Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесная метафора




Анкета

Проекция

12 3 4

Образная

75--

График

Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая

Цель: определение «проживания» каждого дня, динамики кон­кретных состояний участников; выяснение степени включенно­сти в деятельность, уровня усвоения материала.

Инструкциям конце каждого дня занятий участникам пред­лагается оценить степень своей усталости, активности, интереса по уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). Затем препода­ватель обрабатывает полученные данные и по среднему показате­лю вычерчивает график, который на следующий день предъявля­ется слушателям. Каждый автономно сравнивает свое состояние (по данным критериям) с общей картиной в группе.

;. Уровень,

Высокий 100--

Средний 50--

25--Низкий 0

Параметры (критерии) занятия

Примечания: уровень или степень выраженности может указы­ваться в процентах, баллах или других характеристиках (напри­мер, практический, знаниевый, ознакомительный, мотивацион-ный уровень и др.). Параметры определяются темой, целью и со­держанием занятия.


 




Шкалирование

Цель: выяснение установок, позиций в группе по вопросу или проблеме; выявление предпочитаемой точки зрения на какой-либо вопрос; определение эмоционального фона; выявление значимо­сти получаемых ЗУНов; определение способов общения; выявле­ние направленности деятельности.

«Линия»

Нет
Да

Нейтральное

Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Необ­ходима ли отметка при обучении ребенка?».

«Версты»


Инструкция: участникам предлагается разместить на дан­ной «лестнице» какие-либо понятия, например: «Воспитание», «Обучение», «Знание», «Развитие», «Отметка».

Примечания: «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общегрупповой. Списки понятий могут предлагаться как препо­давателем, так и участниками занятий. Областями явлений могут быть: воспитание, обучение, учение, методы и способы деятель­ности, педагогического воздействия, личностные и профессио­нальные качества.

Векторная

«Эллипс»

Цель: выявление направленности личности во взаимодействи­ях; определение уровня притязаний; выяснение уровня освоения материла; выявление индивидуальных особенностей мышления и чувствования при восприятии информации.


 



я ,, баллы --4 --3 --1

баллы

Интересно
Познавательно (100%)
Научно (100%)

Полезно (100%)

(о)
(о)
(о)

(о)

Инструкция: участникам предлагается отметить точкой на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям.

Примечания: шкала может быть общей на большом плакате, и каждый ставит на ней свою точку.

Шкалы могут быть у каждого свои. Затем они вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего определяется доминирующая позиция по заданному вопросу. При шкалировании в противосто­ящих полюсах могут располагаться эмоционально-чувственные состояния, смысловые критерии, стили или способы общения, характеристики самооценки, волевые качества, установки, цен­ностные позиции, суждения и др.

«Лестница»

Цель: определение значимости решаемых задач; определение ценностных оснований; выяснение приоритетов деятельности, профессии.


Инструкция: оцените степень вашей удовлетворенности со­бой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствую­щие точки по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях.

Примечания: анализируется соотношение между тремя различ­ными оценками и общей степенью удовлетворенности, ее рост или снижение. Векторы могут обозначать различные направлен­ности личности (мотивы, цели и установки, перспективы), уров­ни притязаний (высокий, средний, низкий), практические дей­ствия (опыт, образы, знания), уровни отражения информации (ощущение, восприятие, представление), формы мышления (по­нятия, суждения, умозаключения), чувства, переживаемые при обучении (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Если возникает рассогласование в сторону «Я», то это сигнал К тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направ-


 




ленность, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую. Если гипертрофирована оценка «Мы», то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индиви­дуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки «Дело» сигна­лизирует об опасности формализма и ослабления демократиче­ских и гуманистических основ деятельности группы. В целом необ­ходимо стремиться к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям и к общему увеличению «эллипса», т.е. к росту общей удовлетворенности всех участников группы. При рас­смотрении иных параметров также анализируются перекосы или невостребованность каких-либо направлений, качеств, форм, уров­ней, чувств и др. (см. далее).

«Снежинка»

Цель: выявление ожиданий от общегрупповой работы; опре­деление факторов притязаний в деятельности; выявление наибо­лее характерных черт деятельности группы и каждого; оценка ис­пользования эффективных навыков и их соответствия целям и виду деятельности.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, на каждом векторе свои ожидания (достижения) от прохождения курсов (участия в семи­наре либо мастерской) повышения квалификации в интервале от О до 10 баллов.


Примечания: после заполнения каждым «снежинки» ожиданий (достижений) заполняется общая «снежинка» с выведенным сред­ним баллом, чтобы каждый мог сопоставить свои ожидания с груп­повыми. Внимание уделяется слишком высоким и низким притя­заниям. При обсуждении происходит корректировка.

Векторы могут обозначать параметры, определяющие факторы притязаний участников в деятельности группы: реальная трудность заданий; значимость заданий; потребность в этих заданиях; пере­живание успеха; отношение к заданиям; самооценка; приемле­мость целей; действенность целей.

Можно взять параметры, характеризующие деятельность: мо­тивированность; целенаправленность; плановость; процессуаль-ность; систематичность; личностное отношение; продуктивность; творчество.

Возможно рассмотрение через векторы навыков, используе­мых членами группы: мнемические; мыслительные; речевые; во­левые; сенсорные; моторные; эмоционально-экспрессивные; пер­цептивные.

«Образ лица*

Цель: выявление эмоционального состояния.

Инструкция: участникам предлагается указать номер рисун­ка, соответствующего их эмоциональному состоянию на занятиях.

Примечания: схемы рисунков могут демонстрироваться на от­дельных листах или на одном. Могут быть использованы и заго­товки для каждого. Вариантом данной методики может стать «Пу­стышка»: предлагается пустой круг, в котором каждый рисует свое настроение или эмоциональное состояние.

«Схемы*

Цель: определение внутригрупповых отношений и занимае­мой каждым участником позиции.


 




Инструкция: выберите ту схему, которая наиболее точно отражает взаимоотношения в вашей группе, и отметьте свою по­зицию в ней.

Примечания: первая схема символизирует принадлежность к оп­ределенной микрогруппе. Если человек выбирает центральную точку, то это означает, что он претендует на лидерскую позицию. Вторая схема также обозначает микрогруппу, но все точки, кро­ме верхней (лидерской), означают ведомость. Третья схема симво­лизирует равные, партнерские отношения со всеми.

3. Вербальная «Свободное письмо*

Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, ре­акций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня.

Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие.

Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, со­стояния, суждения, наиболее интересные аспекты.

«Незаконченные предложения*

Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов.

Инструкция: участникам предлагается закончить (развер­нуть или завершить односложно) следующие предложения:

1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, —
это...

2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было...

3. Сегодня я понял(а), что...

Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результа­тов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предло­жений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушате­лей пропадет желание отвечать неформально.

«Определение»

Цель: определение наиболее значимых характеристик деятель­ности группы.

Инструкция: подберите семь определений, которыми вы могли бы охарактеризовать свою работу в группе.

Примечания: полученные определения группируются следую­щим образом: 1) интеллектуальные; 2) эмоциональные; 3) воле­вые; 4) оценочные; 5) моральные; 6) эстетические; 7) прочие.


«Новичок»

Цель: оценка сплоченности группы, сильных и слабых ее сто­рон.

Инструкция: представьте себе, что в нашу группу пришел новый участник. Каким бы ему представился наш коллектив?

Примечания: рассматриваются доминирующие характеристики в общении, деятельности, взаимовлиянии, эмоциональный фон группы.

«Театр»

Цель: выявление личных особенностей, характеров членов

группы.

Инструкция: представьте себе, что наш коллектив решил поставить пьесу с вами в главной роли. Какое произведение сле­довало бы выбрать, чтобы оно соответствовало вашему характе­ру, личным особенностям?

Примечания: по выбранным произведениям определяется на­личие в группе «трагиков», «комиков» и «драматизирующих».

Анкета «Обратная связь»

Ф. И. О.______________________________________________

Дата_______________________________________________

1. Степень моей включенности в работу: 012345678910

Что мешало мне быть включенным в работу_______________

Что помогало_______________________________________

2. Мои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе_______________________________________

б) по отношению к группе_____________________________________

в) по отношению к ведущему__________________________________

3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражне­
ния (помогли что-то понять, осознать, в чем-то разобраться, что-то из­
менить в себе и т. п.)_________________________________________

4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие.

5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

- на эмоциональном уровне 12 3 4 5 6 7

- на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7

- на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7

6. Мои замечания, пожелания ведущему______

Цель: получение обратной связи о работе отдельного участ­ника, группы в целом, ведущего.


Примечания: анкета может быть представлена в более обобщен­ном виде, может касаться только определенного направления ра­боты (например, формирования мотивации) или какого-либо субъекта деятельности.

Анкета «Вхождение в тему»

1. Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали, находясь в круге.

2. Что нового вы узнали?

3. Что вас удивило?

4. Что заинтересовало?

5. Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?

6. О чем бы вы хотели продолжить разговор?

Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомле­ния с проблемой, после начальной проработки вопроса.

Примечания: обратная связь по данной анкете дает информа­цию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутое™» слушателей по пред­ложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в уст­ной, так и в письменной форме.

Цель: выявление личностных и профессиональных смыслов и ценностей.

Инструкция: выберите понравившуюся вам метафору, вы­сказывание и объясните свой выбор.

Представленные ниже афоризмы сгруппированы по темам. Пре­подаватель может предлагать участникам тот или иной список в зависимости от того, по какой теме, вопросу он хотел бы полу­чить обратную связь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.