Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание методик исследования




Методы

Обследование проводилось с помощью тестового опроса в электронной форме.

На подготовительном этапе было проведено пилотажное очное исследование с помощью предварительной электронной версии опроса, в котором приняли участие 10 студентов математико-механического факультета, а также 6 пользователей социальной сети «В Контакте». В ходе этого исследования были выявлены нарекания к стимульному материалу, выяснены места, вызывающие затруднения и прочие аспекты проведения исследования. На основании этих данных был разработан окончательный вариант стимульного материала, включающий в себя все необходимые правки и комментарии к заполнению.

Прохождение опроса осуществлялось следующим образом: испытуемый с помощью веб-браузера заходил на страницу опроса в интернете. После чтения вводного текста он заполнял анкету (см. приложение 1), а после приступал к заполнению форм опросников. Вопросы были снабжены подсказками, в случае пропуска какого-либо из вопросов выводилось напоминание о необходимости ответа.

Всего использовалось пять методок: разработанный нами опросник «Виды активности в сети Интернет», переведенные нами с английс[damage 1] кого Liebowitz Social Anxiety Scale (LSAS, «Шкала социальной тревожности Либовица») [13] и University of California, Los Angeles Loneliness Scale («Шкала одиночества UCLA») а также опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (Норманн С. и др., адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [3] и предложенный в магистерской работе Г.С. Глудина опросник «Увлеченность компьютерными играми» [1]

Остановимся подробней на каждом из них в порядке предъявления испытуемым.

Опросник «Виды активности в сети Интернет»

Этот опросник был сконструирован нами для выявления характера использования интернета за счет изучения частоты и важности для испытуемого различных популярных сервисов и видов активности. [damage 2] Всего на основании устного опроса и пилотажного исследования было отобрано 18 таких видов сетевой активности:

1. Чтение новостей
2. Профессиональная деятельность (поиск информации, общение с клиентами, разработка и администрирование сайтов и т. п.)
3. Учебная деятельность (подготовка к занятиям, поиск информации)
4. Чтение развлекательных и юмористических сайтов
5. Чтение онлайн-энциклопедий, тематических сайтов в познавательных целях (по своим интересам, исключая профессиональную и учебную деятельность)
6. «Блуждание» по различным сайтам без особой цели
7. Переписка по электронной почте (за исключением писем по работе)
8. Общение с помощью мгновенных сообщений («аська», Jabber, Skype, IRC и т. п.)
9. Голосовое общение или видеозвонки (через Skype, SIP и т. п.)
10. Общение в чатах и видеочатах (Chatroulette и т. п.)
11. Общение на форумах и конференциях
12. Общение в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» и т. п.)
13. Продажа, покупка или выбор товаров и услуг в личных целях
14. Прослушивание музыки
15. Просмотр фильмов
16. Просмотр видеороликов
17. Игра в онлайн-игры
18. Ведение дневника, блога, микроблога (ЖЖ, Twitter и т. п.)

По каждому из них испытуемым предлагалось ответить, насколько часто они занимаются этим видом деятельности, насколько он для них важен и наскольно трудно им было бы от него отказаться. Ответы давались испытуемыми по десятибальной шкале, где минимальные отметки означали:

Для частоты - «никогда не использую этот сервис или вид активности», для важности – «этот сервиса или вид активности для меня совершенно не важен», а для трудности отказаться – «мне будет крайне легко отказаться от этого сервиса или вида активности». Максимальные омтетки означали, соответственно «постоянно использую», «крайне важен» и «крайне трудно отказаться».

Дополнительно полученные значения суммировались по каждой из категорий (частота, важность, сложность отказаться), чтобы получить оценку частоты, важности и сложности отказаться от использования для сети Интернет в целом.[damage 3]

Текст опросника см. в приложении 1.

 

Liebowitz Social Anxiety Scale[damage 4] [13],[40]

Liebowitz Social Anxiety Scale ( LSAS, «Шкала социальной тревожности Либовица») — это широко используемый инструмент для оценки страха перед определенными социальными ситуациями и их избегания. LSAS состоит из двух подшкал, которые измеряют степень затруднений при социальном взаимодействии и при выполнении определенных видов действий (например, прием пищи, разговор по телефону) на публике, в присутствии других людей. Респондентам предлагается дать оценку степени своего страха по шкале от 0 (отсутствует) до 3 (крайне сильный) и избегания по шкале от 0 (никогда) до 3 (обычно — в 67-100% случаев) в 24 предложенных ситуациях.

Основные психометрические данные были получены в ходе исследования выборки в 382 пациента с диагнозом «социофобия», которые участвовали в оценке результатов лечения. [35]. Результаты LSAS хорошо коррелируют с результатами других опросников на социальную тревожность и результатами клинических интервью, а также несколькими инструментами для самодиагностики.

Результаты LSAS хорошо коррелируют с результатами других опросников на социальную тревожность и результатами клинических интервью, а также несколькими инструментами для самодиагностики, что подвтерждает конвергентную валидность.[33] Также была продемонстрирована дискриминантная валидность: результаты LSAS лишь умеренно коррелирует с оценками депрессии.[35]

Существует версия опросника для самостоятельной оценки и электронный вариант этого опросника [30], именно он и был переведен нами на русский язык и адаптирован для проведения онлайн-исследования. Для удобства обработки был осуществлен переход от шкалы (0,1,2,3) к шкале (1,2,3,4). В дальнейшем все баллы будут приводиться для шкалы (1,2,3,4).

Испытуемым предлагается перечень ситуаций, относительно каждой из которых он должен ответить на два вопроса.

Первый вопрос: «Насколько тревожит или пугает вас такая ситуация?»

Второй вопрос: «Как часто вы избегаете подобную ситуацию?»

При обработке сначала вычисляются субшкалы

· «Страх социального взаимодействия» (сумма значений по шкале «Страх» в вопросах 5,7, 10-12, 15, 18, 19, 22-24),

· «Страх выполнения действий на публике» (сумма значений по шкале «Страх» в вопросах 1-4, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 20, 21),

· «Избегание социального взаимодействия» (сумма значений по шкале «Избегание» в вопросах 5,7, 10-12, 15, 18, 19, 22-24) и

· «Избегание выполнения действий на публике» (сумма значений по шкале «Избегание» в вопросах 1-4, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 20, 21).

Затем производится вычисление значений шкал «Общий страх» и «Общее избегание» с помощью суммирования всех значений по шкале «Страх» и «Избегание» соответственно. Наконец, сумма показателей «Общий страх» и «Общее избегание» дает показатель «Социальная тревожность», также в некоторых источниках обозначаемый как «Степень социофобии». Для этого показателя предлагаются следующие уровни для шкалы (1,2,3,4). Описание уровней социофобии дается в таблице 1.

Текст опросника см. в приложении 2.

 

 

Таблица 1

Описание уровней социофобии

Баллы Уровень социофобии Описание уровня
Менее 103 - Согласно опроснику не могут быть диагностированы как страдающие социальным тревожным расстройством (социофобией).
103-113 Умеренная социофобия Результаты из этой группы в общем случае не говорят о социофобии как таковой, но свидетельствуют о затруднениях в каком-либо конкретном виде деятельности
114-128 Явная социофобия При клиническом обследовании эту группу чаще всего попадают результаты пациентов, диагностированных негенерализованной формой социофобии
129-143 Сильная социофобия Результат свидетельствует о наличии социофобии в генерализованной форме
Более 143 Очень сильная социофобия Результат свидетельствует о наличии социофобии в генерализованной форме, оказывающей значительное негативное влияние на качество жизни индивида.

 

 

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях[3][damage 5]

Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. В данном варианте теста испытуемому предлагается 48 утверждений относительно способа совладания со стрессовой ситуацией (см. Приложение 4). От него требуется указать, насколько часто ему свойственная та или иная реакция по 5-бальной шкале (никогда/редко/иногда/часто/очень часто).

На основании вопросов выделяются следующие субшкалы:

· Шкала «решение задачи» связана с деятельностью человека, направленной на конкретные действия по преодолению возникшей ситуации.

· Шкала «эмоции» связана с изменением отношения к ситуации и возникновением различных эмоциональных состояний.

· Шкала «избегание» связана с переключением активности на те сферы, которые не связаны с проблемной ситуацией и помогают отвлечься.

· Шкала «отвлечение» связана с формами избегания как переключения на иные формы безличной деятельности.

· Шкала «социальное отвлечение» связано с формами избегания как переключения на общение с другими людьми.

[damage 6]

Данная методика соответствует цели и задачам исследования и позволяет выявить копинг-стратегии и реакции респондентов на стрессовые ситуации. Текст методики см. в приложении 3.

Шкала одиночества UCLA [damage 7] [50]

Опросник UCLA (University of California, Los Angeles) Loneliness Scale был разработан Д.Расселом, Л.А. Пепло и М.Л. Фергюсон для быстрой и эффективной оценки субъективно воспринимаемого одиночества. Его валидность и надежность неоднократно проверялась, сам опросник претерпел несколько редакций. Для нашего исследования мы адаптировали 3ю редакцию UCLA Loneliness Scale. В этом опроснике 20 утвержений, каждое из которых оценивается по 4-бальной шкале, где 1 - «никогда», 2 - «редко», 3 - «часто», 4 - «всегда». [damage 8]

Текст методики см. в приложении 4.

Опросник увлеченности компьютерными играми [damage 9] [1]

Разработанный Г.С. Глудиным и Л.Г. Поповой опросник направлен на изучение уровня увлеченности компьютерными играми. Все вопросы, вошедшие в состав опросника, делятся на 6 блоков:

1. Оценка увлеченности компьютерными играми в данный момент (сколько времени уходит на игры);

2. Неодобрительное отношение окружающих (к увлеченности испытуемым КИ);

3. Степень ухода в виртуальную реальность;

4. Увлеченность игрой в ущерб прочей деятельности;

5. Контакты, общение:

5.1. Предпочтение игры реальному общению;

5.2. Зависимость круга общения от компьютерных игр.

6. Эмоции, связанные с игровой деятельностью:

6.1. Положительные эмоции (связанные с процессом игры);

6.2. Отрицательные эмоции (при отсутствии компьютерных игр).

Испытуемым предлагается по 5-бальной шкале оценить, насколько для них характерны приводимые в вопросах характеристики.

Исходя из задач исследования и обратной связи, полученной от испытуемых в ходе пилотажного исследования, мы внесли изменения в данный опросник. Изначально он состоял из 31 вопроса, из которых первые 26 являются основными и 5 последних – дополнительными. Оставшиеся 26 вопросов подразделяются на 6 блоков, названия которых перечислены выше. Последние вопросы используются как материал для дополнительного анализа и не включены в деление опросника на блоки. Ответ на каждый вопрос испытуемый оценивает по 5-балльной шкале и обводит соответствующую цифру. Опросник предъявлялся только тем испытуемым, которые играли в компьютерные игры.

Дополнительно после проведения пилотажного тестирования было принято решение исключить вопрос «Как много Ваших друзей играет в те же игры, что и Вы?», а вопрос «Когда Вы садитесь играть в компьютерные игры, сколько обычно времени в день у Вас на это уходит?» был перемещен в дополнительный блок.

Текст опросника приведен в приложении 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.