Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техникиполучения обратной связи




В АУДИТОРИИ


- корректировке деятельности, отдельных действий, состоя­
ний, суждений;

- взаимодействии, взаимовосприятии.
Рассмотрим схему появления обратной связи.

Схема 1


Появление обратной связи


Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия.

В практической психологии и педагогике в последнее время накоплен большой арсенал техник получения обратной связи.

Что же такое обратная связь? Воздействие преподавателя на слушателей, его указания, адресованная им информация — это прямая связь. Аудитория слушает, воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании. Внешне эти процессы на­прямую не проявляются. Однако реакция на речь и действия пре­подавателя проявляется в мимике, позе, жестикуляции, вопро­сах, ответах и каких-либо изменениях в поведении обучающих­ся. И если преподаватель замечает эти сигналы и правильно оце­нивает причины их возникновения, то появляется возможность скорректировать свою речь и поведение. Таким образом, обрат­ная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, полу­чаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межлич­ностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональ­ные реакции [37]. Результаты обратной связи используются и са­мими обучающимися для оценки совместной деятельности, по­лученных результатов. Чем лучше преподаватель и обучающиеся умеют корректировать свое поведение и речь, используя обрат­ную связь, тем выше будут результаты обучающих взаимодей­ствий.

Необходимость получения и применения обратной связи по­является при:

- планировании и анализе;

- проработке идеи и проектировании деятельности;

- продумывании содержания деятельности на предстоящий
период;

- поиске, отборе, использовании методов, средств и приемов
для решения задачи (проблемы);


Актуальность и значимость обратной связи определяются це­лью и особенностями протекания деятельности: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благопо­лучна ли атмосфера на занятиях и т. п.

Динамическое протекание обратной связи происходит в раз­личных видах (см. схему 2).

Текущая обратная связь, осуществляемая по ходу занятий, ак­тивизирует внимание к основным элементам осуществляемой де­ятельности, ее направленности, выявлению актуальных проблем, противоречий, используемым средствам — и на основе этого по­является возможность откорректировать и продолжить предмет­ную деятельность.

Итоговая обратная связь завершает логически или тематиче­ски замкнутый период деятельности. Она отличается от текущей

Схема 2

Виды обратной связи

Конкретная

со

Косвенная

Внешняя

Внутренняя


увеличенным объемом содержания, большей степенью опреде­ленности и заданности со стороны преподавателя или самого обу­чающегося, обеспечивающего обратную связь. Итоговой обратной связи может быть посвящено целевое занятие.

Мы получаем или передаем обратную связь прямо либо кос­венно (завуалированно).

Прямая (конкретная) обратная связь имеет четкого, известно­го адресата. Им могут быть определенный человек, ситуация, объек­ты, действия, способы деятельности, структура или система, мысли, эмоционально-чувственные реакции и др.

Этот вид обратной связи наиболее эффективен при индивиду­альной и парной работе.

При получении обратной связи у некоторых людей возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные ме­ханизмы. Это свидетельствует о том, что разум еще не готов при­нять изменение. Люди с трудом расстаются со своими стереотипа­ми, принципами, ценностями, установками, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно мыслить, действовать и об­щаться. В такой ситуации следует использовать косвенную (опо­средованную, завуалированную) обратную связь: сказки, истории, мифы, басни, афоризмы, притчи и др. Они открывают доступ к фантазии, интуиции человека, его ассоциациям, аналогиям; он учится мыслить в образах и метафорах данной ситуации или про­блемы. Кроме того, они помогают снять напряжение: атмосфера становится психологически благоприятной, в отношениях между слушателями появляется непринужденность, приветливость и до­верительность, пробуждается творчество.

Обратная связь в косвенной, опосредованной форме становится как бы посредником. Выражая свои мысли, свое понимание и ощущение обратной связи, человек выдает информацию, кото­рую ему было бы трудно сообщить без этого посредника либо даже просто сформулировать. Благодаря сказке, истории, анекдо­ту можно в щадящей форме передать то, на что человек в прямом разговоре реагировал бы иначе (возможно, проявлял агрессию, отрицал или же игнорировал, отмалчивался).

При этом устраняются эмоциональные преграды, исчезает не­приятие чужого образа мыслей и чувств. Приходит понимание: уз­нав иной способ мыслить, можно многое позаимствовать для себя.

При получении обратной связи важно соблюдать ряд усло­вий:

- безоценочно принимать любые мнения, точки зрения, идеи;

- внимательно выслушивать каждого;

- позитивно подкреплять любые суждения или невербальные
реакции;

- проверять понимание и уточнять непонятные моменты и де­
тали;


 

- выражать благодарность за искренние, объективные оценки
и суждения, за открытость;

- воспринимать ошибки как возможности нового, неожидан­
ного взгляда на что-то привычное;

- независимость участников в принятии или отторжении об­
ратной связи;

- возможность самостоятельно корректировать и контролиро­
вать собственное продвижение, изменение;

- поддержка всех эмоциональных реакций и проявлений,
способствующих проявлению индивидуальностей участников
группы;

- обязательно использовать информацию, полученную в ре­
зультате обратной связи, реагировать на нее;

- стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опы­
ту других, к успешности каждого.

Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, гра­фическое изображение, ролевое проживание происходящих в че­ловеке изменений (уровень познания, смыслов деятельности, са­мореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.). Формы и характеристики обратной связи представлены на схеме 3.

Нужно время, прежде чем слушатели смогут сделать тот или иной вывод из полученной обратной связи. Обратная связь — это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, дея­тельности, сопоставить это содержание с собственным знанием,

Схема 3

Вербальные

Формы обратной связи

Образные

Действенно-практические

Графические
/ ОБРАТНАЯ \ \ СВЯЗЬ / / / \ \ ХАРАКТЕРИСТИКИ



Объем

Содержа­тельность

Скорость

Конкретность/ Обобщенность

\ Направленность Осознанность

Точность

Глубина

Комбини­рованные


 


ситуацией, поведением, ощущением. Обратная связь предлагает различные варианты действий.

Знакомство с обратной связью помогает расширить собствен­ный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов дея­тельности. Она вызывает новое переживание, изменение позиций. На привычные, известные ситуации можно посмотреть под дру­гим углом зрения. Она позволяет приблизить содержание инфор­мации к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается «здесь и сейчас», и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственным психическим струк­турам.

Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которо­го побуждает к размышлению.

При получении обратной связи важно соблюсти принцип постепенности включения в этот процесс обучающихся. На начальном этапе занятий предлагаются схематические формы обратной связи: требуется отметить в баллах (либо в процентах, либо поставить «+» или «-») свое состояние или участие в дея­тельности. Затем — обобщенные формы (выбрать рисунок, схему, какое-либо умозаключение). И только при условии психологиче­ской безопасности человек начнет давать обратную связь в форме «Явысказывания».

Обратная связь осуществляется на протяжении всего занятия: вначале, в течение и на завершающем этапе. В конце дня она обычно длится 10—15 мин. В зависимости от целей и специфики деятель­ности, а также особенностей слушателей (взрослых обучающих­ся) предлагаются разные вопросы, формы и методы обратной связи.

На следующий день проводится обзор мнений либо вывеши­вается обобщенная схема (график, диаграмма, таблица или др.) по работе группы в целом, отмечаются удачи, связи, зако­номерности, открытия, сделанные участниками, систематизи­руются знания, умения, поддерживается позитивный настрой группы.

В результате получения обратной связи происходят внешние (конкретизация целей и планирования своей деятельности, ло­гичность рассуждений, самостоятельно сконструированное поня­тие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адек­ватное проявление эмоций и чувств, устойчивая самооценка, рас­ширение диапазона коммуникаций и др.).

Обратная связь способствует эффективному общению: можно расшифровать успешность — неуспешность какого-либо действия,


вскрыть свои психологические защиты, декодировать причины конфликта, негативных эмоциональных реакций; штампы, бло­кирующие понимание, механизмы вовлечения в коммуникацию.

Обратная связь позволяет осознать свою индивидуальность, уни­кальность, приоритеты и ценности.

При проведении продолжительных курсов для взрослых пре­подавателю необходимо разнообразить способы получения обрат­ной связи. Надеемся, что описанные ниже техники получения обратной связи пополнят методическую копилку педагогов, ра­ботающих в системе дополнительного профессионального обра­зования (техники отрабатывались в СПК работников образова­ния).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.