Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приспособление материалов к особенностям задачи и ребенка




Физическая помощь

На профессиональном языке это называют "физическойподсказкой". Физическая подсказка обычно оказывает большую помощь, чем словесная. Она очень полезна на ранних стадиях, когда ребенок только-только начинает осваивать новый навык.Физическая помощь может представлять собой как еле заметный знак, так и вполне ощутимое вмешательство. Вся хитрость в том, чтобы оказать ребенку столько помощи, сколько ему нужно, но не больше. По мере того, как он начнет делать успехи, вы сможете помогать все меньше и меньше.

 

Давайте рассмотрим несколько примеров. Мы расскажем, как каждый из двух малышей осваивал новые для него навыки. В обоих случаях отчетливо видна роль физической помощи, но вы заметите, что с приближением к решению поставленных задач родители постепенно отказываются от нее.

 

Одиннадцатимесячная Пенни училась переворачивать картонную книжку. Ее мама объяснила и показала ей, как это делается, но в самом начале Пенни все же требовалась помощь.Мама Пенни одной рукой отделяла одну страницу книги от остальных, а другой рукой брала ручку дочери и помогала ей перевернуть эту страницу. Когда Пенни поняла, как нужно делать, ее маме стало достаточно лишь направлять запястье Пенни, а еще, через пару дней - направлять локоть. Вскоре Пенни научилась переворачивать страницу сама, если мама отделяла ее от других. Для того, чтобы научить девочку поднимать страничку, отделяя ее от остальных, мама использовала и демонстрацию, и словесные подсказки ("Надо указательным пальчиком").

 

Курт (3,5 года) учится соединять друг с другом элементы "ЛЕГО". Он часто наблюдал, как его старшие сестры делают это, и начал пробовать собирать их сам, однако ему потребовалась помощь. Сначала папе Курта пришлось держать его за обе руки и помогать прижимать один элемент к другому. Когда Курт стал чувствовать, как элементы соединяются, его папа стал меньше нажимать на его руки и теперь только направлял элементы так, чтобы они соединились. Когда и это стало получаться лучше, папа позволил Курту делать все самостоятельно, правда стоял рядоми, когда нужно было, легким прикосновением выравнивал руки Курта. В то же время он говорил: "Ровнее", напоминая Курту, чтобы тот работал медленно и сосредоточенно. Скоро оказалось достаточно лишь изредка подсказывать - больше ничего.

 

Другой способ помочь ребенку выполнить задание - приспособить используемые вами материалы или найти более простые. Такой подход особенно помогает при работе с ребенком, который хочет все делать самостоятельно и отказывается от длительной физической помощи.

Мама Пенни могла бы попробовать приклеить небольшие кусочки тонкого картона вблизи углов страничек, чтобы они немного отходили друг от друга. Отец Курта, если бы Курт еще не умел обращаться с ЛЕГО, мог бы начать обучение с деталей покрупнее ("ДУПЛО").

Ложку можно будет легче удержать в руке, если ее ручку обмотать лентой, колпачок от тюбика с зубной пастой можно немного ослабить перед тем, как попросить ребенка отвинтить его. Возможности подобных "поправок" безграничны. Если у вашего малыша есть проблемы физического характера или ониспытывает трудности при выполнении заданий тонкой моторики,вам, видимо, следует обратиться к специалисту по ранней педагогической помощи вашего районного Центра*.

 

-------------------------------------------------

* Из традиционных специалистов наиболее подходят специалист по массажу и лечебной физкультуре и коррекционный педагог (дефектолог).

-----------------------------------------------------

Связь между задачами и методами

Какой бы путь помощи вашему малышу вы ни избрали, хорошо зафиксировать его в виде серии краткосрочных задач.Если вы ставите перед собой долгосрочную задачу и продвигаетесь к ее решению, поднимаясь по ступенькам, вы можете упустить из вида успехи, которых вы добились. Но еслив ваших задачах записаны и ступеньки, на которые разбивается процесс помощи с вашей стороны, вы сможете чаще их вычеркивать, и всегда будете твердо знать, куда идете.

Таблица 3.1 дает несколько примеров того, как долгосрочные задачи можно разбить на составные части, чтобы в них были отражены ступеньки обучения.

 

ТАБЛИЦА 3.1 ДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧИ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

1. Долгосрочная задача: Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого.

Возможные краткосрочные задачи: Рисует вертикальную линию, когда его рукой водят.
  Рисует вертикальную линию, когда его запястье направляют.
  Рисует вертикальную линию, выполняя словесными указаниями.
  Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого.

 

2. Долгосрочная задача: Спускается со ступеньки, высотой 10 см.

Возможные краткосрочные задачи:   Спускается, когда его держат за обе ручки.
  Спускается, когда его держат за одну ручку.
  Спускается, когда его поддерживают за руку или плечо.
  Спускается со ступеньки, высотой 10 см.

 

3. Долгосрочная задача: Ставит один кубик на другой (оба кубика - со стороной 2 см).

Возможные краткосрочные задачи: Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 5 см., когда его ручки выравнивают.
  Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 5 см. без посторонней помощи
  Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 3 см., когда его ручки выравнивают.
  Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 3 см. без посторонней помощи.
  Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 2 см., когда его ручки выравнивают.
  Ставит кубик со стороной 2 см. на кубик со стороной 2 см.без посторонней помощи.

 

 

Что делать после того, как ребенок попытается выполнить ваше указание

То, что нужно сделать после того, как ребенок попытается выполнить задание, можно назвать одним словом: поощрение.

Термин "поощрение" - очередное слово из языкаспециалистов, которое, мы надеемся, вы найдете полезным. Поощрение, по-видимому, является основным стимулом для освоения нового, и вы будете пользоваться им всегда - чему бы вы ни учили ребенка. Поощрение вознаграждает нас за то, что мы сделали и стимулирует желание повторить это.

Когда мы поощряем ребенка, мы даем ему понять, что он поступает правильно, и делаем мы это таким способом, который, ему приятен, поэтому у него возникает желание продолжить свои попытки.

Поощрение очень важно в нашей жизни. Мы многое делаем потому, что нам нравятся результаты. Конверт с зарплатой - хороший этому пример, но все-таки поощрение, как правило, не сводится только к материальной награде. Есть вещи, которые мы делаем потому, что они нам нравятся - нам приносит удовольствие сам процесс. Мы можем делать что-то только потому, что это вызывает одобрение окружающих или потому, что, если мы сделаем это сейчас, у нас впоследствии будет больше времени на отдых и развлечения. Мы можем также повести себя определенным образом, чтобы привлечь внимание человека, который нас не замечает. Даже такая, казалось бы, совсем неприятная реакция со стороны другого человека, как крик, может оказаться для нас своеобразным "поощрением" - мы не оставлены без внимания!

Можно было бы считать, что мы поощряем хорошее поведение малыша тем, что сами ведем себя так, как хотели бы, чтобы вел себя он. Однако единственный способ убедиться, что наши действия достигают цели - это проверить результаты. Если то хорошее, что мы одобряем и хотим закрепить в поведении малыша, происходит все чаще - наши поощрения не оказались напрасными. Ну, а если нет - значит, мы ошибаемся в оценке своих действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.