Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение мажорной гаммы




ТОН И ПОЛУТОН

Тональность.

РЕПРИЗА.

Репризой называется знак повторения в музыке

то есть, музыкальный отрывок, выделенный репризой, исполняется дважды.

Если знак репризы стоит только в конце произведения или его части, нужно повторить всё с начала:

№ 23.


Размер . ДИРИЖИРОВАНИЕ на

 

Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.

Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты. В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.

Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:

 

левая рука правая рука

               
   
     
 

 

 


2 1 1 2

 

 

Задание 35. Спойте № 24 со словами и сольфеджио. Попробуйте продирижировать это произведение. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз.

 

№ 24.Пастушья песня

Французская народная песня

Умеренно


 

Спойте гамму от ноты До сольфеджио в ритме и с дирижированием. Попробуйте определить какой лад в этой гамме, мажорный или минорный?

№ 25.

Самая устойчивая нота в этой гамме – нота До. Именно эта нота будет тоникой. А лад в этой гамме мажорный. Значит, эта гамма будет называться «До-мажор». Такое же имя будет носить и тональность.

 

Тоника + Лад = Тональность

 

Тональность в музыке – это семья устойчивых и неустойчивых звуков, главный из которых – Тоника.

Тоникой может стать любая нота, и тогда все другие ноты тоже меняют роли и занимают соответствующие их новому положению ступени.

 

Задание 36. Напишите в таблице названия тональностей.

 

Тоника Лад Тональность
Фа мажор  
b
Си

минор  
#
Ми

мажор  
#
До

Минор  
b
Cоль

Минор  
Ля Мажор  
Ре Мажор  

 

 

Задание 37. Пропойте следующие песни. Попробуйте самостоятельно определить тонику. В каких тональностях написаны эти песни?

 

№ 26. Эстонская народная песня


№ 27. Хоровод М.Попова

Весело

Задание 38. В следующих примерах песенка Велосипедист путешествует по разным тональностям. Определите тональность для каждого примера, подпишите ступени. Спойте песенку в разных тональностях со словами и сольфеджио. Определите сколько фраз в этой песенке, есть ли среди них похожие?

№ 28. Велосипедист

а) Быстро А.Метелицын

б) Быстро

в) Быстро

 

Теперь вы знаете, что звуки, попадая на музыкальную лестницу, становятся жителями Ладового королевства и начинают подчиняться законам Лада (главный из которых - закон тяготения). Одни звуки попадают на устойчивые ступени, другие – на неустойчивые, одни притягиваются Тоникой, другие – стремятся к более близким устойчивым ступеням - к Доминанте или к Медианте.

Но сильнее всех тяготения седьмой ступени в первую (VII – I) и четвертой в третью (IV – III). Все дело в том, что расстояние между ступенями музыкальной лестницы в Ладовом королевстве неодинаковое. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее тяготение. Расстояние это измеряется не метрами и сантиметрами, а ТОНАМИ и ПОЛУТОНАМИ.

 

Только на линейках нотного стана расстояние между соседними нотами всегда одинаковое, а на слух и на клавишах бывает и разное.

Если вы внимательно посмотрите, как на клавиатуре фортепиано располагаются звуки «До-мажора», то увидите, что иногда между двумя белыми клавишам есть запасная черная клавиша (например, между «До» и «Ре», между «Ре» и «Ми», «Фа» и «Соль»), а иногда ее нет (например, между «Ми» и «Фа», «Си» и «До»).

 
 


Когда между двумя клавишами есть еще одна, запасная, - расстояние между этими звуками целый ТОН (обозначается буквой Т). Тоны могут возникать не только между двумя белыми клавишами с запасной черной посередине, но и между черными клавишами с запасной белой.

 

Самое короткое расстояние между двумя нотами называется ПОЛУТОН (обозначается буквой П). Оно настолько маленькое, что между двумя звуками не может поместиться ни одна запасная клавиша. Такое расстояние возникает, например, между нотами «Ми» и «Фа», «До» и «Ре-бемоль»:


Тон и Полутон отличаются не только своим строением, но и звучанием. Сравните две песенки:

 

№ 29. А.Бевзенко

а)

б)

 

Определите, какое расстояние между нотами в первой песне, Тон или Полутон? А во второй?

Вы заметили, что Тон звучит более уверенно, широко, а Полутон – узкий, неуверенный, даже немного плаксивый?

 

 

Задание 39. Определите расстояние между нотами:

Задание 40.

а) От данных звуков постройте вверх Полутон, подпишите вторую ноту.

 

б) От данных звуков постройте вверх целый Тон, подпишите вторую ноту.

Задание 41. Внимательно прочтите стихи. Определите, к какому стихотворению можно сочинить мелодию с Полутоном, а к какому больше подойдет мелодия с Тоном. Попробуйте самостоятельно придумать эти мелодии (можете пользоваться инструментом).

 


Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог –

Весь до ниточки промок.

А.Барто

Если на нас упадет ананас,

Сок ананасный польется на нас.

Но ананас упадет не на нас –

Он не растет в огороде у нас.

П.Синявский



В предыдущей главе вы узнали, что такое Тон и Полутон. С помощью тонов и полутонов можно измерить любое расстояние между двумя нотами. Расстояние между ступенями музыкальной лестницы тоже измеряется тонами и полутонами.

Давайте измерим расстояние между ступенями в гамме «До-мажор»!

Т Т П Т Т Т П

 

Такое же расстояние между ступенями в любом мажоре. Точно такое же расстояние между ступенями сохраняется в любой мажорной гамме.

 

  I II III IV V VI VII I Т Т П Т Т Т П  

 

Строение мажора – Т Т П Т Т Т П - не изменяется. Зная строение лесенки мажорного лада, можно построить любую мажорную гамму.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.