КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техникиполучения обратной связи
В АУДИТОРИИ - корректировке деятельности, отдельных действий, состоя - взаимодействии, взаимовосприятии. Схема 1 Появление обратной связи Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия. В практической психологии и педагогике в последнее время накоплен большой арсенал техник получения обратной связи. Что же такое обратная связь? Воздействие преподавателя на слушателей, его указания, адресованная им информация — это прямая связь. Аудитория слушает, воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании. Внешне эти процессы напрямую не проявляются. Однако реакция на речь и действия преподавателя проявляется в мимике, позе, жестикуляции, вопросах, ответах и каких-либо изменениях в поведении обучающихся. И если преподаватель замечает эти сигналы и правильно оценивает причины их возникновения, то появляется возможность скорректировать свою речь и поведение. Таким образом, обратная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональные реакции [37]. Результаты обратной связи используются и самими обучающимися для оценки совместной деятельности, полученных результатов. Чем лучше преподаватель и обучающиеся умеют корректировать свое поведение и речь, используя обратную связь, тем выше будут результаты обучающих взаимодействий.
Необходимость получения и применения обратной связи появляется при: - планировании и анализе; - проработке идеи и проектировании деятельности; - продумывании содержания деятельности на предстоящий - поиске, отборе, использовании методов, средств и приемов Актуальность и значимость обратной связи определяются целью и особенностями протекания деятельности: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благополучна ли атмосфера на занятиях и т. п. Динамическое протекание обратной связи происходит в различных видах (см. схему 2). Текущая обратная связь, осуществляемая по ходу занятий, активизирует внимание к основным элементам осуществляемой деятельности, ее направленности, выявлению актуальных проблем, противоречий, используемым средствам — и на основе этого появляется возможность откорректировать и продолжить предметную деятельность. Итоговая обратная связь завершает логически или тематически замкнутый период деятельности. Она отличается от текущей Схема 2 Виды обратной связи Конкретная
Косвенная Внешняя Внутренняя увеличенным объемом содержания, большей степенью определенности и заданности со стороны преподавателя или самого обучающегося, обеспечивающего обратную связь. Итоговой обратной связи может быть посвящено целевое занятие. Мы получаем или передаем обратную связь прямо либо косвенно (завуалированно). Прямая (конкретная) обратная связь имеет четкого, известного адресата. Им могут быть определенный человек, ситуация, объекты, действия, способы деятельности, структура или система, мысли, эмоционально-чувственные реакции и др. Этот вид обратной связи наиболее эффективен при индивидуальной и парной работе.
При получении обратной связи у некоторых людей возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные механизмы. Это свидетельствует о том, что разум еще не готов принять изменение. Люди с трудом расстаются со своими стереотипами, принципами, ценностями, установками, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно мыслить, действовать и общаться. В такой ситуации следует использовать косвенную (опосредованную, завуалированную) обратную связь: сказки, истории, мифы, басни, афоризмы, притчи и др. Они открывают доступ к фантазии, интуиции человека, его ассоциациям, аналогиям; он учится мыслить в образах и метафорах данной ситуации или проблемы. Кроме того, они помогают снять напряжение: атмосфера становится психологически благоприятной, в отношениях между слушателями появляется непринужденность, приветливость и доверительность, пробуждается творчество. Обратная связь в косвенной, опосредованной форме становится как бы посредником. Выражая свои мысли, свое понимание и ощущение обратной связи, человек выдает информацию, которую ему было бы трудно сообщить без этого посредника либо даже просто сформулировать. Благодаря сказке, истории, анекдоту можно в щадящей форме передать то, на что человек в прямом разговоре реагировал бы иначе (возможно, проявлял агрессию, отрицал или же игнорировал, отмалчивался). При этом устраняются эмоциональные преграды, исчезает неприятие чужого образа мыслей и чувств. Приходит понимание: узнав иной способ мыслить, можно многое позаимствовать для себя. При получении обратной связи важно соблюдать ряд условий: - безоценочно принимать любые мнения, точки зрения, идеи; - внимательно выслушивать каждого; - позитивно подкреплять любые суждения или невербальные - проверять понимание и уточнять непонятные моменты и де
- выражать благодарность за искренние, объективные оценки - воспринимать ошибки как возможности нового, неожидан - независимость участников в принятии или отторжении об - возможность самостоятельно корректировать и контролиро
- поддержка всех эмоциональных реакций и проявлений, - обязательно использовать информацию, полученную в ре - стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опы Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений (уровень познания, смыслов деятельности, самореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.). Формы и характеристики обратной связи представлены на схеме 3. Нужно время, прежде чем слушатели смогут сделать тот или иной вывод из полученной обратной связи. Обратная связь — это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, деятельности, сопоставить это содержание с собственным знанием, Схема 3
Формы обратной связи
Действенно-практические
Комбинированные
ситуацией, поведением, ощущением. Обратная связь предлагает различные варианты действий. Знакомство с обратной связью помогает расширить собственный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов деятельности. Она вызывает новое переживание, изменение позиций. На привычные, известные ситуации можно посмотреть под другим углом зрения. Она позволяет приблизить содержание информации к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается «здесь и сейчас», и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственным психическим структурам.
Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которого побуждает к размышлению. При получении обратной связи важно соблюсти принцип постепенности включения в этот процесс обучающихся. На начальном этапе занятий предлагаются схематические формы обратной связи: требуется отметить в баллах (либо в процентах, либо поставить «+» или «-») свое состояние или участие в деятельности. Затем — обобщенные формы (выбрать рисунок, схему, какое-либо умозаключение). И только при условии психологической безопасности человек начнет давать обратную связь в форме «Я — высказывания». Обратная связь осуществляется на протяжении всего занятия: вначале, в течение и на завершающем этапе. В конце дня она обычно длится 10—15 мин. В зависимости от целей и специфики деятельности, а также особенностей слушателей (взрослых обучающихся) предлагаются разные вопросы, формы и методы обратной связи. На следующий день проводится обзор мнений либо вывешивается обобщенная схема (график, диаграмма, таблица или др.) по работе группы в целом, отмечаются удачи, связи, закономерности, открытия, сделанные участниками, систематизируются знания, умения, поддерживается позитивный настрой группы. В результате получения обратной связи происходят внешние (конкретизация целей и планирования своей деятельности, логичность рассуждений, самостоятельно сконструированное понятие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адекватное проявление эмоций и чувств, устойчивая самооценка, расширение диапазона коммуникаций и др.). Обратная связь способствует эффективному общению: можно расшифровать успешность — неуспешность какого-либо действия, вскрыть свои психологические защиты, декодировать причины конфликта, негативных эмоциональных реакций; штампы, блокирующие понимание, механизмы вовлечения в коммуникацию. Обратная связь позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность, приоритеты и ценности. При проведении продолжительных курсов для взрослых преподавателю необходимо разнообразить способы получения обратной связи. Надеемся, что описанные ниже техники получения обратной связи пополнят методическую копилку педагогов, работающих в системе дополнительного профессионального образования (техники отрабатывались в СПК работников образования).
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |