Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действенно-практическая (Упражнения)




Афоризмы

I. О значении мотивации

1. Работать кувалдой можно заставить, заставить думать силой
нельзя {пословица).

2. Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить
(восточная мудрость).

3. Желание — есть суть человека (Спиноза).

4. Было бы желание, а возможность найдется (пословица).
И. О значимости целеполагания

1. Кто не думает, куда направляется, очень удивится, попав не
туда (М. Гивен).

2. Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута.

3. Секрет успеха — настойчивость в достижении цели (Б.Диз-
раэли).


 

4. У великих умов есть цели, у остальных — желания (В. Ирвинг).

5. Либо я найду путь, либо проложу его (Сидней).

6. Знание — орудие, а не цель (Л. Толстой).

7. Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной
истины — она их цель (А. Герцен).

8. Самый медленный человек, не теряющий из виду своей цели,
все же проворнее того, кто блуждает без цели (Г.Лиссинг).

III. Установки на обучение

1. Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю (китайская пословица).

2. Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь (пословица).

3. Проявить мудрость в чужих делах легче, чем в своих соб­
ственных (пословица).

4. Никто не должен давать другим указаний, которым не следу­
ет сам (М. Валерий).

5. Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда
меня учат (У. Черчилль).

IV. Поддержка успешности

1. Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую
дерзость воображения (Д.Дьюи).

2. Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай
каждый свое в своем кругу, — дело везде найдется... (А.Герцен).

3. Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на
том, кто занимает первое место (Вольтер).

4. Если бы за нас не думали, мы жили бы своим умом (Ю.Ара-
товский).

5. Трудности должны будоражить, а не обескураживать (Чен-
нинг).

6. Трудности так же закаляют ум, как труд — тело (Л. Сенека).

 

7. Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не
испробуешь (пословица).

8. Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сде­
лал все, что мог (Ч.Диккенс).

9. Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед (Чен-
нинг).

V. Жизненные ценности

1. Я печалился от того, что у меня не было обуви до тех пор,
пока не увидел на ужине человека, у которого не было ног.

2. Идеалы — это основа выживания (В. Франкл, Дж. Глинн).

3. Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем
(М.Монтень). 163


4. Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся
(Дж. Миллъ).

5. Лучше я буду ценить вещи, которые не могу иметь, чем иметь
вещи, которые не могу оценить (Э.Хаббард).

6. Нельзя обладать тем, что не понимаешь (И. Гёте).

7. Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет
понять и ваши слова (Э.Хаббард).

VI. Самооценка, самовосприятие

1. Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в
других.

2. Господи! Я вам не пылинка в пыли.

3. Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на
которые мы идем, чтобы его скрыть.

4. Ситуация, как вы ее воспринимаете, рассказывает вам о вас
самих.

5. Ничто так не мешает естественности, как желание казаться
естественным.

6. Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя
(Ю. Аратовский).

7. Лучше согнуться, чем сломаться (пословица).

8. У каждого человека, как у Луны, есть темная сторона, кото­
рую он никому не показывает (М. Твен).

9. Ни один человек не должен считать себя нулем и не верить в
то, что он может как-то изменить положение дел в этом мире
(Барух).

VII. Точность взаимовосприятия, взаимовлияния

1. Не приближайся ко мне. Не удаляйся от меня. Стань там,
откуда меня лучше видно.

2. Талант великих душ есть способность узнавать великое в дру­
гих людях.

3. Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова
(Б. Ахмадулина).

4. Лицо — зеркало мыслей. Что в сердце варится, на лице не
утаится (пословица).

5. Иногда мы можем лучше узнать человека по его недостат­
кам, чем по его добродетелям (Т.Лонгфелло).

6. Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать
ее (Ченнинг).

7. Мы судим о себе по тому, чего мы добились (Г.Лонгфелло).

8. Серьезность — это поза, принимаемая телом, чтобы скрыть
недостатки ума (Ф.Ларошфуко).

9. Мир состоит наполовину из людей, которым есть что ска­
зать, но нет возможности высказаться, и наполовину из тех, кому
нечего сказать, но которые постоянно говорят (Р. Фрост).


VIII. Отношение к инакомыслию, чужому образу мыслей, вариа­тивности точек зрения

1. Мы с тобой два берега у одной реки.

2. Общепризнанные мнения и то, что каждый считает делом
решенным, чаще всего заслуживают исследования (Г. Лихтенберг).

3. Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитни­
ком до нетерпимости (Пифагор).

4. Если все время гнуть свою линию, можно пойти по кривой
(Ю. Аратовский).

5. Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры (Ю. Ара­
товский).

6. Нет человека более слепого, чем тот, кто не хочет видеть

(С.Свифт).

7. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все
то за вздор, чего не знаешь (Д. И. Фонвизин).

8. Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если
он обретет стабильность и перестанет меняться (Ш.Бриан).

9. Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других
людей (М. Твен).

10. Звон свободы слышен там, где сталкиваются мнения (Э. Сти­
венсон).

11. Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их
понимания (Ф.Ларошфуко).

12. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придержи­
вается, а суди по тому, чего он с их помощью добился (Г. Лих­
тенберг).

13. Только глупец и мертвец никогда не изменяют своих взгля­
дов (Д.Лоуэлл).

14. Те, кто никогда не отказывается от ранее высказанных взгля­
дов, любят себя больше, чем истину (Ж.Жубер).

15. Разнообразие — та самая приправа к жизни, которая прида­
ет ей весь аромат (Каунер).

IX. Влияние слова, точность и ясность высказывания

1. Истинное красноречие — это умение сказать все, и не боль­
ше, чем нужно (Ф.Ларошфуко).

2. Язык — одежда мыслей (С.Джонсон).

3. Истинное назначение языка — не столько выражать наши
Желания, сколько прятать их (О.Голдсмит).

4. Хорошо описанная жизнь такая же редкость, как и хорошо
прожитая (Т.Карлейль).

5. У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет
туманно, есть комментаторы (А.Камю).

6. Чтобы были великие поэты, нужны еще великие слушатели
(неизвестный автор).

1. Не торопись сказать, спеши увидеть (С. Сервантес). 165


8. Молчание глубоко, как Вечность, речь мелка, как Время
(Т. Карлейль).

9. Умному достаточно одного слова (Б. Франклин).

10. Чем меньше сказано, тем быстрее исправлено (пословица).
X. Значимость учения, ума

1. Знанию всегда предшествует предположение.

2. Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще ник­
то не видел и над чем еще никто не думал {Г.Лихтенберг).

3. Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к
ним, тем более они отодвигаются (77. Баус).

4. Разум и фантазия одинаково необходимы для наших знаний
и равноправны в науке (Ю.Либих).

5. Случайные открытия делают только подготовленные умы
(Б. Паскаль).

6. Сила воображения увеличивается по мере роста знаний (К. Па­
устовский).

7. Мышление — служанка чувств (А. Франс).

8. Критерием истины является опыт (Т. Кампанелла).

9. Многие хотят обладать знаниями, но сравнительно немногие
готовы заплатить за них требуемую цену (Д. Ювенал).

10. Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем (Биллингс).
XI. Конструктивность общения

1. Ищите то, что вас сближает.

2. Пока люди любят, они прощают.

3. Плохой мир лучше хорошей ссоры.

4. Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина
была на одной стороне.

5. Такт — это разум сердца (К. Гуцков).

6. Уважение к людям есть уважение к самому себе (Дж. Голсуорси).

7. Если бы люди могли читать в сердцах друг друга, было бы боль­
ше желающих спуститься, чем жаждущих возвыситься (Ж.Ж. Руссо).

8. Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых
(Аристотель).

9. Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

10. Равные с равными сходятся крайне легко (Цицерон).
XII. Характеристика поступков, поведения

1. Поведение — это зеркало, в котором каждый демонстрирует
свой образ (И.Гёте).

2. Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо
(А. Франс).

3. Поступки человека — лучшие переводчики его мыслей
(Дж.Локк).

4. В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им
подобает выглядеть, в мелочах — такими, какие они есть (Н. Шамфор).


 

5. Поступки мудрых людей продиктованы умом, менее сообра­
зительных — опытом, невежественных — необходимостью, жи­
вотных — природой (Цицерон).

6. Поступки — плоды помыслов. Будут разумные помыслы —
будут хорошие поступки (Б. Грасман).

7. Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои (Л. Н. Тол­
стой).

8. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать само­
го себя (Л.Н. Толстой).

9. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедстви­
ям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают» (Л. Н. Толстой).

XIII. Неэффективность, непродуктивность действий

1. То, чего мы стремимся избегать, нас находит.

2. Следуй голосу ума, а не гнева.

3. Посредственность обыкновенно осуждает все, что превыша­
ет ее понимание (Ф.Ларошфуко).

4. Отчего это — хромой человек нас не раздражает, а умствен­
но хромающий раздражает? Оттого, что хромой сознает, что мы
ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а
мы хромаем (Б.Паскаль).

5. Если дело мастера боится, значит, есть отчего (Ю.Аратов-
ский).

6. Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать (О. Уальд).

7. Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены
(неизвестный автор).

8. Есть два типа людей, которые никогда не будут цениться: те,
кто не способен делать то, что им говорят, и те, кто способен
делать только то, что им говорят (С.Кертис).

9. Поспешные решения подобны клятвам, и их точно так же не
выполняют (У.Пенн).

10. Тревожные мысли создают маленьким предметам большие
тени (шотландская пословица).

Примечания: применяя данный метод, можно использовать сказ­ки, истории, басни, притчи, анекдоты, мифы, пословицы, по­говорки, а также басни Крылова, Михалкова, сказки Пушки­на, Салтыкова-Щедрина, мысли философов, писателей и поэ­тов, ученых, высказывания государственных деятелей, сатириков.

«Линия*

Цель: выявление принятия — отвержения какой-либо точки зрения, принятого решения, выбора.

Инструкция: займите, пожалуйста, на данной линии, у ко­торой два крайних полюса, а середина обозначает нейтральную Позицию, свое положение, соответствующее вашей позиции.


5. Комбинированная «Забор»

Цель: получение спонтанной обратной связи (эмоциональ­ной, смысловой, поведенческой, мотивационной, деятельност-ной, коммуникативной).

Инструкция: вывешивается нарисованный на большом ли­сте ватмана «забор» с разными рубриками для заполнения. Участ­никам предлагается делать на нем записи, пометки, рисунки, зна­ки, символы, графики и др. в течение всего семинара.

Примечания: «забор» может использоваться как на разовом ме­роприятии (семинар, педсовет, мастерская и др.), так и на про­должительных по времени занятиях (курсы, проблемные и твор­ческие группы, конференции и др.).

Записи и зарисовки на «заборе» ежедневно систематизируют­ся, обобщаются и проговариваются в обратной связи на следую­щий день занятий.

Анкета-таблица, анкета-график, анкета-образ

Цель: получение системной обратной связи.

Примечания: в анкеты могут включаться графические изобра­жения, вопросы в табличной форме, цветовые комбинации или знаково-символические образы.

Вопросы и задания

1. Какие существуют каналы получения обратной связи?

2. Какие функции выполняет обратная связь в межличностном взаи­
модействии?

3. В чем преимущество письменной обратной связи по сравнению с
устной?

4. В чем сходство и различие между текущей и итоговой обратной
связью?

5. Разработайте схему получения текущей обратной связи о самообра­
зовательной деятельности обучающихся.

6. Предложите свои варианты получения обратной связи с помощью
шкал.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы надеемся, что знакомство с данным пособием расширит методический инструментарий не только педагогов, работающих в системе повышения квалификации взрослых, но и преподава­телей учреждений профессионального образования разного уров­ня: вузов, техникумов и колледжей, учреждений начального про­фессионального образования.

Читатели, безусловно, отметили, что представленные в пособии способы активизации познавательной деятельности обучающих­ся, основанные на интеракции, вполне соотносимы с известны­ми и описанными в литературе педагогическими технологиями, например, с коллективным подходом в обучении В.С.Дьяченко («все обучают каждого и каждый обучает всех»), технологией «по­гружения» и др. То есть идеи интерактивного обучения уже нахо­дили свое воплощение в педагогической теории и практике, но россыпь этих находок еще не сложилась в целостный системный подход и стройное технологическое описание целей, механизмов, оценки результатов.

Описанные методы и приемы интерактивного обучения могут быть в значительной степени расширены. Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттен­ки. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-тре­тьих, многие из перечисленных методик составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только цели­ком, но и частично.

Иногда эти способы обучения воспринимаются как некое из­лишнее украшение, без которого можно и обойтись. Часто им от­водится место лишь на практических занятиях, в эксперименталь­ных (инновационных) программах и курсах. В действительности же интерактивные методики могут использоваться и во вполне традиционном учебном процессе. В практике профессионального обучения элементы этих методик могут включаться в разные фор­мы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, де­батами, работой в микрогруппах, игровыми методами, тренинго-выми упражнениями и другими методами и приемами.

Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творче­ское, перспективное направление нашей педагогики. Оно изменя­ет требования к работе педагога как на этапе подготовки к заня­тию, когда требуется подготовить большое количество материала (текстов, карточек), так и во время самого занятия. Если приори­тетным становится процесс освоения материала самими обучаю-


щимися в совместной деятельности, то информативность как кри­терий анализа деятельности преподавателя и оценки эффектив­ности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:

- коммуникабельность, развитые коммуникативные умения,
позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересован­
но и внимательно выслушать его, быть естественным, толерант­
ным;

- умение организовать учебное пространство, располагающее
к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход об­
суждения в группе;

- быть фасилитатором, использовать «поддерживающие» при­
емы общения;

- сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не
попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслитель­
ную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллекту­
альном поведении;

- умение создавать специальные ситуации, побуждающие взрос­
лых обучающихся к интеграции усилий для решения поставлен­
ной задачи и др.

Владение интерактивными методиками и формами работы мо­жет пригодиться не только во время учебных занятий со взрослы­ми и студентами, но и непосредственно в профессиональной де­ятельности. При использовании интерактивных методик, основан­ных на обучении через взаимодействие, воспроизводятся ситуа­ции, взаимоотношения и задачи, характерные для повседневной деятельности профессионалов, работающих с людьми. Те же при­емы (техники разрешения проблем, работа в малых группах, мо­делирование ситуаций) можно использовать при проведении де­лового совещания, собрания сотрудников учреждения, заседания кафедры, методического объединения, активизируя тем самым деятельность участников и повышая их ответственность за испол­нение принятых решений.


ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехника. — Новгород, 1989.

2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

3. Бардиер Г.Л., Никольский А. А. Социально-психологический тренинг//
Новые знания. — 2002. — № 3.

4. Бельчиков М. М. Деловые игры / Под ред. М. М. Бельчикова, М. М. Бир-
штейн. — Рига, 1989.

5. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога: Учебно-методиче­
ское пособие. — М., 2002.

 

6. Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения актив­
ных методов в учебный процесс / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова // Воп­
росы совершенствования профессиональной подготовки учителя на со­
временном этапе развития школы: Сборник научных трудов. — Новоси­
бирск, 1997.

7. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод со­
циально-психологической подготовки // Теоретические и методологи­
ческие проблемы социальной психологии. — М., 1977.

 

8. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические
труды. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Воронеж, 2002.

9. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. —

СПб., 1996.

10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеря­
ков, В.П.Зинченко. - СПб., 2004.

11. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования
(психологические аспекты). — М., 1999.

12. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного обще­
ния: Уроки Джеймса Бюджентала. — М., 2001.

13. Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность — тип развивающего
обучения: Учеб. пособие для слушателей ИПК. — Горький, 1989.

14. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое
сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. — М., 1998.

15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехни­
ки: Учеб. пособие. — М., 2000.

16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход. — М., 1991.

17. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. —

2003. - № 8.

18. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Вели­
кобритании: интерактивная модель // Педагогика. — 2004. — № 8.

19. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактив­
ный подход // Образование и наука. — 2002. — № 3.

20. Гутников А. Б. и др. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права: Книга для преподавателя. Т. 1 / А. Б. Гутников,
В.Н.Пронькин, Н.И.Элиасберг. - СПб., 2000.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.