КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умение оказывать услуги
УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПРЕДМЕТЫ Это умение требует известной ловкости, и описанные в нашей программе навыки тонкой моторики подскажут вам, готов ли ваш малыш к овладению им. Сначала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Для того, чтобы помочь ему делать это без просьбы, привлеките его к игре, в которой, кроме вас, участвовали бы другие члены семьи, а предметы должны были бы передаваться от одного участника к другому. Можно также выстроить в ряд кукол, плюшевых зверей и по очереди - то вы, то малыш - давать каждому из них ложку или чашечку с воображаемой едой или питьем.
Научить ребенка делать что-то для других помогут ролевые игры и игры, требующие воображения. Предложите малышу кормить мишку (по очереди - сначала вы, затем он) или по очереди причесывать папу. При необходимости можно помогать ребенку физически, но когда он поймет, что и как нужно делать, старайтесь помогать меньше. Дайте ему реквизит, которым вы пользовались во время игры, чтобы он мог один играть с ним. Проверьте, пользуется ли малыш этим реквизитом сам. Игра со звуками Покажите ребенку, что звуки можно использовать в игре. Подпевайте вместе детским песенкам, слушая пластинки или детскую музыкальную передачу по телевизору. Раскачивая малыша на качелях, купая в ванночке, тоже пойте или читайте стишки. Продемонстрируйте ему звуки, которые ассоциируются с теми или иными игрушками -"брмм брмм" - с машинками, "зууммм" - с самолетами и т.п. Используйте в играх звуки, которые, по вашему мнению, малыш в состоянии воспроизвести, а также его любимые звуки, которые у него уже получаются. Самостоятельная практика Поскольку здесь мы касаемся собственных занятий малыша, о какой бы то ни было организации говорить трудно. Когда ребенок упражняется в своей кроватке или в игровом уголке, не спешите прервать его занятие. Лучше постарайтесь использовать шанс и понаблюдать, чтобы понять, какого рода звуки в данный момент ему нравятся. Если вам нужно привлечь его внимание к себе, дождитесь паузы, а если вы пришли, чтобы взять его на ручки, тихонько присоединитесь к его упражнениям.
Заключение
Итак, в развитии навыков общения ребенка, который еще не говорит, различают пять направлений: * Развитие умения внимательно слушать, смотреть и реагировать; * Развитие игровых навыков; * Развитие представления о соблюдении очередности; * Развитие способности к подражанию; * Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни. В первую очередь, необходимо научить малыша концентрировать внимание. Когда он овладеет этим умением, можно начинать работу по двум и более направлениям речевого развития одновременно. Когда вы заполните проверочные листы и поставите перед собой определенные задачи, решить их в процессе обычных игр и общения с ребенком вам помогут некоторые простые приемы. Нам хочется еще раз обратить ваше внимание на несколько правил, важных для успешных занятий с ребенком в довербальный период: * Давайте малышу время на ответ. * Слушайте... ждите. * Сделайте интересы ребенка отправной точкой ваших занятий. * Вместе с ребенком по очереди совершайте различные действия, мимические движения, произносите звуки. * Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас. * Не стремитесь предугадывать все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения. * Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами, как с практической, так и с эмоциональной точек зрения. * Для обозначения определенных действий и предметов используйте одни и те же слова. Это поможет ребенку научиться понимать, какое событие последует за словом, понимать значения слов, а позже научиться их произносить.
В этой главе мы обращались, главным образом, к родителям, однако братья, сестры, бабушки, дедушки и близкие друзья тоже могут способствовать достижению замечательных результатов. Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений ребенка с близкими. Люди, которых он любит, могут многому научить его, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения.
Глава 3. Речевое развитие
Возможно, ваш ребенок уже начинает говорить, или вы чувствуете, что он вот-вот произнесет первые слова. А может быть, он уже пытается воспользоваться некоторым количеством слов или фраз, а вы просто хотите ему помочь как можно лучше распорядиться ими. В любом случае данная глава будет вам полезна: в ней мы поговорим о том, как ставить задачи (а это сможет вас определенным образом мобилизовать), дадим рекомендации, касающиеся процедуры оценки и составления программы занятий, познакомим вас с некоторыми приемами, которые помогут ребенку овладеть разговорной речью. Вот некоторые общие задачи, которые особенно важно иметь в виду: * Малыш должен научиться произносить и понимать как можно больше слов и предложений; * Ему необходимо научиться пользоваться речью в самых разных ситуациях - тогда он сумеет выразить любые социальные, эмоциональные и физические потребности; * Он должен научиться с помощью слов и фраз выражать самые разные мысли и понятия. Ему нужно уметь произносить не только названия предметов и имена людей, но и объяснить, что они делают, каковы они, кому принадлежат и т.д. * Он должен говорить настолько грамматически правильно, насколько позволяет уровень его речевого развития. * По мере роста и развития произношение ребенка должно улучшаться. В данной главе мы рассмотрим три периода речевого развития. * Период употребления однословных предложений, * Период употребления двусловных предложений, * Период употребления предложений из трех и более слов.**
_______________________________________________ ** В процессе усвоения русского языка детьми с нарушениями развития речи отечественные специалисты выделяют шесть этапов (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", М. Просвещение, 1990). Мы коротко охарактеризуем их ниже - в параграфе "Выбор грамматических задач". Прим, переводчика.
Умение пользоваться речью мы будем характеризовать проще, разбивая процесс овладения им на две стадии: использование одиночных слов и использование фраз. На каком бы уровне речевого развития ваш малыш ни находился, основные принципы оценки, выбора задач и обучения будут одинаковыми. В каждом разделе данной главы мы сначала будем представлять эти принципы, а затем приводить сведения, соответствующие конкретному уровню возможностей ребенка. Следует заметить, что четких границ между упомянутыми уровнями нет. Даже в тот период, когда малыш уже уверенно составляет фразы из трех слов, он продолжает пользоваться и отдельными словами, и фразами из двух слов. Если мы проанализируем свою собственную речь, то увидим, что все мы помногу раз в день употребляем и одиночные слова и простые фразы! Кроме того, как мы уже говорили в предыдущей главе, даже тогда, когда речь ребенка поставлена достаточно хорошо, навыки довербального периода по-прежнему играют большую роль. В то время, как вашей главной целью будет оставаться максимально возможное развитие разговорной речи, ребенку может быть очень полезно продолжить занятия навыками более раннего периода. Настоящая глава содержит три основных раздела. В них вы познакомитесь с тем, как оценивать уровень развития речи, как выбирать задачи и как учить. В конце главы представлены все проверочные листы, относящиеся к нашей теме. Возможно, до того как начать пользоваться ими, вам покажется удобным снять с них копии. Сводные проверочные листы вы найдете в книге 8.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |