КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка и проведение ролевой игрыР Ролевые игры Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) — это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Иначе говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в Жизни. Роль и ее принятие являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека (например, учителя, учащегося, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического центра и т.д.). Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Согласно М. Форвергу, человек может принимать роль через: присвоение внешних черт поведения; присвоение норм поведения; присвоение социальных задач, стоящих перед ролью. Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет выглядеть глупым или неадекватным. Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников. Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игрового комплекса. Он — лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опосредованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т.д. Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивидуально. Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «проживании» участниками нового опыта в игровой обстановке, на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре. Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры (преподавателями) или нормативными документами, а могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на «жесткие», «свободные» и занимающие промежуточное положение (в которых достигнут своеобразный компромисс между первыми двумя). Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуаций и тренинга. В процесс игры предполагается обязательное включение дополнительных вводных, которые могут существенным образом повлиять на игровые роли и действия участников. Преподавателю при проведении ролевой игры важно учитывать ряд принципов. 1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость 2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть 3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель. Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) 1. Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситу 2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться,
3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от 4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить.
- показать существующие стереотипы реагирования в тех или - разработать и использовать новые стратегии поведения; - осознать и преодолеть свои внутренние опасения и про Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования. 5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пе участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих. Примером ролевой деловой игры может быть «Педагогический совет — защита инноваций» [51]. Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предварительно изучить какую-либо педагогическую инновацию и на совете в лаконичной форме (10—15 мин) изложить ее идеи и особенности, ознакомиться с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей: - автор-новатор — носитель передовых идей, руководитель группы; - оптимисты — сподвижники новатора, защитники идей, их пропаган - пессимисты — консерваторы и скептики, противники идей; - реалисты — аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и В зависимости от количества участников и обсужденных инноваций возможно выделение творческих групп не только по указанным, но и по другим ролевым направлениям (ученик — учитель — родитель — администрация и т.д.). В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению о целесообразности ее применения. 4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых Организационно-деятельностные игры (ОДИ) представляют собой более крупную форму игровой деятельности и чаще встречаются в управленческой практике, чем в профессиональном обучении. Организационно-деятельностные и организационно-обу-чающие игры (ООИ) являются формами коллективной мыследея-тельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование {создание) новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся специалистами-методологами и игротехниками на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональной сфере. В. И. Загвязинский отмечает: «ОДИ предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — "сделать" группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого» [26, с. 114]. В ходе ОДИ, используемых в управленческой деятельности, как правило, решаются проблемы, связанные с созданием или реформированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач. Иногда игра может применяться в качестве практического руководства для решения различного рода сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов разных направлений. ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно длительного времени (несколько дней) и дополнительных экономических затрат. В силу этого популярность ОДИ в последнее время несколько снизилась. Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами-игротехниками. Для успешного проведения организационно-деятельностной обучающей игры необходимо выполнение следующих условий: - игра должна иметь общую тему, должна быть направлена на - в игре необходимо наличие организационной группы, которая - в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут - в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков - в целях поддержания благоприятного морально-психологи
- необходима также группа технического обеспечения, которая - вышеперечисленные группы входят в состав организаторов Основные требования к деятельности участников ОДИ включают нижеследующие позиции. 1. Каждый участник игры находится в двух планах — предмет- и организационно-деятельностном. 2. Каждый должен личностно самоопределиться в данной ситу Каждому участнику ОДИ нужно сделать себя предметом обсуждения. Оргдеятельностная игра — это игра в себя и для себя, собственное понимание и непонимание. 3. Отсутствие рамок («игра без правил»), снятие рангов позво 4. Работа над выделением и разработкой проблемы требует от 5. Участники включаются в командную мыследеятельность 6. В технологии проблематизации и «сборки» идей в ОДИ ис 7. Система оценивания участниками друг друга, экспертами, 8. «Соблюдение принципа выращивания, открытость игротех- Содержание работы игротехника. Игротехник проблематизи-рует средства деятельности игроков (действуя по правилу: «Чтобы человек понял, его нужно зацепить»), побуждает их к рефлексии, способствует осознанию стереотипов, внутренних препятствий, более четкому осмыслению целей и собственных интересов; организует коммуникацию между игроками в группе, помогает перенести освоенный способ в конкретную деятельность, привлекает методологический аппарат к разрешению проблем. Таким образом, игротехник осуществляет исследовательскую, педагогическую, организационно-коммуникативную деятельность. Он контролирует несколько пластов. Психологический - Организация коммуникации в группе, анализ происходяще - Осмысливание и руководство групповой динамикой. Важно - Отслеживание индивидуальных продвижений (динамики ин Мыслительный - Обобщение (выход на более абстрактный уровень, введение - Проблематизация по способу, оформлению мышления. Иг участников. - Рефлексия способа мыследеятельности (Что сделано в груп Содержательный - Работа с содержанием (его анализ, обобщение, выделение в - Оказание помощи по оформлению содержания на языке схе Организационный - Соблюдение регламента и удержание задачи. Если группа не работы; 2) группа продолжает работу после уведомления метаиг-ротехника (ведущего ОДИ).
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |