православное миссионерство — это не «охота за душами», в которой важно количество обращенных любой ценой, а свидетельство о Христе, в котором важно качество и адекватность этого свидетельства. Важно помнить и совет, сказанный свт. Иннокентием Аляскинским молодому свт. Николаю Японскому: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе». Это не значит, что нужно до старости ждать, пока все это произойдет, — и святитель Иннокентий, и святитель Николай поехали проповедовать, будучи очень молодыми людьми. Это значит, что именно такое настроение надо стяжать при намерении проповедовать, к этому духовно устремляться, и, даже если человек будет только в начале пути, за правильный взгляд и саму решимость Господь подаст ему и силы, и разумение как все сделать самым лучшим образом. Если миссионер не любит тех, кому он проповедует, то и его никто не станет слушать, и если он внутренне не старается исправить себя, своими делами опровергая то, о чем говорит, то ему никто не поверит.

Поэтому не следует забывать и о важности аскезы. Церковная миссия не может быть осуществлена должным образом и принести истинных плодов без поста и воздержания как мощных средств преображения и перерождения человека и его повседневной, личной и общественной жизни. Практика вводит в теорию, а не наоборот. Свт. Григорий Палама говорит: «Мы проповедуем слово — практикой, делом подтвержденной, и практику, дело — словесно». Миссионер не вправе требовать от других того, чего он не исполняет сам. Истинная миссия — это не просто рассказ о Христе, но жизнь во Христе.

Никогда не сможет быть принято как церковный метод и то, что не ведет к спасению человека, что отвращает его от Истины. «И не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12.2), — говорит будущим миссионерам ап. Павел. Подчинение духу времени, уклонение пути в угождение «веку сему» лишает проповедника вечного основания, вечного принципа и Божественного Начала всей его деятельности.

«В построении метода и разработке методики, для осуществления своей богочеловеческой миссии в мире, Церковь всегда учитывала многообразие и неповторимость каждой личности, каждого народа. Каждый человек неповторим. Приступать к нему нужно «на голубиных ногах» (прп. Иустин (Попович)). Так же и каждый народ имеет свои дары, свое особое призвание, историческое и эсхатологическое. Церковь направляет призвание каждого отдельного народа, уважая его язык и обычаи; она не пытается унифицировать их, но наполняет и объединяет всех людей и все народы единством веры и Духа, преобразуя всех в единый святой народ Божий.

Такими методами Церковь успешно осуществляла свою историческую миссию, они эффективны и по сей день, и останутся таковыми до конца времен именно потому, что по природе своей вечны и боговечны. Все они могут быть выражены и раскрыты в одном единственном всеобъемлющем принципе — «Жить и мыслить во Христе Иисусе, Господе нашем. В этом заключена методика Церкви, в этом ее вечная миссия и призвание» (митр. Амфилохий (Радович)).

«Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.