Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап проведения




Введение в игру

7?


2. Разработка сценария и игрового контекста, являющегося спе­
цифическим и обязательным компонентом в конструкции дело­
вой игры. В содержание сценария входят: определение целей и за­
дач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педаго­
гических), описание изучаемой проблемы, обоснование постав­
ленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры
игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Цели и задачи деловой игры формируются исходя из задач обу­чения, содержания изучаемых теоретических проблем и тех уме­ний, которые должны быть обретены участниками в процессе обучения.

При конструировании деловой игры на занятиях в системе по­вышения квалификации педагогов подбирают ситуации, наибо­лее типичные по структуре деятельности для преподавателя, мас­тера производственного обучения, классного руководителя и т.п., что и обеспечивает профессиональный контекст игры.

Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и обязанностей игроков и экспертов; введением пер­сонажей; исполнением двойных ролей; введением противополож­ных по интересам ролей; конструированием поведенческих про­тиворечий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игро­вой документации.

3. Диагностика возможностей группы, игровых качеств буду­
щих исполнителей ролевых функций, объективных обстоятельств,
влияющих на ход игры.

1. Ознакомление участников и экспертов с исходной информа­
цией.

2. Формирование мини-групп (по 4 — 5 человек), создание ар­
битража (экспертов, 4 — 5 человек), информирование участников
об условиях игры, введение игровых правил, вручение игровых
документов.

3. Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуж­
дение режима работы. Сбор дополнительной информации, изуче­
ние специальной литературы. При необходимости участники об­
ращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

4. Распределение ролей. Запрещено отказываться от получен­
ной роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подав­
лять активность участников, нарушать регламент и этику пове­
дения.

С момента начала игры нельзя вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отдаляются от главной цели игры. В зависимости от вида дело­вой игры могут быть использованы различные типы ролевых по-


:


зиций участников (например, «генератор идей», «имитатор», «эру­дит», «аналитик», «организатор», «тренер», «инициатор», «кон­серватор», «программист», «лидер», «независимый» и т.д.). Возможный ход деловой игры:

1) анализ исходной информации;

2) подготовка к выполнению ролевых функций и заданий;

3) выполнение участниками ролевых функций, имитация под­
готовленных заданий.

При проведении деловой игры часто используется соревнова­ние между микрогруппами. Состязательность — мощный побуди­тельный фактор активизации познавательной деятельности, по­скольку в учебном процессе взрослых действуют мотивы профес­сионально-престижного свойства. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими коллегами, каждый стремится пока­зать, что и он «чего-то стоит» в профессиональном смысле, готов поделиться опытом, продемонстрировать глубину аналитическо­го мышления, знания проблем и т. д. В этом случае для усиления фактора состязательности применимы иногда и оценки в баллах.

Этап анализа

1. Анализ результатов игры участниками.

2. Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участника­
ми своих решений и выводов.

3. Подведение итогов игры преподавателем, который отмечает
достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный
итог занятий.

Особое значение приобретает в деловой игре совместное об­суждение ее результатов, анализ полученного опыта. При этом важно:

- установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

- определить и показать соответствие игры реальной жизни;

- выявить причины различного поведения участников;

- выяснить, имеют ли место в реальной жизни подобные об­
разцы поведения;

- предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь луч­
шего результата;

- предложить, что следует изменить в реальной жизни.

В ходе игры преподаватель может занимать разные позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта).

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (коли­чество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от зара­нее заданных действий до свободной импровизации).


Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрос­лых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участ­ники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имита­ции, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с пред­писанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогике любые игры (деловые, ролевые и др.) свя­заны с определенными правилами (условиями) для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ро­левую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной де­ятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных ра­ботников некоторой функционирующей социально-экономиче­ской системы. Это одно из важных отличий деловой игры от орг-деятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы актив­ного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсужде­ния результатов используются методы дискуссии, анализа конк­ретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, ре­шения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комп­лексе с игровыми средствами значительно повышается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.