Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая культура как целостность




Средневековая культура — сложное структурное образование. Она представляет собой прежде всего картину противостояния и противоборства двух ее основных элементов: официальной религиозной и народной культуры, развивавшей далее наиболее жизненные пласты первобытной культуры.

Первый из этих элементов характеризуется, в свою очередь, структурным своеобразием. С одной стороны, от античной и уж тем более от первобытной культуры его отличает большая дифференцированность как в смысле культурных различий социальных групп, так и в смысле дальнейшего углубления внутренних, антропологических противоречий культуры. С другой стороны, культура религиозного типа представляет собой картину беспрецедентного единства, при этом оно достигается не путем гармонического синтеза различных начал, а путем жесткого подавления одних начал другими, соответствующими духу религии. Для структуры культуры религиозного типа резкое превалирование одной из сфер — религии — над всеми другими очень характерно. Оно выражается и в насыщении всей системы культуры духом религии, ее принципами и в элиминировании всего, что не соответствует этому, из системы культуры.

Кроме того, есть еще одно явление, демонстрирующее господствующее положение религии в культуре религиозного типа, — это способ формирования общекультурных понятий. Главным его источником является опять-таки религия. Но понятия греха, искупления, причащения и т. п. — это понятия, не только религии, но и морали, математики, алхимии, искусства и т. п. Культура пользовалась выработанной религией категориальной сеткой, которая набрасывалась на все области действительности. Ничего подобного в истории культуры не было ни до, ни после этого.

Таким образом, оценивая культуру раннефеодального общества с точки зрения категории «целостность», следует отметить, что уже сформировавшиеся культурные противоречия разрешаются в ней за счет репрессивного элиминирования одной из противоположностей. При этом торжествующая сторона неизменно связана тем или иным способом с одним и тем же элементом культуры — религией. Это придает религиозной культуре как целостности единообразно-монолитный характер, обеспечивающий ей определенную стабильность, которая оплачивается относительно медленными темпами развития.

Глава 5. Культура эпохи Возрождения

5.1. Эпоха Возрождения: хронологические и территориальные границы, взаимосвязь социально-экономических и культурных особенностей

Эпоха Возрождения — это своеобразный период социокультурного развития стран Западной и Центральной Европы. Вопрос о том, имело ли место Возрождение на Востоке, настолько сложен и сопряжен с необходимостью специальных изысканий, что мы пока оставим его в стороне. Классическая страна Возрождения — это Италия XIV – XVI вв., в других странах аналогичные процессы начались позже. Возрождение здесь датируется концом XV – XVI вв. Сам термин «Возрождение», или «Ренессанс» (от фр. renaissance) связан с настойчиво провозглашавшимся в то время стремлением возродить античную культуру, вернуться к ней. Однако, как мы увидим позже, повторением дело далеко не ограничилось. За плечами у человечества был опыт средневековья, и как бы ни открещивались от него многие деятели Возрождения, он в сочетании с совершенно новыми тенденциями придавал возрождаемой античной культуре черты неповторимого своеобразия.

Закат эпохи средневековья, во многом подготовленный и процессами, происходившими в культуре, в первую очередь проявлялся в формировании новых экономических отношений. Их можно характеризовать как раннекапиталистические. Еще нет крупного производства, но все большее значение приобретает мелкое и среднее предпринимательство, бурно развиваются ремесла и торговля. На этой почве происходит процесс, наиболее впечатляющий историков и исследователей, — быстрый рост городов и городского населения, имеющего существенно другие потребности и интересы, чем сельские жители. В связи со всем этим значительно усложняется социальная структура общества, что также ведет к появлению новых культурных потребностей, новых принципов культуротворчества и, следовательно, новой культуры.

Все эти процессы начались в Италии уже в XIII в., в связи с чем период XIII – начала XIV вв. часто называют Проторенессансом. Виднейшие фигуры этого культурного периода: Данте (1265 – 1321) в литературе, Джотто (1266 – 1337) в живописи. Есть точка зрения, согласно которой и Фому Аквинского (1225 – 1274 гг.) — знаменитого философа средневековья, можно отнести к периоду проторенессанса.

Общим для всей эпохи Возрождения принципом культуротворчества стал принцип гуманизма, т. е. ориентация на человека, его интересы и потребности, а не на иные, вне его находящиеся цели.

Яркое обоснование и выражение мировоззренческого гуманизма дано в знаменитой речи Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) «О достоинстве человека». Вот несколько строк из нее: «Господь создал человека после всех других своих творений, для того, чтобы он познал законы творчества, любил красоту мироздания и удивлялся его величию. — Он не привязал его к определенному месту, к определенному делу, ни к одной необходимой цели, но дал ему возможность передвижения и свободную волю». «Я поставил тебя, — говорит Творец Адаму, — в средоточии мира, чтобы ты мог осматриваться вокруг и видеть все существующее. Я сотворил тебя ни как небесное существо, ни как земное, ни смертным, ни бессмертным, для того, чтобы ты мог сам делать себя таким или иным: ты можешь опуститься до животного состояния или же возвыситься до божеского. Звери остаются такими, какими они выходят из чрева матери. Высшие существа остаются такими, какими должны быть в вечности, ты один можешь развиваться, возрастать по своей воле, в тебе кроются семена многообразной жизни»[186].

Возрожденческий гуманизм имел существенные отличия как от античного гуманизма, так и от более позднего европейского гуманизма нового и новейшего времени. В чем состояла его специфика, мы можем понять из содержания последующих разделов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.