Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ипотечных кредитов1 1 страница




Доля кредитов, рефинансируемых агентством, в общем объеме выдачи

Год               II кв. 2011
В количественном выражении, %              
В стоимостном вы- ражении, %                

Ипотечный сертификат участия — именная ценная бумага, удосто- веряющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотеч- ное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего до- верительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требова- ния по которым составляют ипотечное покрытие.

Жилищная облигация с ипотечным покрытием — облигация с ипо- течным покрытием, в состав которого входят только права требова- ния, обеспеченные залогом жилых помещений. Жилищная облига- ция с ипотечным покрытием является разновидностью ипотечной облигации.

Эмитентами облигаций с ипотечным покрытием могут быть толь- ко кредитные организации и ипотечные агенты. Агентство не является кредитной организацией, и поэтому выпуск ипотечных ценных бумаг осуществляется посредством создания ипотечного агента. Кредитные организации могут самостоятельно выпускать облигации с ипотечным покрытием (в данном случае к их деятельности предъявляются допол- нительные требования). Однако большинство выпусков все же осущест- вляется посредством создания ипотечного агента.

Ипотечный агент представляет собой специализированную коммер- ческую организацию, к деятельности которой предъявляются опреде- ленные требования2:

● ипотечный агент может осуществлять свою деятельность только в форме акционерного общества;


1 Официальный сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию http://www.rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie_v_ cifrah/.

2 Требования к ипотечным агентам описаны в ст. 8 Федерального закона № 152- ФЗ от 11 ноября 2003 г. «Об ипотечных ценных бумагах».


 

● ипотечный агент может совершать ограниченное количество опера- ций: приобретать права требования по кредитам, обеспеченным ипо- текой, и (или) закладных, осуществлять эмиссию облигаций с ипо- течным покрытием, нести обязанности перед третьими лицами, связанные с осуществлением эмиссии и исполнением обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, а также с обеспечением де- ятельности ипотечного агента;

● в учредительных документах ипотечного агента должно быть указа- но общее количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием, для эмиссии которых он создается. После исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием всех выпусков ипотечный агент подлежит ликвидации;

● ипотечный агент не может иметь штат сотрудников. Полномочия единоличного исполнительного органа ипотечного агента должны быть переданы коммерческой организации. Ведение бухгалтерско- го учета ипотечного агента должно быть передано специализирован- ной организации. При этом ни одна из этих организаций не может совмещать соответствующие виды деятельности.

Первый выпуск ипотечных ценных бумаг в Российской Федерации

был осуществлен в мае 2007 г. До этого времени агентство производи- ло выпуск корпоративных облигаций. Выпуск ипотечных ценных бу- маг осуществлялся при помощи создания специализированных органи- заций — ипотечных агентов: ЗАО «Первый ипотечный агент АИЖК» (май 2007 г.), ЗАО «Второй ипотечный агент АИЖК» (февраль 2008 г.), ЗАО «Ипотечный агент АИЖК 2008-1» (декабрь 2008 г.), ЗАО «Ипо- течный агент АИЖК 2010-1» (июль 2010 г.)1.

Агентство является не единственной организацией, осуществляю- щей выпуск ипотечных ценных бумаг. В рамках внутренней секьюри- тизации2 выпуски производили Совфинтрейд (ноябрь 2006 г. — рань- ше, чем агентство), КБ МИА (октябрь 2007 г.), МБРР (август 2009 г.), ВТБ24 (июнь, декабрь 2009 г.). В рамках внешней (трансграничной) секьюритизации3 выпусков ипотечных ценных бумаг было больше. Их осуществляли следующие кредитные организации: Внешторгбанк, Го- родской ипотечный банк, Совфинтрейд, Москоммерцбанк, ДельтаКре-


1 См.: http://www.rusipoteka.ru/issue.htm.

2 Когда ипотечный агент создается на территории Российской Федерации.

3 Когда ипотечный агент создается за пределами Российской Федерации, на территории страны, где созданы наиболее благоприятные условия для секью- ритизации.


 

дит, УРСА Банк, КИТ Финанс, Русский ипотечный банк, Евротраст и ВТБ 24. Ипотечные агенты (SPV) создавались на территории Ирлан- дии, Люксембурга, Нидерландов1.

С 2010 г. у банков появилась возможность продавать агентству ипо- течные облигации, выпущенные на основе ипотечных кредитов (в том числе выданные не по стандартам агентства). Кроме того, ипотечные облигации банков могут быть заложены ими в Центральном банке РФ2 в обеспечение его кредитов для пополнения текущей ликвидности.

Однако выпуск ипотечных ценных бумаг сегодня невыгоден для бан- ков из-за высоких затрат. Вознаграждение за оказание услуг по сопро- вождению портфеля — 0,7%, вознаграждение резервного ипотечного администратора — 0,2%, комиссия спецдепозитария за хранение и учет закладных — 0,18%, вознаграждение спецдепозитария за осуществление контрольных функций и ведение реестра — 0,125%. Кроме того, необ- ходимо выплатить вознаграждение рейтинговому агентству, аудитору, ММВБ, расчетному и платежному агенту, управляющей и бухгалтер- ской организации и т. д. Независимые расчеты нескольких участников рынка показывают, что нагрузка на финансовый результат выпуска всех единовременных и ежегодных расходов составляет не менее 3,5%, а бли- же к погашению выпуска может достигать 5,5–6%3. Низкие темпы раз- вития системы рефинансирования ипотечных кредитов не способству- ют повышению доступности ипотечного кредитования.

В июне 2010 г. была принята Долгосрочная стратегия развития ипо- течного жилищного кредитования в Российской Федерации. В 2011 г. закончился первый этап ее реализации. Целью данного этапа было вос- становление доверия заемщиков к ипотеке. Предполагалось, что доля семей, которым будет доступна ипотека, достигнет 19% (по различным


1 Все эмиссии ипотечных ценных бумаг и корпоративных облигаций ипотеч- ными компаниями, фондами и банками представлены на сайте: http://www. rusipoteka.ru/issue.htm.

2 Для включения в ломбардный список выпуску бумаг с ипотечным покрытием должен быть присвоен международный рейтинг не ниже «ВВВ» (по класси- фикации агентств Standard & Poor`s или Fitch Ratings) или «Ваа3» (по класси- фикации Moody`s Investors Service). Облигации должны быть допущены к об- ращению на организованном рынке ценных бумаг.

3 Андрей Крысин: «В России фактически отсутствует рынок ипотечных ценных бумаг как действующий механизм рефинансирования». См.: http://bankir.ru/ publikacii/s/andrei-krysin-v-rossii-fakticheski-otsutstvuet-rynok-ipotechnykh- tsennykh-bumag-kak-deistvuyushchii-mekhanizm-refinansirovaniya-i-eto-odno- iz-glavnykh-prepyatstvii-dlya-razvitiya-ipoteki-10001315/#ixzz1pyUcn9.


 

источникам, на конец 2011 г. эта доля составила от 71 до 25%). Средняя процентная ставка по ипотечному кредиту должна была снизиться до 13%. По данным на 1 сентября 2011 г., средневзвешенная ставка выдачи ипотечных кредитов в рублях накопленным итогом с начала года соста- вила 12,1%2. Объемы выдачи ипотечных кредитов должны были соста- вить 230 тыс. кредитов в год (в 2009 г. — 130,1 тыс. кредитов; в 2010 г. — 301,4 тыс. кредитов; в 2011 г. — 520,8 тыс. кредитов).

Согласно данной стратегии на втором этапе (2012–2020) ипотечные кредиты будут доступны половине российских семей, нуждающихся в жилье. Средневзвешенная ставка по кредитам снизится до 6% годовых (если инфляция достигнет 4% годовых). Половина всех выданных кре- дитов будет фондироваться за счет выпуска ипотечных ценных бумаг. По прогнозам авторов программы, к концу третьего этапа (2021– 2030) доля семей, имеющих возможность взять кредит, достигнет 60%. Половина сделок на рынке жилья будет совершаться с помощью ипоте- ки, при этом средний срок ипотечного кредита составит 25 лет; 60% ипо- течных кредитов банки будут финансировать выпусками ипотечных ценных бумаг. Планируется, что в год банки будут выдавать примерно

1,6 млрд ипотечных кредитов.

 

Рынок микрокредитования (микрофинансирования)

Микрофинансирование является инструментом экономического раз- вития, доказавшим свою эффективность во многих странах мира. На данный момент нет единственного определения микрофинансирова- ния. Во многих случаях различие между микрофинансированием и дру- гими формами финансирования проводится в зависимости от макси- мального размера ссуды (или другой финансовой услуги) конечным клиентам. Так как единого стандарта не существует, в соответствии со спецификой рынка и страновым признаком необходимо отметить следу- ющее: в развивающихся странах в качестве максимальной суммы обыч- но называют сумму в $500 США (но на практике она нередко достига- ет $1 тыс. и выше), а в промышленно развитых — от 5 тыс. до 10 тыс. обычно считается микрозаймом. В России под микрозаймом понима- ют заем в размере до 1 млн руб.


1 Рост доступности ипотеки в России — это миф. См.: http://www.nr2.ru/ ekb/324746.html.

2 www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка Российской Федера- ции.


 

Как правило, программы микрофинансирования направлены на ре- шение следующих задач:

● финансирование стартующих предпринимателей;

● венчурное кредитование как стартующего бизнеса, так и рискован- ных проектов уже функционирующего бизнеса;

● расширение доступа к внешним источникам финансирования пред- принимателей — собственников небольшого бизнеса и не имеющих возможности воспользоваться традиционным банковским креди- тованием. В качестве причин, ограничивающих доступ к традици- онному кредитованию, могут выступать различные обстоятельства: общая ориентированность банковской системы на работу с крупны- ми клиентами, отсутствие залогового, гарантийного обеспечения у потенциального клиента, недостаточная для банков прозрачность бизнеса, неприемлемые условия по оформлению и получению кре- дита и т. д.;

● финансирование социально незащищенных слоев населения, жела- ющих открыть свой бизнес, но не имеющих доступа к традиционным источникам получения денежных средств. Речь прежде всего идет о женщинах, безработных, о населении с низким уровнем дохода.

Под услугами микрофинансовых институтов (МФИ) в узкой трак-

товке понимается только выдача небольших денежных займов (ссуд), а в более широкой — «микрофинансовая услуга» включает в себя, помимо кредитования, операции по привлечению сбережений, страхование, осу- ществление платежей и ряд других финансовых услуг, а также некоторые социальные услуги, по сути выступающие услугами-комплементами, добавочным продуктом к финансовым услугам. Речь идет о развитии управленческих навыков у клиентов, обучении их правилам и услови- ям бизнеса, организации и ведению отчетности, в том числе касающейся использования полученных средств. Помимо общественного эффекта, социальные услуги МФИ позволяют добиваться высокой возвратности размещенных средств, в том числе за счет установления доверительных отношений с клиентами.

В макроэкономическом контексте микрофинансирование призва- но сгладить социальную напряженность в обществе, повысить уровень жизни населения путем развития и поддержания микро- и малого пред- принимательства. В зависимости от социально-экономического уровня страны задачи программ микрофинансирования варьируются. В част- ности, в беднейших странах Латинской Америки, Африки и Азии ми- крофинансирование направлено на снижение уровня бедности. В стра-


 

нах с лучшим состоянием экономики — на обеспечение самозанятости и поддержку предпринимателей, не имеющих доступа к банковскому кредитованию. В развитых странах культивирование микрофинанси- рования не является проблемой «жизни и смерти», здесь оно выступа- ет как сегмент финансирования, дополняющий традиционную систему кредитования, создающий альтернативное пространство и стимулиру- ющий развитие предпринимательства. В том числе и в контексте Рос- сии представляется, что микрофинансирование имеет направленность не на устранение бедности, а скорее на удовлетворение нужд мелких предприятий, небольших бизнесов.

Функции микрофинансирования следует рассматривать с двух то- чек зрения: экономической и социальной. Микрофинансирование — это бизнес, призванный решать социальные задачи; он функционирует на стыке социального развития и коммерческой деятельности. Таким об- разом, функции микрофинансирования можно разделить на две груп- пы: социальные и экономические.

Социальными функциями микрофинансирования являются следу- ющие:

● сокращение бедности и поддержка предпринимательской инициа- тивы;

● расширение потенциала самозанятости населения;

● декриминализация бизнеса и бизнес-отношений — развитие ле- гальных МФИ, как показывает зарубежная практика, заставляет сокращаться сектор неформального кредитования, в свою очередь получение финансовой услуги означает «повышение прозрачно- сти» деятельности получателя и обучение финансовой дисци- плине.

К экономическим функциям микрофинансирования можно отнести:

● повышение устойчивости развития мелкого бизнеса и расширение сектора малого предпринимательства — микрофинансирование че- рез повышение доступности финансовых услуг может способство- вать созданию финансово независимых, свободно финансируемых, локальных организаций в сфере малого бизнеса;

● повышение качества имеющихся на национальном рынке финансо- вых услуг, поскольку важной чертой МФИ является восприимчи- вость к инновациям в части предоставления финансовых услуг. В це- лом это качество МФИ при адекватном распространении лучшего опыта ведет к общему положительному вектору развития финансо- вой системы;


 

● укрепление и расширение всей финансовой системы — микрофи- нансирование может укрепить существующую систему финансо- вых институтов как в целом, так и такие ее сегменты, как банковское кредитование, расширяя рынки сбережений и кредита, повышая их рентабельность;

● формирование кредитной истории мелких заемщиков для последу- ющего получения кредитов в банках;

● микрофинансирование само по себе может быть видом бизнеса, спо- собного приносить доход учредителям МФИ и обеспечивать заня- тость.

По признаку институтов, предоставляющих финансовые услуги для

малого и микро-бизнеса, можно выделить три основных сегмента: сег- мент неформального финансирования (неформальные группы взаимо- помощи, «черные ростовщики» и т. п.), сегмент специализированного микрофинансирования (специальные микрофинансовые институты), сегмент банковского микрокредитования (банки). Каждому из инсти- тутов, формирующих данные сегменты, присущи свои особенности ве- дения бизнеса и свои требования к заемщику.

Наименьшие формальности возникают при обращении за займом к неформальному ростовщику: он может предоставить кредит даже без письменного соглашения — на основании устной договоренности и даже без четкого залогового обеспечения. Неформальный заем подразумева- ет, что отношения между ростовщиком и заемщиком лежат фактически за гранью правового поля, а значит, могут регулироваться не правом, а некими обычаями, в связи с чем они в большей степени присущи раз- вивающимся, нежели развитым рынкам.

Значительный сегмент на рынке микрофинансирования занимают специализированные микрофинансовые институты (МФИ). Микро- финансовым институтом называется небанковская государственная, частная или общественная организация, предоставляющая населению и предпринимателям микрофинансовые услуги в соответствии с дей- ствующим законодательством. К основным принципам деятельности МФИ можно отнести следующие:

● предоставление займов на условиях срочности и возвратности в це- лях обеспечения финансовой стабильности;

● предоставление займов на условиях платности для покрытия рас- ходов некоммерческих и получения прибыли коммерческими ор- ганизациями;


 

● соблюдение законности при взыскании просроченной задолжен- ности;

● обеспечение прозрачности в учете и отчетности сделок по микро- финансированию.

Деятельность коммерческих банков на рынке микрофинансирова-

ния отличается от других его участников. Банки имеют более высокий, по сравнению с МФИ, «порог рентабельности», связанный с формаль- ным регулированием и структурой затрат, у них выше минимальный размер кредита, который они могут предоставить с выгодой для себя. Исходя из этого, клиентами банков не могут являться мелкие клиен- ты, предприниматели, начинающие свой бизнес, не обладающие доста- точным залоговым обеспечением, а также планирующие рискованные инвестиции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что коммерческие банки и МФИ имеют разную целевую аудиторию; следовательно, они не явля- ются конкурентами, а лишь дополняют друг друга на рынке кредитова- ния. Однако граница между двумя этими сегментами, выраженная пре- жде всего в размере кредита, имеет вид не линии, а полосы, в пределах которой они могут как конкурировать за предпринимателей, так и со- трудничать между собой. Нижний предел данной границы определяется наименьшим размером кредита, который может предоставить коммер- ческий банк в соответствии со своей нормой рентабельности. Верхний предел данной границы зависит от максимального размера кредита, ко- торый могут предоставить МФИ без повышенного риска нарушения их устойчивости. Границы такой полосы могут расширяться.

Зарубежный опыт микрофинансирования. Свой современный об- лик система микрофинансирования начала приобретать в 1970-е гг. в ходе экспериментов по предоставлению финансовых услуг малоиму- щему населению в развивающихся странах. Особую роль в этом про- цессе сыграл Бангладешский проект банка «Грамин» (Grameen Bank), инициированный профессором Мухаммадом Юнусом в 1976 г. в ответ на голод 1974 г. в этой стране. В рамках данного проекта предоставля- лись ссуды в размере всего $25 для разведения домашнего скота, торгов- ли, всякого рода домашних ремесел, а также услуг. Те, кто смог вернуть эту сумму, получали возможность брать более крупную ссуду. К 1983 г. был накоплен достаточный опыт и выявлены перспективы для преоб- разования банка «Грамин» в независимый банк, специализирующийся на предоставлении финансовых услуг безземельной бедноте, особенно женщинам. Во времена экспериментальной стадии (1976–1983) число


 

клиентов банка, первоначально не достигавшее и 100 человек, составило более 45 тыс. человек. После создания банка наступил период стабиль- ного роста, в результате чего количество клиентов выросло от 850 тыс. в 1990 г. до более 3 млн человек на сегодняшний день. В 2006 г. за свои успехи на поприще борьбы с бедностью профессор Юнус получил Но- белевскую премию мира.

В настоящее время аналогичная система действует в 28 странах мира — как в развивающихся (Индия, Вьетнам, Мексика, Боливия и др.), так и в индустриальных (Германия, США, Польша, Франция и т. д.). В целом же на сегодняшний момент в мире существует более 36,9 тыс. кредитных союзов, в которых обслуживаются более 112 млн человек. Активы кредитных союзов 91 страны, объединенных Всемирным со- ветом кредитных союзов (WOCCU), составили $532 млрд. WOCCU был создан в 1971 г. национальными и международными федерация- ми кредитных союзов из многих стран и имеет координирующие функ- ции. Проекты WOCCU по развитию кредитных союзов осуществляют- ся в странах Африки, Азии, Карибского региона, Центральной и Южной Америки, Европы. С 1990 г. WOCCU реализовал более 300 краткосроч- ных консультативных проектов, охватывающих широкий спектр опе- рационных потребностей кредитных союзов.

Согласно Грамин-методологии профессора М. Юнуса основой ми- крофинансирования является группа из 30 человек, которая делится на заемные группы по 5–6 человек. Процентная ставка по займам обыч- но на 2–10% выше, чем банковская. Заемные группы состоят из лю- дей, знавших друг друга прежде, но исключают участие родственников в одной группе, поскольку это может привести к конфликтной ситуа- ции. Заемщики не предоставляют залог, так как в качестве залога вы- ступает поддержка заемной группы из 5 человек. Успех программ ми- крофинансирования по Грамин-методологии базируется на доверии к клиентам, а не на отношении к ним как к потенциальным нарушите- лям. Опыт банка «Грамин» показывает, что процент ссуд, не погашен- ных в срок, составляет менее чем 1%. В случаях когда заемщики не вы- полняют своих обязательств по ссудам, банк «Грамин» полагает, что это не злой умысел, но персональные обстоятельства не позволяют за- емщикам возместить деньги.

Но следует отметить, что действующая правовая система в Бангла- деш является откровенно протекционистской по отношению к крупным государственным и афиллированным государству МФИ (Grameen Bank, PKSF) и практически игнорирует особенности становления и развития малых МФИ. Таким образом, монополизируется положение банка «Гра-


 

мин», а малые МФИ как бы выводятся за рамки правового простран- ства и развиваются в неформальном секторе. Следовательно, несмотря на весьма впечатляющие показатели банка «Грамин», микрофинансо- вый сектор в Бангладеш является скорее директивным, нежели конку- рентным и рыночно ориентированным.

Политика развития микрофинансового сектора в Индонезии стро- ится на государственном стимулировании официальных институтов банковского сектора, развивающих микрофинансовые услуги. В 1970 г. Министерство финансов поручило коммерческому Bank Rakyat (BRI), находящемуся в государственной собственности, сформировать сер- висную сеть на всей территории страны в рамках «программы взаим- ного кредитования».

В соответствии с этой программой в структуре Bank Rakyat была создана сеть «деревенских банков», состоящая из 3600 региональных подразделений. Осуществляемая программа взаимного кредитования относится к разряду успешных, а сам банк является одним из круп- нейших поставщиков микрокредитов в мире. Портфель микрозаймов Bank Rakyat формируется в основном за счет добровольных сбереже- ний, аккумулируемых сетью региональных представительств («дере- венских банков»). Благодаря разнице между ставками по займам и до- ходностью, выплачиваемой на сбережения, это наряду с регулярным притоком финансовых ресурсов в качестве сбережений создает суще- ственный ресурс собственных доходов Bank Rakyat, реинвестируемых в пополнение кредитного портфеля.

Ключевым МФИ в Боливии является BancoSol, осуществляющий операции с 1992 г. Это первый в мире частный коммерческий банк, спе- циализирующийся на предоставлении микрозаймов и обслуживающий исключительно микропредпринимателей. По объему операций BancoSol значительно уступает Bank Rakyat и Grameen Bank, но по принадлежа- щей ему 40%-ной доле кредитного рынка в Боливии (75 тыс. заемщи- ков) и 99%-ному уровню погашения обязательств представляет несо- мненный интерес.

BancoSol был сформирован в рамках исследовательской пилотной программы «PRODEM», доказавшей экономическую и социальную эф- фективность финансовых услуг для микропредпринимателей. В насто- ящее время он работает исключительно за счет средств, привлеченных в депозиты и сбережения. BancoSol имеет 26 региональных отделений, 70% регулярных клиентов банка составляют женщины. Он размещает свои кредиты исключительно в группах солидарной ответственности. Каждый соискатель кредита должен сформировать группу, состоящую


 

из 4–5 человек, занимающихся бизнесом и также заинтересованных в получении микрокредитов. Члены группы обязуются принять на себя ответственность за часть кредита, выданного группе, и представить га- рантии 3–6 друзей, партнеров по бизнесу или соседей (не состоящих в родственных отношениях с заемщиком), которые могут гарантировать исполнение обязательств по кредиту. Процедура предоставления креди- тов минимизирована по формальностям и затратам заемщика на оформ- ление сопроводительной документации. Кредиты выдаются в сумме от

$80, максимальный размер кредита ограничен $5000.

В конце ХХ в. организации микрофинансирования стали форми- роваться и в развитых странах Северной Америки, Восточной Евро- пы и бывших республиках Советского Союза. Данные тенденции были обусловлены отсутствием доступа к банковским услугам значительной части населения.

Программы микрофинансирования в странах с переходной экономи- кой существенно отличаются от рассмотренных выше программ в стра- нах «третьего мира». Они не столь масштабны и главной своей целью рассматривают не борьбу с бедностью, а поддержку предприниматель- ских инициатив, выражаемых экономически активными категориями населения. Поэтому следствием таких программ является не преодоле- ние нищеты и обеспечение прожиточного минимума, а оживление пред- принимательской активности, развитие локальных рынков и, в долго- временной перспективе, — формирование так называемого среднего класса.

Главной особенностью, отличающей программы микрофинансиро- вания в странах с переходной экономикой, является высокий образо- вательный уровень, профессиональный опыт представителей адресных целевых групп клиентов, развивающих собственные малые и микро- бизнесы с тем, чтобы повысить уровень семейных доходов, социально адаптироваться и экономически преуспеть в новой для себя ситуации. Поэтому финансовые услуги здесь переплетаются с широким комплек- сом услуг прикладного бизнес-образования и консалтинга, а стратегия деятельности МФИ направляется на обеспечение успеха деловых на- чинаний заемщиков.

Во многих развивающихся странах законодательство в области ми- крофинансирования не является окончательно сформированным, усло- вия предоставления микрокредитов существенно варьируются. В со- вокупности с потенциальной неустойчивостью кредитного портфеля данные обстоятельства обусловливают значительную рискованность данного вида кредитования.


 

В странах с развитой экономикой микрофинансирование встроено в систему банковского кредитования при участии государства и явля- ется важным фактором поддержки предпринимательства.

Хотя специалисты по микрофинансированию в странах с переход- ной экономикой могут использовать опыт, накопленный в этой обла- сти в менее и более развитых странах, использование микрофинанси- рования применительно к Соединенным Штатам и Канаде, пожалуй, имеет к ним самое непосредственное отношение: в этих странах рын- ки отличаются большей конкурентоспособностью; целями экономиче- ского развития нередко являются создание малого бизнеса и рабочих мест; государственная система обеспечения экономической безопасно- сти безработных снижает интерес к предпринимательству; и микрофи- нансирование является одним из многих методов стимулирования эко- номического развития.

Становление рынка микрофинансирования в России. Развитие ми- крофинансирования в России началось в конце XIX в. с появления пер- вых ссудо-сберегательных обществ. В 1895 г. в России был введен но- вый тип кредитных учреждений — кредитные товарищества. Будучи, как и ссудо-сберегательные товарищества, всесословными, они имели то важное отличие, что основной капитал их составлялся из ссуд Госу- дарственного банка. К началу ХХ в. кооперативное движение насчиты- вало более 16 тыс. сообществ с общим числом пайщиков свыше 10 млн человек. Однако деятельность обществ взаимного кредита и других коо- перативных кредитных организаций была прекращена в начале 30-х гг., а их функции переданы Государственному банку.

Дальнейшее развитие микрофинансовый сектор в России получил благодаря возрождению кредитных кооперативов (кредитных союзов) в начале 90-х гг. прошлого века. Современную историю развития микро- финансирования в России можно условно разделить на этапы, при этом четкие границы между ними установить достаточно сложно. Рассмотрим три основных этапа развития микрофинансирования в России.

1. С начала 1990-х по 1994/95 г. — доминирование неформальной системы микрофинансирования, в том числе неформальных операций взаимного заимствования среди отдельных групп предпринимателей, при практически полном отсутствии формальных институтов, зарожде- ние системы кредитных кооперативов, изучение концептуальных основ микрофинансирования, заключавшееся в визитах российских специа- листов за рубеж в рамках международных проектов по поддержке ма- лого предпринимательства. В целом это период, когда нормативно-


правовое поле для деятельности самостоятельных, небанковских МФИ отсутствовало.

2. С 1994 по 1998 г. — пилотный период первых опытов микрофи- нансирования, заключавшийся в практическом освоении микрофинан- совой деятельности самостоятельными небанковскими МФИ, в том числе за счет реализации международных программ (USAID, TACIS, ЕБРР, Общество международного развития Дежарден), при стабильно невысоком росте объема рынка формальных микрофинансовых услуг. Несмотря на существование спроса на финансы, период с начала реа- лизации программ микрофинансирования с участием международных организаций до августовского кризиса 1998 г. в целом можно характе- ризовать как этап стабильного, но незначительного роста объема рын- ка оказываемых микрофинансовых услуг. В равной степени это каса- лось и различных типов представленных в России МФИ. На данном этапе созданные небанковские МФИ нарабатывали опыт осуществле- ния микрофинансовых операций, вырабатывали продукты, востребо- ванные рынком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.