Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Употребление синонимов, антонимов, омонимов




 

До сих пор мы рассматривали использование в художественном тексте особо отмеченных лексических единиц. Однако слова существуют в языке не изолированно, а вступал в разного рода связи и отношения. Так, явления синонимии, антонимии и омонимии представляют собой объединения слов в системы по отношению сходства или различия. Представления о системных отношениях слов существует в сознании носителей языка, используя его в своих целях - для лучшего выражения смысла или для создания экспрессивности теста, а обычно, для того и другого одновременно. При этом он употребляет несколько взаимосвязанных элементов систем сразу. Представление об отношениях, существующих между этими элементами в языке, есть и у читателя, оно помогает ему понять творческий замысел автора. Таким образом текст передает дополнительную семантическую и стилистическую информацию.

Синонимы - это слова, объединяющиеся в группы по отношениям сходства, но в то же время обязательно имеющие различия /в семантике или стилистической окраске /. Это объединение сходства и отличия и предоставляет художникам слова возможность использовать синонимы в тексте очень эффектно с помощью различных способов. При анализе, употребленных в произведении синонимов мы должны очень четко представлять, что их объединяет и что разделяет. Семантические /идеографические/ синонимы различаются оттенками значения и их употребления направлено в первую очередь на уточнение смысла называемого, хотя и не лишено экспрессивности: любое повторение /в данном случае наименование с помощью разных слов одной реалии/ выразительно. Стилистические синонимы имеют разную функционально - стилевую окраску, следовательно, их одновременное употребление экспрессивно, без сомнения, так как наличие стоящего рядом нейтрального или иначе окрашенного слова подчеркивает стилистическую окраску другого компонента. И, естественно, вдвойне выразительны семантико-стилистические синонимы, различающиеся двумя параметрами одновременно.

Если писатель подчеркивает семантическую общность синонимов, читатель получает максимально точное представление о предмете, слова дополняют друг друга, уточняют и конкретизируют детали. Если же наше внимание акцентизируют детали. Если же наше внимание акцентируется на том, что различают синонимы, повышает экспрессивность их использования. Поэтому при анализе теста надо попытаться понять, какой из способов употребления синонимов избран в данном случае.

Важно также помнить о том, что синонимы могут быть языковыми и контекстуальными. Объединяя в тексте слова так, они становятся синонимами, писатель тем самым подчеркивает какие-то стороны значения слов, в то же время как бы пренебрегая другими. Это приводит одновременно и к более точному выражению значения слов, в то же время как бы пренебрегая другими. Это приводит одновременно и к более точному выражению значения и к созданию экспрессивности /так как все необычное экспрессивно/.

Помимо названных общих целей использования синонимов в каждом случае существуют конкретные цели, которые связаны с принадлежностью слов в какой либо части речи, с ситуацией их употребления и т.д.

Остановимся подробнее на случае использования синонимов у И.С. Тургенева в романе «Отцы и дети» описывая состояние Аркадия, приехавшего после учебы в университете домой, автор изображает те изменения в его манерах, речи и взглядах, которые произошли за это время:

«Аркадий (…) ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегая слов «папаша», и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

С помощью двух стилистических синонимов писателю удается очень экономно показать, что происходит в душе героя. Интересно, что в тексте слова приобретают дополнительную окраску: нейтральное в языке слово отец здесь звучит сухо, официально, без родственной теплоты, а ласковое папаша для героя стало слишком детским, сентиментальным и потому неприемлемым. Аркадий не находит в языке нужного обращения и отвергает возможные. Этот пример может служить образцом мастерского владения словом, свидетельствует о тонком чутье писателя.

Антонимы объединяются в систему по принципу противоположности значения. В то же время их семантика имеет определенную близость, иначе системные отношения были бы невозможны. Существуют различные способы использования антонимов в художественном тексте. В одних случаях на первый план выступает противоположность значений, в других - то общее, что имеется в семантике слова. Антонимы в тексте всегда экспрессивны, потому что любой контраст выразителен. Они помогают уточнить смысл высказывания при сопоставлении разных предметов или признаков одного предмета, показывают изменения, произошедшие во времени, различие в восприятии чего-либо разными субъектами. Очень выразительным является прием, когда одному предмету приписываются противоположные признаки одновременно. Такое изображение, с одной стороны, производит впечатление противоестественности, необычности явления, а с другой - подчеркивает диалектический характер описываемого. Этот принцип лежит в основе оксюморона - объединения в качестве грамматически связанных слов с антонимическими корнями (грустная радость).

Как и синонимы, антонимы могут быть контекстуальными, в таких случаях происходят определенные сдвиги в семантике слов и на первый план становится то, что в данном случае необходимо писателю.

Особенно характерно использование антонимов для текстов - рассуждений, где они помогают автору построить цепь логически связанных суждений, сопоставляя и противопоставляя предметы и их признаки.

Широко распространены случаи одновременного использования синонимов и антонимов, с помощью такого приема писателю удается максимально полно раскрыть смысл текста: установление сразу всех возможных в языке связей слова позволяет выделить в его семантике необходимые детали и оттенки. При этом обычно проясняется смысл обычно не одного слова, а всех употребленных элементов системы, потому что они взаимно дополняют друг друга.

Повышенная выразительность антонимов делает их использование весьма частым в поэзии, особенно в философской лирике, где они помогают очень экономно передать авторское развитие мысли, интересным представляется употребление нескольких пар антонимов в стихотворении Г. Поженяна:

Как нет без начала - конца,

Нет карликов без великанов

И нет без церквей прихожан.

И нет без свободы оков.

Антонимы помогают поэту выразить мысль о взаимосвязи явлений в мире, о единстве противоположностей. В данном случае они не создают контраста, напротив, на первый план в их значениях выступает общее: конец иметь может только то, что началось, карлики становятся таковыми только при сопоставлении с великанами, а оценить свободу можно только ощутив ее отсутствие - оковы. В соответствии со структурой четверостишия в третьей строке мы тоже ожидаем встретить пару антонимов, а вместо этого находим слова церковь и прихожане. Не являются ли они контекстуальными антонимами? В определенной степени это так. А то, что в семантике этой пары слов преобладает общее, а не различное, помогает подчеркнуть единство и остальных пар антонимов.

Отношения, в которые вступают омонимы, менее существенны для выражения смысла, поскольку их внешнее сходство случайно, зато экспрессивность употребления всегда очевидна. Писатели используют омонимы как особое, специальное средство создания выразительности. Общий фонетический или графический облик слов позволяет автору очень эффектно играть ими. Поэтому синонимы находим обычно в стихах, где они часто используются как средство создания комического. В прозе, как правило, они являются средством речевой характеристики, на их использовании построены каламбуры. Так же, как омонимы, могут использоваться и различные значения одного слова, специально сопоставляемые автором в тексте. Экспрессия возникает независимо от того, насколько разошлись значения слов в языке: стали ли они самостоятельными лексемами или все еще существуют в пределах одной лексической единицы.

Интересным в этом отношении является следующий пример: «Когда Оранский, мямля для важности, с расстановкой читал, что за оскорбление величества и августейшей фамилии следует то и то… Соколовский ему заметил: - Ну, фамилии-то я никогда не оскорблял.» /А.И. Герцен. Былое и думы./

В тексте судебного обвинения выражение августейшая фамилия имеет официально - книжное значение «царская семья». В ответе обвиняемого, который иронизирует над приговором и над всей процедурой суда, слово приобретает другое, нейтральное значение - «часть собственного имени». Действительно, у царя нет фамилии в этом значении, следовательно, она не могла быть оскорблена. Этот штрих помогает Герцену подчеркнуть прекрасное самообладание героя, его мужество и критическое отношение к существующему порядку. Вопрос о том, являются ли слова омонимами или это два значения одного слова, в данном случае не принципиален. Экспрессивность употребления этих слов очевидна.

При использовании паронимов /слов не тождественных, но близких по звучанию возникает примерно такой же эффект, поэтому, не будем рассматривать их особо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.