Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Понятие и сущность государства 3 страница




 

Рис. 23.2. Структуры коммуникаций

 

Для иерархической структуры характерны опять же ярко выраженные административно-командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.

В реальной жизни имеется еще большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.

Руководитель — это своеобразный нервный центр коммуникативного взаимодействия и информационных потоков. Он выполняет ведущие информационные роли:

• пользователя информации — внешней и внутренней, поступающей в организацию;

• распространителя информации — не только через документооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.);

• предоставителя информации внешним организациям, заинтересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).

Можно выделить шесть областей коммуникативного взаимодействия руководителя с сотрудниками.

1. Прием на работу. Задача — убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данной организации, получить определенное представление о новом сотруднике.

2. Ориентация. Задача — ознакомить с базовыми целями организации, конкретными программами, условиями их выполнения, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллективом задач.

3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача — сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.

4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача — представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.

5. Обеспечение дисциплины. Задача — ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкциями, традициями, контролировать их выполнение.

6. Функционирование. Задача — обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно-методическую поддержку.

Регулирование и координация индивидуальных усилий с последующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.

Специалисты-практики выделяют следующие основные причины неэффективной коммуникации.

1. Недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций. Это особенно заметно у представителей высшего управленческого звена, они часто не считают нужным информировать о положении дел в организации даже управляющих среднего и низшего звена, не говоря уже о рядовых работниках.

2. Отсутствие у организации обратных связей, без чего невозможно обеспечить бесперебойность коммуникативных потоков. При наличии же обратных связей отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями и становится понятной мера адекватности воспринятых (принимаемых) сообщений.

3. Неблагоприятный психологический климат в коллективе. Нередко к неверному восприятию информации и даже ее умышленному искажению приводят недоброжелательные отношения между сотрудниками и возникающая в силу этого излишняя подозрительность.

4. Личностные моменты, как-то: предвзятость отдельных работников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к информации, нарушенное эмоциональное состояние и др.

5. Отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т.е. наличие семантических барьеров коммуникативного взаимопонимания и взаимодействия.

6. На эффективность коммуникаций оказывает влияние число людей, работающих в подразделении или организации в целом. Если количество персонала растет в арифметической прогрессии, то число взаимодействий между служащими растет в геометрической прогрессии. Для одного из 10 человек количество встреч достигает 45. При численности работающих 1000 человек число возможных взаимодействий один на один возрастает почти до 500 тыс. И чтобы удовлетворить все коммуникационные потребности, необходима система соответствующей сложности. Выходом из подобного положения являются упрощение и сокращение аппарата.

Коммуникационная система реализуется одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в организации. Отношения — субъективная составляющая коммуникационного процесса.

В стремительно меняющемся современном мире государство является институтом, в наибольшей мере подверженным давлению со стороны новых вызовов. Будучи вынужденным постоянно адаптироваться и в то же время стремясь сохранить традиционный объем функций и прерогатив, государство находится сегодня в ситуации, когда ставится под вопрос его институциональная структура, роль и место в социальной жизни.

Глобализация несет новую пространственную организацию социальной реальности. А если принять во внимание, что государство является институтом публичной власти, организованной на определенной территории, то становится очевидным, что изменения, касающиеся социального пространства и связывающих его коммуникаций, в первую очередь затрагивают именно государство. Глобализация вызвала всплеск экономической активности и перенесла акцент цивилизационного развития на экономический рост, в то время как угроза глобальной ядерной войны, напротив, наложила негласное вето на трактовку политики как «временного перемирия для подготовки к войне» и подорвала значение силового фактора во взаимодействии государств. Хотя государство продолжает оставаться основным регулятором и медиатором экономической активности, глобальная экономика и ее субъекты оказывают все более решающее влияние на характер политического процесса.

Разделенные ранее экономические системы мира стали интенсивно интегрироваться. Это не просто вызвало к жизни феномен мировой экономики, которая все более обнаруживает свое синтетическое единство в многообразии по сравнению с традиционно корпускулированным миром национальных экономик. Следствием новых технологий стала возможность action at a distance (Гидденс). Специфика удаленных транзакций очень сильно влияет на характер протекания политического процесса. Действия на глобальном уровне имеют немедленный локальный эффект, и наоборот. В результате размываются различия внутренней и международной политики, территориальных и экстерриториальных факторов.

Глобальная сеть коммуникации создает глобальную сеть интерпретации локальных событий. Имеет место экспансия транснациональных организационных форм и транснациональных правовых установок на национальный уровень. Возникает проблема легитимации этих установок, влекущая за собой возникновение глобального и локального уровней права. В результате создается давление глобальных правовых институтов на национальные юрисдикции. Соответственно, возникают новые уровни политического и правового регулирования, и политическое пространство по множеству вопросов не совпадает с пространством национальных границ. Формируется сложная и многоуровневая институциональная архитектура глобального управления. По своим последствиям она порождает эффект «нового Средневековья»: проницаемые границы, конкурирующие юрисдикции, многоуровневая иерархия власти.

Происходит реконфигурация отношений в треугольнике «государство — корпорации — общество». От иерархических форм глобального управления происходит переход к сложным сетевым формам политической коммуникации, участниками которой являются государства, негосударственные организации, хозяйственные субъекты, города, коммуны, религиозные организации и т.д.

Современные технологии — телефон, телевидение, Интернет, кабель, самолет, спутник — изменили природу коммуникации.

В рамках сетевого пространства дискурса, горизонтального по природе и глобального по своему охвату, возникают новые формы легитимности, которые выступают альтернативой вертикальным формам политической коммуникации (народ—территория—правительство). Возрастает давление горизонтальной легитимности, международной и правовой по природе, на вертикальную — национальную и силовую. Вопрос новых форм и функций государства в формирующейся глобальной институциональной среде становится одним из самых интригующих и актуальных в современной повестке дня. Цифровые коммуникации — это массовые технологии, во многом перечеркивающие классовые и имущественные границы.

Цифровые коммуникационные технологии порывают с традиционным понятием пространства. Все прежние традиционные коммуникации были адаптированы к микропространствам земли, связывая их Друг с другом в территориальные единства дорогами или закрывая друг от друга границами. Электронные и волновые технологии легко охватывают макропространства земли, преодолевая их за доли секунды. Внутри выстроенной системы глобальной коммуникации территориальных границ нет. Поэтому получил хождение образ глобализации как сжимания планеты в единую «глобальную деревню».

Цифровые сообщения непредметны, бестелесны, виртуальны. Их невозможно зафиксировать в одном-единственном месте. Информационное сообщение можно без значительных затрат растиражировать в миллионы сообщений, и при этом источник останется как бы анонимным. Бомбу как предмет нужно подложить в определенном месте и определенное время, но компьютерный вирус подкладывать не обязательно. Он разносится самостоятельно в ходе коммуникации. Как и идеологические позиции, как и коммуникация злоумышленников. Как их обезоружить? Территориальный контроль над цифровыми сообщениями слабо достижим и дорог в реализации.

Все это вместе говорит о том, что природа цифровой коммуникации легко ускользает от средств безопасности и защиты, разработанных в среде традиционной коммуникации, которыми в совершенстве владеет государство. Коль скоро возникает виртуальное пространство, свободное от территориальной привязки, мир рассекается надвое: на мир территорий, подотчетный государству, и на мир экстерриториальный, анархический, свободный.

Виртуальные цифровые технологии существуют не в невесомости. Смысл их структуры таков, что они имеют вход и выход, приемник и передатчик в реальном мире. Чтобы контролировать потребителя информации, надо контролировать передатчик. Деятельность виртуальных цифровых устройств питается энергией «реального мира» и право, в котором они действуют, также относится к реальному миру. Все это подвластно государству, как и прежде. Другими словами, новое медиапространство, возникающее на наших глазах, имеет особенности, способствующие усилению, а вовсе не ослаблению государственного контроля.

Средства массовой информации, среди которых и электронные СМИ, в последние полстолетия получили неоспоримое преимущество над тиражными, образовали плотную трансляционную сеть, замкнувшую медийное окружение человека продукцией массовой культуры и потоками рекламы. Разнообразие этой среды увеличилось на порядки, что, конечно, значительно осложнило для государства возможность контроля над деятельностью этих СМИ. Расширилось число телеканалов, число радиоканалов, форматы частот и сами носители и формы их трансляции (цифра, Интернет). Если раньше, защищая свое радиопространство, государство пыталось «забивать частоты», то сегодня подобный вид медиаизоляции был бы невозможен. Однако этот традиционный путь не единственен. Вследствие высокой конкуренции медиасубъектов изменилась структура медиапотоков. Глобальные информационные каналы, черпая силу в планетарном потреблении, вырастают в медиагигантов. Стоимость и барьеры вхождения информации в эти каналы несоизмеримо возрастают, не впуская информацию со стороны, что делает эти каналы недоступными для информации альтернативной, партикулярной, локальной. Мощь и величина информационного потока мега-СМИ в общей системе позволяет провести аналогию с кровеносной системой, где несколько основных кровеносных артерий распределяют кровь в широкой сети небольших сосудов. Новая медиасреда возникает не из старой, официозной системы СМИ, сверху вниз, а вырастает «снизу вверх». Голос получают рядовые пользователи сети, создавая блоги, форумы, профессиональные интернет-сообщества. Этот поток информации обладает авторитетом объективности и незаинтересованности и выносит «наверх» отфильтрованную и обогащенную информацию, не уступающую профессиональным СМИ. Многие из этих источников получают и внушительную аудиторию, и значительное общественное влияние. Это, действительно, направление, в котором материальный или властный контроль государства мыслим с трудом. Однако эта медиа-среда питает не каналы влияния на власть, а каналы все той же «альтернативной культуры». Новое медиа-пространство подпадает под властный контроль не содержательно, как прежде, а структурно. В терминологии специалистов, «длинный хвост информации», как называются медиаисточники, дающие совокупно не более 20% информационного потока, могут легко игнорироваться властью, так как не способны образовывать в медиасреде большие волны влияния. Зато за остальными 20% медиаисточников, дающих 80% информационного потока, власть способна установить эффективный контроль.

Государство с его институтами власти есть часть общественной коммуникации, отвечающая, кроме прочего, за коммуникативную логистику, т.е. за территориальную организацию коммуникации людей.

 

 

1. Понятие и признаки государства.

2. Основные подходы в понимании сущности государства.

3. Причины возникновения государства.

4. Основные теории происхождения государства.

5. Типология государства и права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.