Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Год (продолжение). Болезнь – не наказание. Она сформировалась и преобразуется дальше при активном участии самого больного




Год

 

Постижение

Болезнь – не наказание. Она сформировалась и преобразуется дальше при активном участии самого больного. В ней заложена возможность способствовать осознанию психологически важных для него моментов, способствовать его личностному развитию. Лечение не должно избавлять, отгораживать больного от этой возможности.

 

Год начался с того, что я обнаружил естественность периодического присутствия сложных переживаний в ходе активной работы с собой. Теперь, когда я говорю людям о том, что негативные, как мы их оцениваем, переживания необходимы и гармонично соответствуют определённым процессам в ходе «движения», я делаю это, опираясь на свой собственный конструктивный опыт этих лет. Но сначала их появление меня озадачило, и какое-то непродолжительное время, я воспринимал такие состояния ненужными, мешающими. Однако, вскоре, в силу личных и вне личных причин, смирился, а затем, поняв смысл происходящего, осознанно способствовал ему.

1992-й был наполнен встречами с удивительными людьми. Одни из них, как и я, только открывали себя, а другие уже пробовали сознательно осуществлять своё «движение». Личностное воздействие некоторых из них на меня было столь неоднозначным, что мне понадобилось многое пройти и осознать, прежде чем чувство благодарности к ним совместилось с принятием их собственного, отличного от моего, пути познания себя.

Эмпирическая практика постепенно приносила свои результаты. Что-то сложное, кажущееся длительное время непонятным, необъяснимым становилось простым и ясным. Что-то осмысливалось, как естественно необходимое и по ходу моей жизни приобретало качество значимой реальности. Из всего спектра моих открытий этого года три стоят того, чтобы о них рассказать несколько подробнее.

1. То, что активное использование эмпирических техник в работе с психологическими проблемами, одновременно с их разрешением, способствовало личностным изменениям, обнаружилось уже в 1991 году. Теперь же я имел возможность убедиться, что такой результат не случайность, что он закономерно им присущ, что он стабилен. Какими бы не были психические проявления в процессах, их конечное воздействие ощущалось именно в преобразовании восприятия мною жизни, нового осмысления её сути и моего места в ней.

2. То, чего я достигал в изменении себя в этом году, было мною искренне желаемо в течении ряда предшествующих лет. Но тогда, в прошлом, всё оставалось лишь желанием. Все мои рационально спланированные практики и волевые усилия того времени привели лишь к тому, что я отчаялся вообще когда-нибудь что-то изменить в себе. Теперь опыт нежданного получения давно желаемого, как результат систематической эмпирической практики, поддерживал меня и давал надежду на возможное благополучное завершение, даже в самые трудные моменты. Впрочем, мне весьма сложно судить однозначно о причинах терпения, проявившегося во мне в эти годы. Сложно хотя бы потому, что я никак не могу отнести это только на счёт каких-то своих личных качеств. С какого-то времени я явственно начал ощущать, что что-то ведёт меня в личном развитии. Возможно, в задачу этого ведения входило и поддержание моего жизненного статуса на уровне, соответствующем характеру «движения».

Я не сразу подошёл к размышлению об источнике этой направляющей силы, и, тем более, к принятию её, как действительно имеющего место факта. Это происходило постепенно, по мере отслеживания особенностей возникновения и проявлений одних состояний, в которых я не находил в себе сил как-то сопротивляться происходящему, и только при ощущении результата понимал, что всё так и должно было идти. И других, когда, наоборот, откуда-то черпались силы и открывались такие возможности разрешения, которые я не мог не реализовать.

В конечном итоге, опыт этого года закрепил тенденцию нарастания доверия к происходящему и позволил прийти к следующему убеждению: в «движении» ничего не надо форсировать. Необходимо, по мере сил, соответствовать ему, активно способствуя его развитию в одних случаях и не вмешиваясь в других.

3. Ещё одной особенностью этого года было то, что мне пришлось буквально заново открывать для себя суть понятия – ответственность. Я обнаружил, что, прожив много лет, как-то даже не задумывался о собственной ответственности за возникновение множества событий в своей жизни. Теперь, по мере осознания своей роли в происходящем когда-то, я пересматривал прошлое глазами человека, желающего извлечь пропущенный опыт. Процессы, в которых я вновь переживал и переосмысливал давно, казалось бы, забытое, разворачивались, как хорошо спланированный сценарий. Их итог подводил к новым открытиям, и порой весьма противоречивого характера. Так, в какой-то момент, осознание реальности собственной ответственности человека за свою жизнь «столкнулось» с другим открытием: каждого из нас что-то определённым образом ведёт по жизни. Наличие последнего подводило к признанию бессилия, и временной (или постоянной) невозможности что-то сложить в своей жизни иначе, чем есть. Каким же образом сюда могла вписываться ответственность за свою жизнь? Разрешение этого конфликта шло через эмпирическую практику и изучение религиозно-философской теории различных духовных течений, а также осмысление понятия «свободная воля», представленного в философии Канта, Шопенгауэра, Ницше, Бердяева... Через несколько лет я достиг определённого понимания этого нюанса. Понимания, исчерпавшего возникшее противоречие.

 

 

 

Личные процессы этого года были разнообразны не только по содержанию, но и по техникам, которые я использовал для их проведения. Все они способствовали одному: раскрытию, осознанию и постепенному разрешению значимо сложных моментов моей жизни. Так мне ещё раз, уже в рамках новой для меня эмпирической психотехники, довелось пережить своё рождение. Оно снова прошло быстро, и теперь этому процессу сопутствовали интенсивные двигательные проявления.

Из всех процессов этого года наиболее значительными были два. Первый – имеющий отношение к моему восприятию матери. В ходе его я обрёл взгляд более-менее примиряющий мои противоречия в оценке некоторых событий связанных с нашим родством. Как показало будущее, это была первая ступень к естественному, глубокому пониманию и принятию происшедшего между нами.

Второй включал в себя переживания, связанные с чем-то весьма далёким от сегодняшней жизни. У меня ещё не было личного опыта (а подобный процесс, вообще был первым), на основании которого я мог бы сложить какое-то начальное представление об известном мне из литературы понятии – реинкарнация. Было слишком много расплывчатого, неопределённого в моём представлении об этом феномене. Данный процесс породил желание познакомиться с реинкарнационной философией. И сложилось, так что в результате практики я, ещё не сумев охватить множества её (этой философии) нюансов, обрёл сознание важности того, что в ней заложено. Открывающееся было неожиданным, непривычным, противоречащим имеющемуся у меня багажу знаний и жизненному опыту. Но постепенно пришло понимание того, что мой образ жизни, воспитание и образование нисколько не мешают совершать главное – личное «движение», даже, если в ходе него раскрывается нечто такое, что не сразу укладывается в имеющееся у меня представление об устройстве жизни.

Существуют постижения, к которым сразу придти нельзя, и этому есть весомые основания, о чём пишет в своей работе – «Психотерапия. Восток и Запад», – Алан Уоттс: «Если истина известна, почему об этом не сказать открыто, почему большинству приверженцев буддизма и веданты позволительно думать о реинкарнационной космологии, как о факте? Есть две причины. Первая в том, что освобождение – это не революция. Оно не призвано нарушать общественный порядок, подвергать сомнениям традиционные идеи, которые сплачивают людей. Кроме того, общество всегда подозрительно, а значит, и враждебно к тем, кто бросает вызов его традициям. Для того, чтобы освободить кого-либо от укоренившейся в сознании мифологии и не вызвать при этом беспокойства у других людей, требуется известный такт. Вторая причина в том, что техника освобождения лишь помогает индивидууму открывать для себя истину. Преподнести её в готовом виде – это не убедительно».

Уже где-то в 1997 году отметил, что мои процессы, связанные с событиями «прошлых жизней» всегда представляли собой переживание какого-то краткого эпизода. Это несколько удивляло, так как я ожидал какого-то подробного проживания. Однако, на основании информации, почерпнутой из литературы, понял что однозначно сказать каким должен быть такой процесс весьма сложно, и в каждом случае, по многим причинам, он сугубо индивидуален. Знакомство с размышлениями Сатпрема, с описаниями таких процессов в книгах С.Грофа, и мои собственные наблюдения людей имевших такие переживания, оставляют впечатление, что мы «помним» всё. В процессе же всплывает эпизод, по каким-то причинам, важный для нас. Но, возможно, дело обстоит несколько иначе, потому что со временем я сделал для себя ещё одно открытие: в процессах, затрагивающих эту тему, объём информации и его качество напрямую зависят от степени эмпиричности самого процесса.

Процесс

На фоне солнца, опустившегося до горизонта, виден «лес» тонких, длинных палок…

Обзор начинает расширяться во все стороны, и я обнаруживаю что палки – это копья, удерживаемые вертикально всадниками…, их очень много…, они занимают всё видимое пространство…

Я вижу их со стороны, и одновременно чувствую себя среди них, одним из них…

Мне спокойно в этой огромной, неподвижной массе воинов…

 

Я всё шире практиковал эмпирические психотехники, как в групповых, так и в индивидуальных занятиях. Мне трудно передать словами то, что я испытывал, видя как осуществляли свои первые шаги активного «движения» люди, проходящие мои курсы. И, несмотря на то, что впоследствии обнаруживал в проявлениях личностной динамики кого-то из них непонятную мне сложность и неоднозначность, мой собственный опыт «движения» постепенно позволил понять, что привычно воспринимаемое, как нечто нежелательное, тоже является неотъемлемой частью сложной цепочки, определяемой, как развитие человека на его пути к цельности.

Постижение

Понятие «грех» наполнено таким содержанием, которое легко перевесит всё наше теоретическое абстрагирование на эту тему...

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.