Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Год (продолжение). Пребывание под «покровом Тени», несмотря на его драматичность, открывало многое такое, что, вероятно




Год

Пребывание под «покровом Тени», несмотря на его драматичность, открывало многое такое, что, вероятно, в других условиях узнать нельзя.

Постепенно становилось очевидным, что процесс постижения собственной «Тени» имеет множество нюансов и может протекать в разнящихся какими-то особенностями вариантах. В тоже время, по мере удаления от пережитого, я всё более ясно вижу, что были среди проявлений «жизни под покровом Тени», и такие, которые являлись значимыми не только в происходящем со мной, но обладали качеством некоторой обязательности присутствия в таком процессе у любого человека.

1. То необычное, непонятое, в момент своего возникновения, ощущение снижения освещённости шло изнутри. В дальнейшем возникло ясное понимание, что свет «притушен», в первую очередь, где-то внутри, а ощущение затемнения во внешнем мире – это отражение происходящего там.

«Тёмная ночь души» – определение данное мистиками абсолютно точно характеризовало переживаемое.

Когда «жизнь под покровом Тени» завершилась, свет возник сначала внутри, а затем залил внешний мир. Ощущение источника света внутри – теперь присутствует во мне. Я обрёл знание, которое всегда было при мне, но какое-то время оставалось недоступным. Принимая внешний свет этого мира за единственный, как само собой разумеющееся, я не знал, что он – отражение внутреннего света.

Видимо, согласно каким-то своим сходным переживаниям Шиллер писал: «Как только свет является в человеке, так и вне его нет более ночи. Как только покой наступает внутри его, тотчас прекращается и мировая буря, и борющиеся силы природы находят успокоение в твёрдых пределах. Неудивительно поэтому, что древние поэмы говорили об этом событии внутри человека как о революции, происходящей вне его».

2. Периоду агрессии и чувства усталости от чего-то непонятного, тёмного во мне сопутствовали необычное восприятие событий, людей, их взаимоотношений, и всплески удивительных озарений (постижений).

Всё это время тело подсказывало то, что необходимо было делать. Соответственно этим подсказкам я менял пищевой рацион, периодически делая его более тяжёлым, приземляющим; планировал свой день так, чтобы соответствовать возросшей потребности во сне и стремлению к уединению; посвящал необходимое время, соответствующим моему текущему состоянию двигательным, телесным импровизациям, а когда возникала потребность, много, не спеша ходил пешком.

Только по завершении этого периода я понял, что имел возможность изнутри видеть ту теневую причину многих событий человеческой жизни, которую мы, в большинстве своём, «предпочитаем» открывать в себе, только в крайних, вынуждающих к этому, обстоятельствах жизни. И даже при этом стремимся ограничить такое знание насколько возможно меньшей его частью.

Моё понимание и восприятие глубокого смысла двойственности всех явлений жизни из категории чисто теоретического знания перешло в знание, полученное через собственный опыт. Это привнесло много неожиданных моментов в мою жизнь, но все они были естественны и уместны. Благодаря пережитому, философские прозрения буддизма, индуизма, даосизма, суфизма и христианства (в частности, исихазма), касающиеся природы и смысла двойственного аспекта жизни, находили во мне заинтересованный отклик. В своё время, созвучной ему оказалась и мысль современного психолога Кена Уилбера, отражённая в его книге «Никаких границ»: «...реальность представляет собой единство противоположностей,...она ”недвойственна”. Поскольку именно символические карты и границы разводят противоположности и делают из них врагов, сказать, что реальность недвойственна, – значит сказать, что реальность безгранична». К слову сказать, он же «…тонко подметил, что между истинной религией и подлинной наукой не может быть противоречий. Если же таковые наличествуют, то мы скорее всего, имеем дело с “поддельной религией” и (или) с “поддельной наукой”».

Часто, в период «жизни под покровом Тени», открывалось нечто, чего я вообще не мог понять, и вынужден был просто принимать, как есть. В частности, давно имевшееся интуитивное предчувствие того, что не всё надо пытаться разрешать в себе, да и в других, получило весьма реальное подтверждение на собственном опыте. И, вероятно, какой-то подобный личный опыт дал повод А.Маслоу, в книге «Психология бытия», сформулировать мысль об этом следующим образом: «Ещё одним результатом моих размышлений об оказавшейся в центре внимания двоякости человеческой природы стало понимание того, что некоторые проблемы должны навечно остаться неразрешимыми». Впрочем, сам факт земной неразрешимости некоторых личностных особенностей человека, давно известен и принят в различных философско-религиозных направлениях.

Теневая сторона весьма значительно представлена в нашей психике, и для её познания требуется определённое время акцентированного пребывания в этом пространстве. Именно живёшь в этом, по-особому всё видя, слыша, чувствуя, и продвигаясь в нём постепенно – шаг за шагом. Пробежать, закрыв глаза, заткнув уши, отключив в себе возможность к любому чувствованию, и при этом получить необходимый для дальнейшего «движения» опыт – не получится.

Со всей возможной очевидностью открылось, что действительно в жизни человек несёт ответственность за всякое действие. В любой момент и, вероятно, неоднократно имеет он право выбрать: как и в каком качестве идти по ней. Вот как эта мысль отражена в христианской аскетике: «...сознание абсолютной ценности личного духовного пути и личной духовной судьбы, и вместе с этим – сознание полной ответственности человека за свой путь и свою судьбу: от тебя самого зависит, что ты есть и что станет с тобой…» (С.С.Хоружий «Диптих безмолвия»).

Дорога, по которой нас ведёт, во всех смыслах этого слова, – одна. Она бесконечно длинна и достаточно широка для того, чтобы каждый мог двигаться по ней в той форме, которая для него предпочтительнее, но есть немало оснований сказать и по-другому: которая ему определена «здесь и сейчас». При этом ведение предполагает, что для каждого из нас на этом пути присутствуют личная ответственность и возможность выбора.

 

Сон-процесс

Я – что-то в неявном образе…, но точно знаю, что это я. Попадаю в какую-то узкую тёмную трубу, по которой быстро продвигаюсь и внезапно оказываюсь в достаточно просторной, и более светлой, чем труба, полости. В ней мне необычайно уютно и спокойно. Необъяснимое и невыразимое умиротворение...

Вижу со стороны и одновременно чувствую себя в этой полости человеческим плодом. Возраст сказать не могу, но голова уже крупная, и всё туловище расположено ею вверх. Совершенно отчётливо знаю, что это я. Мне удивительно спокойно, ощущение бесконечного блаженства...

Внезапно все позитивные ощущения сменяются одним – жутким страхом...

Участок стенки перед лицом плода (моим лицом!) начинает стремительно приближаться. Эта вминающаяся часть приходится на уровень лба. Когда она его достигает, голова резко откидывается назад, как от удара. Стенка, как стенка упругого резинового мячика, возвращается в исходное положение и вновь, словно её толкают с другой стороны, она стремительно надвигается на меня, и удар вновь приходится на область лба. Голова снова откидывается назад. Всё это сопровождается непередаваемо интенсивным чувством ужаса, страха…

 

Я просыпаюсь. Затем, когда засыпаю повторно, в какой-то момент сон-процесс продолжается.

Я опять вижу-чувствую себя в полости, вновь сильный страх, и вновь вминающаяся стенка, удар в область лба и голова, откидываемая этим ударом назад…

Что поразительнее всего, так это то, что я одновременно и вижу происходящее со стороны и участвую в действии в качестве того, чья голова откидывается от удара в лоб, и всё это сопровождается чувством жуткого, непередаваемого страха....

 

Когда окончательно проснулся, как-то сами собой пришли слова отражающие пережитое – травма вынашивания!

Здесь, для понимания значения происшедшего, будет уместно некоторое пояснение, касающееся моего личного предшествующего опыта эмпирической работы с собой. Дело в том, что, имея опыт различных процессов, отражающих моё рождение, я всегда отмечал лёгкость, с какой они у меня проходили. В их материале отсутствовали явные причины, или хотя бы намёки на причины, некоторых моих личных характерологических особенностей, объяснить которые только условиями воспитания или социальной атмосферой, в которой прошло моё детства, было бы явной натяжкой.

История моей жизни даёт весомые основания принять пережитое в этом сне-процессе, как реальное событие, имеющее место в далёком прошлом. Он проявил то, чего я о себе не знал. Вскрыл эпизод, непосредственно имеющий отношение к возникновению в дальнейшем проблемных личностных нюансов. И в тоже время в нём был дан импульс к разрешению психических образований, ответственных за создание и сохранение этих проблем. То, как после этого сна-процесса они начали разрешаться, указывало на их причинно-следственную связь с материалом, открывшимся в нём.

Этот сон-процесс дал мне возможность практического контакта с действительным источником жизненных страхов, независимо от их вида. После него мысли З.Фрейда, С.Грофа и других трансперсонально ориентированных авторов, а также философско-религиозные воззрения о едином источнике человеческих страхов, приобрели реальную основу.

В дополнении ко всем прочим выгодам, полученным благодаря этому процессу, я осознал, насколько глубоко может быть запрятано актуальное для человека переживание и сколько необходимо труда и времени, чтобы оно стало доступным.

 

 

 

Постижение

Существует одна энергия. Формы её проявления многообразны. Человек, в какой-то мере, может определять в какое русло направить «принадлежащую» ему её часть.

Существуют состояния, когда энергетические проявления вообще не определяются человеком, а как бы ему предписаны. Наиболее суровый результат этого – душевное заболевание.

 

3. Несмотря на необычные по сложности и драматизму переживания, происходящее ни коим образом не напоминало того, что называется – депрессия. Всё его содержание было наполнено глубоким смыслом. Более того, было ощущение, что оно соответствует необходимому для меня именно настолько, насколько это возможно, и потому должно продолжаться без каких-то рационально спланированных перемен.

Позже во мне гармонично отозвались размышления К.Г.Юнга о том, что в подобный период необходимо продолжать жить в этой реальной жизни, продолжать делать то, что можешь и должен делать. Более того, несмотря на весьма тяжёлые моменты, присутствовало чёткое знание того, что ничего как-то позволяющего прекратить процесс, ускорить его, активно завершить или ещё что-либо в этом духе, – делать не надо, и, что всё идёт именно так как необходимо. Возможно, это был результат сформированного за предшествующие годы доверия, а возможно и что-то другое. Интересно, что такому отношению к происходящему сопутствовало появление ряда неожиданных, и даже в какой-то мере необычных, позитивных событий в моей жизни. Они словно бы подтверждали, что всё идёт так, как надо. События эти я никак не мог отнести к случайным, в силу невозможности их случайного происхождения. Может, поэтому определял их как – подарки, и соответственно относился.

Происходящее накладывало свой отпечаток на мой образ жизни.

Теперь я мог целенаправленно посвящать профессиональной работе значительно меньшее время, чем раньше. Рядом не было кого-то, кому можно было рассказать о происходящем. Поэтому изредка, когда возникала потребность выговориться, я ставил себя в неудобное положение, пытаясь поделиться тем, что открывалось, с человеком не готовым к восприятию подобной информации. Итогом такого общения было ощущение чего-то, сделанного не во время, не к месту. Однако, благодаря значительно возросшей потребности побыть одному, подобные эпизоды были исключительной редкостью, а само уменьшение межличностных контактов воспринималось как благо.

Стал более разборчив в чтении. И книги открывались именно те, что были необходимы. Так, спустя почти месяц после начала процесса, возникло желание ещё раз прочитать «Тибетскую книгу мёртвых». Когда открыл её, оказалось, что сейчас мне нужно лишь вступление к ней К.Г.Юнга. В нём я нашёл не только объяснение некоторым пережитым феноменам, но и точное определение одного из тех, что потрясли меня в самом первом шаге процесса: определение, данное Зигмундом Фрейдом – «средоточие тревоги». Потом, не один раз, по настоятельной внутренней потребности, я возвращался к содержанию самой книги...

В январе 1997 года, когда временами уже возникало отчаяние, когда уже появлялось сомнение в нормальности происходящего, и ощущение, что это, навалившись, как нечто неотвратимое, никогда не завершится, на моём пути появилась книга Станислава Грофа – «Неистовый поиск себя». Чтение её принесло необходимое в тот момент понимание естественности и закономерности переживаемого. Моя благодарность была безгранична. Я получил неожиданную поддержку от много пережившего, мудрого, понимающего человека.

 

Постижение

В какой-то момент в том, что является продолжением человека после его физической смерти, возникает интенсивное, непреодолимое желание родиться вновь…

 

Ещё позже, летом 1997 г., когда уже закончился период «жизни под покровом Тени» и разворачивался следующий этап «движения», я прочитал книгу К.Г.Юнга – «Психология и алхимия», а затем его «Воспоминания, размышления, сновидения». Мысли, изложенные в них, были очень созвучны моим открытиям и позволили многое, в пройденном мною, увидеть по-новому. О том насколько важно это было в тот момент, говорить излишне. Вся информация, необходимая и соответствующая происходящему во мне, приходила только тогда, когда я сам был готов воспринять её.

Хочу ещё раз отметить то, что для меня особенно ценно в моём личном опыте: он всегда предшествовал чтению литературы о подобном опыте у других. То есть, все, описанные выше и ниже процессы, я проходил, не имея представления ни о них самих, ни о возможной последовательности их прохождения. Я получал информацию о соответствующем процессе, тогда, когда он уже шёл. До периода – «тёмная ночь души», читаемая мною литература имела направленность только на различные практические и теоретические аспекты работы с биографическим пластом (перинатальный опыт я также отношу к нему). Более того, как я увидел позже, даже если в читаемом и было что-то, указывающее на возможные будущие коллизии «движения», то оно попросту не замечалось мною, пропускалось, вероятно, как преждевременное, недоступное пониманию.

 

Постижение

Все люди живут, отрабатывая (исполняя) определённые роли. Это верно и в том случае, когда на наш взгляд какой-то человек занят не своим делом. Такой «угол зрения» позволяет видеть не только то, что человек сам идёт по жизни, но и то, как его по ней ведёт (во всех смыслах этого выражения).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.