Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние средства благовестия




Бог, имя Которого возвещает миссионер — Творец всего видимого и невидимого. А потому в деле проповеди Евангелия естественными союзниками проповедника являются все творения. По слову прп. Максима Исповедника, в каждой вещи есть заложенный в ней смысл (логос), при помощи которого христианин должен учить неверующих. И этим надо уметь пользоваться.

1. Жестикуляция:

Первым помощником проповедника являются его руки. Правильное использования рук может весьма сильно помочь миссионеру. Не надо на проповеди или во время диспута держать руки по швам или скрещенными на груди в позе «Наполеона». Первое показывает неуверенность говорящего в своих словах, вторая же поза показывает совершенно недопустимое превозношение над собеседником. Руки должны стать дополнительным органом речи.

Многие положения православной веры можно объяснять в буквальном смысле на пальцах. «Перстосложение» при крестном знамении с древнейших времен служило для показания тайны Пресвятой Троицы. Так же при помощи двух других пальцев можно объяснить тайну Боговоплощения. А, показывая знак креста на теле, можно рассказать об азах духовной борьбы: лоб — борьба со злыми мыслями, чрево — со злыми делами, а плечи — принесение плодов покаяния через творение добрых дел, причем все это совершается в сотрудничестве с Богом, которое символизируется и подается знаком Креста.

«На пальцах» можно отмечать и смысловые элементы речи. Легкий, рубящий знак правой руки выделяет из всей массы речи важный аргумент. Поднятый палец показывает внимание к словам или помечает ошибку собеседника. Плавное кругообразное движение показывает порядок логического построения, когда одно положение логически вытекает из предыдущего. Прямое указание рукой на человека при разговоре (если беседа идет в большом скоплении людей) может вывести его из сна, или сорвать попытку провокации. Вытянутая рука или обе руки помогают прекратить поток агрессии или богохульства. Это знак «стоп».

Недопустимость использования миссионером оскорбительных жестов очевидна. Но надо помнить, что у разных народов жестикуляция может отличаться до противоположности, а потому важно учитывать это при общении с человеком другой культуры.

Особенно осторожно надо относиться к использованию миссионером тактильного контакта. Прикосновение к человеку — это знак огромного доверия, которое часто может быть совершенно неуместным и восприниматься как крайне невежливое «панибратство». В редких случаях, для снятия некоторого высокого градуса в споре можно прикоснуться к ладони человека, чтобы прекратить раздражение. Но делать это надо крайне осторожно. Тем паче нельзя хлопать оппонента по плечу — это признак явного превозношения над человеком. Но если легонько прикоснуться к плечу собеседника, то это будет означать одобрение, поддержку и утешение для другого человека.

Важно поддерживать некое расстояние между собой и слушателем — это помогает включить разум человека. Отсутствие этого расстояния открывает простор для техник манипуляцией сознанием, неприемлемых для православных и не способных привести человека к осознанному принятию христианства.

2. Использование окружающих рукотворных предметов:

Когда миссионер проповедует в аудитории, то у него под рукой может находиться целый арсенал средств, способных помочь делу проповеди. По этому поводу достаточно вспомнить, какую огромную роль в обращении князя Владимира сыграла показанная ему огромная икона Страшного Суда. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, например, предкрещальное оглашение лучше проводить в самом храме, чем в воскресной школе. В храме стены в прямом смысле помогают проповеднику. Рассказ о том или ином эпизоде библейской истории хорошо сопроводить изображением его в росписи или на иконе. Усвояемость материала при этом возрастает в несколько раз. Другим пособием могут быть горящие свечи, на примере которых легко показать как Три Света одновременно являются Одним Светом (когда пламя трех свечей соединяется вместе). Не стоит забывать про завораживающее влияние открытого огня, который может как помочь, так в некоторых случаях и помешать проповеднику (когда слушатель, засмотревшись на пламень, может забыть о чем идет речь).

Так же и все остальные элементы церковного убранства (кадило, облачение, форма храма и др.) могут и должны быть использованы проповедником. Кроме специальных церковных предметов (а также близких к ним по значению произведений православного киноискусства и т. п.) миссионер может использовать и самые обычные образы и предметы.

3. Использование окружающей природы:

Как известно, св. Патрик Ирландский объяснил друидам тайну Святой Троицы на примере трилистника клевера, и это объяснение настолько запомнилось слушателям, что до сих пор трилистник — один из символов Ирландии. А свт. Василий Великий приводит для объяснения Троичного догмата символическое значение солнца, как единой сущности, рождающей свет и производящей тепло (лучи).

Такие примеры бесчисленны. Образ цветущего луга поможет объяснить соборность Церкви и будущую красоту Царства Божия. Цунами можно рассматривать как знак Божией справедливости, зиму как символ смерти души, снег как знак чистоты прощенного грешника, весну как образ воскресения плоти. Само звездное небо или кучевые облака свидетельствуют о величии и творческой гармонии Господа Бога. Подобные примеры находятся в сочинениях свт. Тихона Задонского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофила Антиохийского и многих других святых отцов. Опыт показывает, что использование природы для проповеди делает саму проповедь весьма запоминающейся и откладывает неизгладимое впечатление в памяти слушателей. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1.20).

4. Использование материалов СМИ:

Часто проповеднику Православия приходится сталкиваться с негативными последствиями публикаций в СМИ. Всякая попытка проигнорировать те обвинения, которые будут выдвинуты во время диалога, практически неизбежно ведет к полному провалу всей проповеди. Поэтому миссионер должен быть в курсе новых атак на Христа и на Церковь, и уметь в краткой, но точной форме (желательно афористично) ответить на обвинения по сути. Материалы для этого можно найти на Интернет-форумах и в других ресурсах Сети. Но при этом нельзя допускать, чтобы обсуждение этих обвинений увело от главного — благовествования Спасения. Поэтому, кратко ответив, миссионер должен тотчас возвратиться обратно к теме своей беседы.

Однако СМИ являются не только главным поставщиком антицерковной пропаганды, но могут служить великолепным материалом для миссионера. Любое крупное событие можно использовать в качестве повода для начала разговора. Удачным будет упоминание в самой беседе или диспуте какого-либо события в качестве подтверждения высказанной мысли. Такие вставки обладают колоссальной внутренней ценностью, ибо показывают, что Божественное Откровение актуально и для сегодняшнего дня, а также раскрывают смысл человеческой истории в аспекте Божественного Домостроительства. Примером мастерского использования в миссионерской беседе современных событий могут служить многие проповеди Златоуста, особенно «Беседы о статуях».

При умелом использовании даже антицерковные материалы могут послужить на пользу проповеди. Кроме того, хорошим наглядным материалом для объяснения тайн Промысла Божия могут служить совершенно не имеющие отношения к Церкви события. Достаточно вспомнить образы ристалищ и состязаний в посланиях ап. Павла (1Кор. 9.24–27; 2Тим. 4.7–8), или то, как прп. Серафим объяснял Мотовилову способы стяжания Святого Духа на примерах из бизнеса.

Для успеха своей проповеди миссионеру не стоит пренебрегать всеми выше описанными средствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.