Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семантика слова и контекст




 

Существует мнение, что значение слова всегда контекстуально, то есть любое слово в тексте имеет уникальное, особое значение определяющееся его употреблением. Конечно, с этим нельзя согласиться. Большинство слов и в тексте вступает в каком либо из языковых значений. Правда, иногда, довольно редко, мы можем наблюдать случаи использования слов в особых авторских значениях.

Семантическую структуру слова обычно представляют как ядро, выражающее основной смысл, закрепившийся за данной единицей в языке, и дополнительные, коннототивные наслоения, представляющие собой стилистическую окраску / функциональную или эмоционально экспрессивную/, какую-либо особую отмеченность/ ограниченность в употреблении в силу разных причин и т.д./, а так же определенные ассоциации, которые слово вызывает у носителей языка. При употреблении речи изменениям с большей легкостью подвергаются дополнительные оттенки в значении слова, в первую очередь - экспрессивная окраска и ассоциативные связи. Ядро обычно остается в неизменном виде, тем более, что язык наделяющий слово обычно несколькими, прямыми и переносными значениями, предоставляет писателю широкие возможности для выбора. Конечно, образование нового, авторского значения на основе метафоры, метонимии или синекдохи - явление очень распространенное, но при этом писатель обращается со словом по готовым моделям, которыми и являются названные тропы. Они будут рассмотрены особо. Сейчас мы хотим обратить внимание на другие способы использования семантики слова.

Итак, иногда слова в художественном тексте приобретают особое значение, не связанное однако, с простым переносным. Такое значение может складываться длительно и может быть полностью понятным только в контексте всего произведения или даже всего творчества автора. В ряде случаев специфическое значение слова наблюдается у ряда художников, принадлежащих к одному литературному направлению. Оно может вырасти до символа, с ним могут быть связаны совершенно особые, характерные только для этого времени, человека или группы людей ассоциации. Исследователи, например, неоднократно обращались к семантике слова ветер у А. Блока и других поэтов - его современников.

В других случаях и слова действительно является «контекстуальным», то есть возникает однократно, в небольшом по объему тексте и не повторяются больше. Такое значение делает употребление слова экспрессивным / поскольку, все необычное выразительно/. А как же удается писателю внеси что-то новое в семантику слова? одним из самых интересных способов является воскрешение утраченной внутренней формы слова, делается это или прямо, с помощью объяснения происхождения слова, или косвенно, путем приведения в тексте родственных слов, которые как бы напоминают читателю об этимологических связях. Иногда происхождение слова в действительности является не таким, каким представляет его писатель в тексте, но это не делает употребление менее выразительным.

В других случаях автор с помощью контекста раскрывает значение слова, из сказанного мы понимаем, что именно в данном случае имеется в виду. Такое новое значение может служить средством речевой характеристики, иногда для речи человека, недостаточно хорошо владеющего языком - ребенка или иностранца. И в авторской речи и в речи героев обычно такое употребление слова передает так же какие либо эмоции, которые говорящий испытывает по отношению к называемому. Это использование семантики может служить интересным приемом создания комического.

И еще одним показателем необычности семантики лексической единиц: может служить неожиданное сочетание слова с другими в тексте. Для большинства слов их валентность / возможность сочетаемости с другими / довольно ограничена, поэтому читатель обычно легко замечает его нарушение. Довольно часто оно приводит к появлению переносного значения, хотя иногда значение остается прямым и в то же время изменяется.

Во всех примерах создания контекстуального значения проявляется мастерское значение писателя словом, внимательное, вдумчивое отношение к языку, умение виртуозно владеть материалом, создавая новое на базе известного.

Интересные пример использования экспрессивных возможностей семантики находим в стихотворении Х. Ваншенкине:

Неизвестный художник давнишнего века -

Может, был он известен, но в узком кругу -

Написал на холстине портрет человека

Так, что глаз от него оторвать не могу.

…………………………

Я стою, пораженный искусством чудесным,

Чей в веках сохранился отчетливый след.

Я бы только мечтал стать таким неизвестным

Где-нибудь через триста - четыреста лет.

Вижу это лицо - губы, сжатые плотно.

Утомленный и все понимающий взгляд…

Пусть живут мастеров Неизвестных полотна,

Как светильники в честь Неизвестных солдат.

Официальное выражение неизвестный художник свидетельствует о том, что автор картины не установлен. Поэт вкладывает в него другой смысл. Полотна неизвестных художников выставлены в крупнейших музеях мира, они обладают огромной эстетической ценностью, намного пережили своих авторов. Что значит: художник неизвестен? Мы не знаем его имени, но знаем его произведения, ценим его, ставим в один ряд со знаменитыми. Следовательно, неизвестный художник - это великий художник, произведения которого бессмертны. Такой «неизвестности» можно завидовать.

И в конце произведения появляется еще одно выражение, пришедшее по ассоциации с первым, - неизвестный солдат. Оно не в стихотворении поэта, а в современном языке получило особое, высокое патриотическое значение и стало символом подвига - безымянной гибели за Родину. Поэт увидел нечто общее в обоих выражениях. И не случайно в последних строках слово неизвестный в обоих случаях написано с большой буквы, так, как пишутся имена собственные, вместо которых и употребляем мы эти словосочетания, - это дань уважения и преклонения перед людьми, оставившими след в истории, и остававшимися неизвестными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.