Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение нового материала. Ожидаемые результаты




Ход урока.

Ожидаемые результаты.

Урок 6. Нарушения работы нервной системы и их предупреждение.

Цель: обобщить и систематизировать знания о нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека.

Предметные: знать о нарушениях деятельности нервной системы, знать механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и органов человека.

Метапредметные: развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.

Личностные: развитие умений работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия; развитие творческих, коммуникативных способностей;продолжить формирование умения уч-ся подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы на уроке должны выявить причины, механизмы воздействия неблагоприятных факторов на нервную систему, последствия на организм человека, смоделировать меры предупреждения вредных привычек.

Учитель. Валеологияутверждает, что факторы влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы:

1) Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение - 50 %.

2) Генетика-20%.

3) Внешняя среда, экология - 17-20 %.

4) Здравоохранение - 8-10 %.

Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все-таки на 50 % здоровье зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.

Итак, сейчас мы с вами изучим влияние неблагоприятный воздействий на организм человека, и конечно же непосредственно влияние. В конце урока мы послушаем ваши рассказы.

1-я группа – «Наследственные нарушения нервной системы. Бактериальные и вирусные инфекции».

2-я группа – «Нарушения, связанные с влиянием неблагоприятных экологических факторов».

3-я группа - «Влияние алкоголя на организм человека».

4-я группа – «Влияние никотина на подростка».

5-я группа – «Влияние наркотиков на физическое состояние и социальный статус человека».

Самостоятельная работа учащихся. Во время работы учащихся, учитель корректирует, объясняет непонятные им термины и задания.

Кроме этого учитель приглашает по 1 ученику для проверки усвоения материала предыдущей темы.

После того как учащиеся выполнили задания, группы по одному выходят и рассказывают свои изученные темы

Отчёт 1группы. Наследственные нарушения нервной системы могут быть обусловлены факторами внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями, перенесенными матерью в период беременности.

Например, болезнь Дауна - наличие трех хромосом вместо двух в 21 паре хромосом человека возникает при образовании яйцеклетки или сперматозоида. Причины: экология, возраст родителей, употребление наркотических веществ. Проявляется заболевание слабоумием, заниженной способностью к обучению.

Олигофрения - слабоумие, возникает при увеличении или потере Х-хромосомы у женщин, нарушении расщепления фенилаланина (генная мутация) и некоторых других хромосомных нарушениях.

бактериальные и вирусные инфекции очень опасны для детей раннего возраста.

Менингит вызывается бактерией- менингококком. Заражение происходит от больного воздушно-капельным путем при разговоре, кашле, чихании. Возбудитель проникает в лимфосистему, затем в оболочки мозга, где вызывает гнойное воспаление. Быстрое повышение температуры с сильными, головными болями, рвотой, судорогами. Осложнение - сепсис.

Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. В школе устанавливается карантин на 10 дней.

Вирусные заболевания - грипп, полиомиелит чаще поражают проводящие пути мозга.

При полиомиелите вирус разрушает двигательные нейроны спинного мозга, что вызывает частичные параличи мышц. Заражение происходит через желудочно-кишечный тракт, куда вирус заносится чаще всего грязными руками, с водой, молоком, хлебом, немытыми фруктами, овощами. Иногда заражаются при контакте с больным. Сначала повышается температура, затем возникает повышенная кожная чувствительность. Больной кричит при каждом прикосновении, не может согнуться. Потом температура понижается, но через 1-2 дня вновь повышается и развиваются параличи. Чаще всего поражаются ноги, но иногда все конечности и туловище. Восстановительный период начинается через 6 недель и может длиться несколько лет, иногда параличи остаются на всю жизнь. Больной изолируется на 40 дней, учащиеся и взрослые подвергаются карантину на 20 дней. Проводится дезинфекция.

Грипп - острое вирусное заболевание, сопровождающееся высокой температурой, головной болью, разбитостью, катаром верхних дыхательных путей. При осложнениях может возникнуть воспаление легких, отиты - воспаление среднего уха, отек горла, невриты, невралгии.

2-я группа занималась изучением влияния алкоголя на подростка.

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приеме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта - уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.

Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон И. П. Павлов назвал «бунтом подкорки». Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений, т. е. деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится - нарушение зрительной зоны коры.

При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм - заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача - предупредить его появление.

Вывод (делает ученик). При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов

Давайте обратим внимание на причины, которые подвигают подростков к употреблению алкоголя. Эти причины, были названы в результате проведенного социологического исследования.

В таблице указаны следующие причины:

1. Самоутверждение – 52-65% (нравится, скучно);

2. Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют) – 15-31%.

3. Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия) – 12-15%.

3-я микрогруппа занималась исследованием влияния никотина на подростка.

В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец 210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней. Эта тяжелейшая форма раковой болезни у курильщиков возникает в 15-20 раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки.

Никотин оказывает пагубное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Только никотин способен вызвать сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления напряжённой работе сердечной мышцы.

Никотин усиливает свёртываемость крови, это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Это увеличивает риск заболевания инфарктом миокарда.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

Ученые основательно доказали,что: каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно отбирает у себя приблизительно 6 лет жизни!

Учитель: Информация для размышлении

Какой можно сделать вывод – основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза -1мг на 1кг тела.

Ядовитые свойства никотина доказать легко – пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.

Учитель: Какие меры для предупреждения вы предложите?

Учащиеся: 1. Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

2. Запретить рекламу сигарет.

3. Запрет со стороны родителей.

4.Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

5.Получать достоверную информацию о вреде.

6. Принятие самостоятельного решения: да или нет.

4-я группа изучала проблемы наркомании и токсикомании в современном мире.

Термины «наркомания» и «токсикомания» употребляются параллельно для обозначения двух течений токсикомании.

Наркомания - пристрастие к наркотикам (препараты опия, конопли, южноамериканского растения коки.

Первая проба наркотика вызывает защитную реакцию организма: головокружение, тошнота, рвота, а иногда - никаких изменений.

Вторая или третья проба- вызывает состояние эйфории (удовольствие, галлюцинации и др.). Возникает очаг патологического возбуждения в гипоталамусе, требующий новых порций наркотика. Самочувствие, настроение ухудшаются до тех пор, пока наркотик не вводится в организм, - это и есть зависимость от наркотика. Организм привыкает к наркотику, снижается чувствительность к нему и требуются все большие дозы для получения удовольствия. Если наркотик не поступает, то начинается «ломка»: боли в голове, суставах и мышцах, потливость, рвота, головокружение. У человека нарушаются все психические функции, он агрессивен, неуравновешен, злобен. При очередном приеме наркотика все проходит- это состояние абстиненции. На стадии развитой зависимости происходит истощение организма: слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям. Видны признаки тяжелого отравления организма: кожа сухая, желтая, человек выглядит глубоким стариком, страдает слабоумием.

Наркомания – необычная болезнь. Это скорее людской порок, тотальное поражение личности, которое сопровождается разрушением физического и психического здоровья.

Её последствия необратимы. Это означает, что те изменения, которые произошли в психике, физиологии, образе жизни человека в результате злоупотребления наркотиками, не оставляют надежды на возврат к нормальной жизни. Редко кому удаётся «соскочить с иглы». По медицинским данным средняя продолжительность жизни наркомана составляет 7-10 лет, если он не умрёт на 6-8 месяце после начала регулярного приёма наркотиков.

Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно (показывает презентацию по теме).

Учитель: Назовите последствия?

Ученик: Последствия:

- гибель клеток печени и токсическое поражение печени (дистрофия).
- гибель клеток головного мозга и энцефалопатия (необратимое поражение головного мозга).

- гибель клеток легких и воспаления легких (пневмонии).

- происходит резкое отставание в половом развитии.

Вывод: Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами обобщили и закрепили знания о нервной системе, увидели отрицательное влияние на нарвную систему курения, алкоголя, наркотиков и я думаю осознали зависимость здоровья от собственного поведения и образа жизни. Вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране пока ещё не все так хорошо. Но мы будем надеяться на сознательность нашего народа, потому что «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»

В конце урока Учащиеся записывают в тетрадь выводы:

1)Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.

2)Благоприятная экологическая обстановка уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.

3) Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.

4) Необходима активная пропаганда против вредных привычек.

5) Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни в Росси.

4. Подведение итогов.

Учитель: В заключении урока мне хотелось бы пожелать вам с вниманием относиться к своему здоровью и здоровью своих близких и знакомых. Теперь у вас достаточно знаний, чтобы объяснить им то, какие последствия оказывают на человека вредные привычки.

(Проводится рефлексия, выставляются и комментируются оценки)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.