Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аннотации дисциплин по выбору 2 страница




Отметить вопрос

К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

Выберите один ответ:

a. гипотеза

b. проблема

c. парадигма

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Установите соответствие понятий ниже приведенным выражениям:
А — локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение, например, солнечного затмения, погоды на завтра или поведения противника во время военных действий, дипломатических акций и т.п.;
Б — специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, например, развития экономики страны на пятилетку на основе многостороннего и тщательного изучения ее теперешнего состояния в контексте максимального количества объективных и субъективных факторов, с учетом всевозможных не только внутренних, но и внешних благоприятных и неблагоприятных влияний;
В — эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, общества и духовных процессов, неизвестных ныне, но поддающихся выявлению.

В — Ответ 1

Конец формы

Б — Ответ 2
А — Ответ 3

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Научная проблема в широком смысле – это:

Выберите один ответ:

a. положение, определяющее направление исследования.

b. содержание научного исследования;

c. затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования;

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями — это:

Выберите один ответ:

a. гипотеза

b. теория

c. аксиома

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Установите соответствие понятий ниже приведенным выражениям:
А — начальная ступень в развитии научного познания, исторически предшествовавшая теоретическому, объяснительному уровню знания, направленная на выяснение причинных связей и установление закономерностей;
Б — процедура, отражающая достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента;
В — мыслительная операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

А — Ответ 1
В — Ответ 2
Б — Ответ 3
       

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

К эмпирическим методам познания относятся:

Выберите один ответ:

a. измерение; анализ; обобщение

b. наблюдение; эксперимент; описание

c. наблюдение; анализ; эксперимент

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Научный факт – это:

Выберите один ответ:

a. то, что уже осмыслено и может служить основой для научного анализа не просто как единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию;

b. то, что является единичным, но необходимо наблюдаемым.

c. то, над чем проводится наблюдение;

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Структурными компонентами теоретического научного познания являются (выберите верное сочетание):

Выберите один ответ:

a. интуиция, гипотеза, вера

b. проблема, гипотеза, теория

c. гипотеза, вера, теория

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

К теоретическим методам познания относятся (выберите верное сочетание):

Выберите один ответ:

a. анализ; наблюдение; обобщение

b. наблюдение; измерение; анализ

c. обобщение; анализ; раскрытие законов

 

История и философия науки (аспирантура)

Тест начат Среда, 7 Декабрь 2016, 23:37
Состояние Завершено
Завершен Среда, 7 Декабрь 2016, 23:41
Прошло времени 4 мин. 11 сек.
Оценка 10,00 из 10,00 (100%)

Начало формы

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Закон как ключевой элемент теории — это:

Выберите один ответ:

то, что выражает сущность, глубинные связи изучаемого объекта (а не только эмпирические зависимости) во всей его целостности и конкретности, как единство многообразного

нечто вечное, неизменное, абсолютное, не зависящее в своем действии от совокупности конкретных обстоятельств и фатально предопределяющее ход событий и процессов

отражение законов объективного мира, а как результат соглашения научного сообщества, имеющего, стало быть, конвенциональный характер

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Уровни научного познания:

Выберите один или несколько ответов:

эмпирический

теоретический

религиозный

диалектический

мифологический

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Как компонент практического применения знания процедура его трансформации, превращения в регулятивные средства практики _______ сведена к простому возврату теоретического знания к его эмпирическому уровню

Выберите один ответ:

может быть

не должна быть

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Структурные компоненты теоретического научного познания:

Выберите один или несколько ответов:

проблема

теория

интуиция

гипотеза

вера

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Соотнесите обозначение методов исследования с нижеследующими характеристиками:
А — это методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический;
Б — к этим методам чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, элемент, система, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и др.;
В — эти методы включают в себя совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин;
Г — данные методы представляют собой совокупность способов принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки;
Д — эти методы относятся к той или иной фундаментальной науке, представляющей собой комплекс многих дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

В — Ответ 1

Конец формы

Г — Ответ 2
А — Ответ 3
Б — Ответ 4
Д — Ответ 5

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Теоретическое знание в качестве совокупности, системы знаний достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо область действительности. Причем такое отражение является…

Выберите один ответ:

активным, творческим

пассивным, зеркальным

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

В чем заключается наиболее адекватная роль философии в развитии науки?

Выберите один ответ:

Философия как позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия»

Философия предоставляет «умозрительно-философский подход» (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого – прямое выведение специальных положений частных наук непосредственно из общих философских принципов

Философия дает частным наукам наиболее общие методологические принципы, сформулированные на основе определенных категорий; разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Соотнесите определение функций теории с их названием:
А — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;
Б — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;
В — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

В — Ответ 1
А — Ответ 2
Б — Ответ 3
       

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Соотнесите понятия с нижеследующими характеристиками:
А — Этот метод не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, но односторонне их истолковывает: «плоский» эволюционизм, «катастрофизм», софистика, эклектика.
Б — Специфика этого метода – отрицание всеобщей связи и развития явлений, необходимость исследования предметов в их неизменности, устойчивости, вне связи с другими.
В — Этот универсальный метод мышления и действия основан на учении о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, согласно которому «все в мире взаимосвязано» и «каждый предмет есть единство многообразного».

Б — Ответ 1
А — Ответ 2
В — Ответ 3
       

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Теория должна обнаруживать тенденции объективной реальности, главные направления ее закономерного развития, показать действительнocть в единстве таких ее необходимых моментов, как прошлое, настоящее и будущее.

Поэтому теория…

Выберите один ответ:

должна постоянно изменяться, расширяться

является чем-то неизменным, раз навсегда дaнным

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Материализация теории в практике представляет собой _______, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания

Выберите один ответ:

процесс

единовременный акт

 

История и философия науки (аспирантура)

Тест начат Среда, 7 Декабрь 2016, 23:43
Состояние Завершено
Завершен Среда, 7 Декабрь 2016, 23:50
Прошло времени 7 мин. 6 сек.
Оценка 10,00 из 10,00 (100%)

Начало формы

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Автор текста:

«Философ понимает изменение научного знания как серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов (например, Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.). Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т. е. некоторый тип развитии… По мысли философа, особенности этих «объединений теорий» следующие: а) соперничество; б) универсальность – они могут быть применены, в частности, и к этике и к эстетике; в) наличие предсказательной функции: каждый шаг «комплекса теорий» должен вести к увеличению содержания, к «теоретическому сдвигу проблем»; г) основными этапами в их развитии являются прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения»»

Выберите один ответ:

И. Лакатос

П. Фейерабенд

К. Поппер

Т. Кун

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Соотнесите понятия, обозначающие движущие силы развития науки, с их характеристиками:
А — основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества;
Б — основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющихся идей;
В — источником роста содержания научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов.

Б — Ответ 1

Конец формы

В — Ответ 2
А — Ответ 3

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Соотнесите названия моделей развития науки с нижеприведенными характеристиками:
А — взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии;
Б — в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов; переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов; история науки представляет собой непрекращающуюся борьбу и смену теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности;
В — процесс познания понимается как постоянно пополняющийся и непрерывно приближающийся к универсальному и абстрактному идеалу истины; этот идеал в свою очередь понимается как логически взаимосвязанная, непротиворечивая система, как совокупность, накопление всех знаний, где непосредственным объектом развития науки становится не природа как таковая, а слой опосредований, созданный предшествующей наукой.

А — Ответ 1
В — Ответ 2
Б — Ответ 3
       

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Верификация — это:

Выберите один ответ:

процесс установления ложности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов;

невозможность проверки научного утверждения на истинность.

процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов;

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

Выберите один ответ:

абсолютная истина

совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование

эмпирически достоверное знание

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Философ и социолог XX века, который предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, её фальсификацию:

Выберите один ответ:

Л. Витгенштейн

К. Поппер

Б.Рассел

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

В современной западной философии второй половины XX в. проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в течениях:

Выберите один ответ:

постпозитивизм

экзистенциализм

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Автор текста:

«Философ рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся.

Отвергая антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с изменением нашего знания.

Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Он отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, и его прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы, который доминирует в европейской эпистемологии начиная с Евклида.

Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция, изменение, развитие.

Для исследователя изменение знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями».

Выберите один ответ:

К. Поппер

И. Лакатос

Т. Кун

П. Фейерабенд

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Автор текста:

«По мысли философа, существует допарадигмальный период развития наук, который характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода в особенности характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ. С признания парадигмы начинается период «нормальной науки», где формулируются и широко применяются (правда, не всеми и не всегда осознанно) самые многообразные и разноуровневые (вплоть до философских) методы, приемы и нормы научной деятельности… В ходе смены парадигмы происходит такой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было характерным для периода «нормальной науки»»

Выберите один ответ:

И. Лакатос

П. Фейерабенд

К. Поппер

Т. Кун

Выполнен

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Автор текста:

«Философ считает недостаточным абстрактно-рациональный подход к анализу роста, развития знания. Он ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, «методологических директив», которые философ не отвергает, но и не ограничивает их только правилами рациональными.

Его методологическое кредо «все дозволено!» означало, что исследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются им заслуживающими внимания»:

Выберите один ответ:

Т. Кун

К. Поппер

П. Фейерабенд

И. Лакатос

Конец формы

Конец формы

Конец формы

 

Направление подготовки «Экономика»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.