Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роли преподавателя в игре




Завершение игры

Особое внимание необходимо обратить на завершающую ста­дию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. По­этому завершение игры целесообразно проводить как в содержа­тельном (инструментальном), так и в эмоциональном плане.

В рамках инструментальной деятельности нужно провести об­суждение результатов и анализ действий участников; рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

В эмоциональном плане необходимо «разорвать» игровой кон­текст, дать возможность участникам вернуться к обычной реаль­ности. Для этого можно использовать в том числе и средства сим­волического выхода из игровой ситуации. Это могут быть различ­ного рода процедуры «прощания» с игрой и игровыми ролями.

Игра в учебном процессе бросает своеобразный вызов не толь­ко слушателям, но и преподавателю. В ходе ее подготовки и про­ведения от педагога требуется немало собственных усилий, выво­дящих его за рамки привычного «учительского поведения». Прак­тика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве исполнителя целого ряда ролей. По аналогии со спортивными играми М. В. Кларин приводит некоторые из них [38].

«Инструктор». Роль, исполняемая на подготовительной стадии игры. Цель — передача правил игры, прогнозирование послед­ствий игровых действий. Практика показывает, что инструктиро-


вание лучше свести к минимуму, поскольку многие правила по-настоящему уясняются слушателями лишь по ходу игры.

«Судья-рефери». Роль, исполняемая и на подготовительной ста­дии, и во время игры. Цель — поддержание хода игры через обес­печение соблюдения игровых правил. В некоторых случаях имеет смысл предусмотреть данную роль в сценарии игры: например, в игре «Собрание акционеров» отвести для преподавателя специ­альную роль «Защитника прав акционеров», которая позволит одновременно и контролировать ход игры, и руководить ею, не выходя за рамки «игрового пространства».

«Тренер». Роль, которую желательно исполнять на подготови­тельной стадии. Цель — тренировка игроков (вплоть до их «натас­кивания») на выполнение ролевых предписаний. Сюда относится как подготовка участников к решению содержательных задач, так и их игровой тренинг (не только индивидуальный, но и группо­вой или командный). По ходу игры желательно минимизировать подсказки «тренера» своим игрокам.

«Председатель-ведущий». Роль исполняется на основной и за­вершающей стадиях игры. Цель — обеспечение продуктивной меж­личностной и межгрупповой коммуникации в игровом коллекти­ве. Что же касается завершения игры, то преподавателю необхо­димо выступить своеобразным «фасилитатором» итогового груп­пового обсуждения. Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью вопросов и использования определенной процедуры (например, обратная связь «по кругу» с ответом каждого на вопрос о самом ярком впечатлении от игры) побуждает участников поразмышлять о связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом.

Трудности, связанные с подготовкой, осуществлением и за­вершением игры, и способы их преодоления представлены в таб­лице 2.

№ п/п
Этапы игры

Таблица 2 Возможные затруднения при использовании игры в обучении [57]

Основные трудности
Подготовительная фаза

Способ преодоления

Инструмен­тальный аспект
1. Разный уровень подготовленности участников к игре 2. Недостаточность информации о моде­ лируемой в игре си­ туации

Предварительная диа­гностика и доигровая подготовка участников

Предварительное изу­чение объекта, моде­лируемого в игре. Раз­работка схем анализа


Продолжение табл. 2

 

№ п/п Этапы игры Основные трудности Способ преодоления
  Подготовительная фаза  
      ситуации и способов
      экспликации ее элемен-
      тов участниками игры
    3. Определение основ- Выбор игровой фор-
    ного противоречия мы, разработка замыс-
    и механизма запуска ла игры, например,
    и поддержания игры путем задания типо-
      логии игровых кол-
      лективов. Выделение
      «критических точек»
      игры, формирование
      набора дополнитель-
      ных вводных
  Эмоциональный 1. Высокая степень Предварительное зна-
  аспект неопределенности комство участников
    по поводу событий с программой и пра-
    предстоящей игры вилами игры
    у участников  
    2. Отсутствие инфор- Предварительная диа-
    мации о целях и цен- гностика участников
    ностях участников игры игры
Основная фаза
  Инструмен- 1. Недостаточное Ясное описание исход-
  тальный включение участников ных условий, точная
  аспект в содержание игры формулировка задания,
      раздача исходных ма-
      териалов
    2. Недостаточная Совместный анализ
    проблемная и целевая моделируемой ситуации
    фокусировка участни- и определение пробле-
    ков игры мы, формулирование
      цели и задач
  Эмоциональ- 1. Сложность самостоя- Проработка материалов
  ный аспект тельного принятия ре- индивидуально и в иг-
    шения и разработки ровых подгруппах
    предложений по его  
    реализации  

 




Продолжение табл.

 

№ п/п Этапы игры Основные трудности Способ преодоления
Основная фаза
    2. Недостаточное уме­ние презентовать результаты Отработка докладов в подгруппах
    3. Сложности с обоб­щением результатов Организация «рефлек­сивных пауз»
    4. Возникновение избыточного эмоцио­нального напряжения Создание группы психологической поддержки
    5. Трудности с уста­новлением порядка, обеспечивающего принятие и соблюде­ние участниками правил игры Формирование игро­вых коллективов (под­групп), распределение участников по ролям
    6. Затруднения при обозначении игрового пространства и времени Определение и подбор адекватной игровой фабулы
    7. Необходимость со­здания соревнователь­ной мотивации Внедрение в процесс игры «игровой валюты»
    8. Сложности с обес­печением групповой самоорганизации Создание из числа участников «группы наблюдателей»
    9. Недостаточное развитие у участников навыков коллективной деятельности Включение в игровое пространство таких процедур, как «мозго­вой штурм», групповая дискуссия, межгруп­повая сессия
    10. Возникновение межличностных кон­фликтов среди участ­ников игры В зависимости от при­чин использовать такие способы, как перераспределение ролей, перегруппи­ровка участников, создание «арбитраж­ного суда»

Окончание табл. 2

 

№ п/п Этапы игры Основные трудности Способ преодоления
Завершающая фаза
18 19 Инструмен­тальный аспект 1. Задержка с подведением итогов игры 2. Несогласие части участников с итогами игры Провести обсуждение результатов с фокуси­ровкой на анализе действий каждого из участников игры Рассмотреть содержа­тельные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры
  Эмоциональ­ный аспект 1. Нежелание части участников выйти из игры 2. Эмоциональная подавленность ряда участников «Разорвать» игровой контекст средствами символического выхода из игровой ситуации. Обсудить на итоговом заседании перспективы будущих встреч Провести послеигровую консультацию с фоку­сировкой на анализе индивидуальной траек­тории движения участ­ника по ходу игры

Вопросы и задания

1. Перечислите возможности игры как метода обучения.

2. Охарактеризуйте основные виды обучающих игр.

3. Каков механизм проведения ролевой игры?

4. В чем отличие организационно-деятельностной игры от других ви­
дов? Охарактеризуйте основные этапы ОДИ.

5. С какими трудностями можно столкнуться при подготовке, прове­
дении и завершении обучающей игры? Каковы способы их преодоле­
ния?

6. Разработайте сценарий и игровой контекст деловой игры, отража­
ющей производственную ситуацию в вашей профессиональной деятель­
ности.



       
   
 
 


Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.