Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОМ. Б. Умение сохранять равновесие, ходить, бегать 1 страница




 

Эта большая группа навыков является прямым продолжением главы ОМ. А. (Умения малыша, который еще не ходит) и помогает ребенку от начала и до конца научиться свободно бегать и хорошо сохранять равновесие.

Умение хорошо сохранять равновесие очень важно для всех навыков Общей Моторики, которые охватывает наша программа. Все движения, которым нужно научиться, требуют умения переносить свой вес - попробуйте сами представить себе, что происходит, когда мы ползаем, садимся или ходим. Малыш, который научится ходить, не научившись хорошо сохранять равновесие, столкнется с серьезными проблемами. Он может упорно продолжать ходить с широко расставленными ногами (для сохранения равновесия), двигаться вперед, не отрывая ног от пола вместо того, чтобы переносить вес своего тела с одной ноги на другую. Его походка будет напряженной, как у заводной куклы, т.к. он не научился поворачивать туловище. Бывает, что ребенок не в состоянии сохранять правильную осанку, из-за того, что мышцы его живота и бедер не удерживают таз в правильном положении; он может выставлять вперед подбородок и сутулиться, так как он не научился управлять верхней частью туловища. Некоторые думают, что люди с задержкой развития, особенно с синдромом Дауна, должны непременно иметь такую походку, но это вовсе не так, и внимание, проявленное к ранним навыкам, устранит или сведет к минимуму все проблемы такого рода.

Осанка, конечно, имеет большое значение, но также важно, чтобы движение доставляло радость ребенку, и если он умеет хорошо сохранять равновесие, он будет двигаться с удовольствием. Малыш будет уверенно вступать в игру со сверстниками и не будет бояться, что его могут толкнуть. Он будет получать удовольствие от лесенок и горок на детской площадке, а не сторониться их.

Даже если малыш уже ходит, стоит проверить его способность сохранять равновесие в положении сидя. Сначала проверьте свою способность сохранять равновесие. Пусть кто-нибудь толкнет вас в сторону, когда вы сидите на стуле, а вы проанализируйте, что происходит. Правильная реакция на то, что вас вывели из состояния равновесия должна быть такой:

1. Вы переносите свой вес на более "короткую" сторону туловища.

2. Растягиваете мышцы той стороны туловища, на которую приходился вес.

3. Делаете ту сторону, которая не несет нагрузку, короче (сжимаете мышцы).

4. Поворачиваете туловище так, что плечо стороны, несущей вес, поворачивается вперед в сторону бедра, на которое не ложится нагрузка.

 

Если бы вы не смогли проделать эти четыре шага, вы бы упали и боялись бы двигаться в сторону. Понаблюдайте теперь, достаточно ли хорошо ваш малыш умеет сохранять равновесие, когда сидит.

Если ваш малыш еще не ходит, и у вас есть сомнения относительно его способности сохранять равновесие, то есть сомнения относительно его умения управлять головой и туловищем, его способности переносить вес и поворачивать тело, когда он сидит или ползает, оцените его возможности в соответствии с главой ОМ.А прежде, чем будете продолжать выполнять упражнения данного раздела.

Допустим, малыш получил положительные оценки по всем пунктам главы А, и он готов идти дальше и выполнять упражнения главы Б. Как мы отмечали выше, умение сохранять равновесие остается вопросом первостепенной важности для правильного обучения малыша свободной ходьбе и бегу, и конечно, умению бросать мяч, ездить на велосипеде и карабкаться по лестнице! Таким образом, умение сохранять равновесие присутствует во всех навыках, описанных в этой программе.

 

 

Дополнительные упражнения

Кроме упражнений, описываемых в данной главе, существует множество других, которые заставят соответствующие мышцы работать, как "одна команда" и помогут вашему малышу научиться сохранять равновесие и обрести правильную осанку. Ниже мы приводим описание комплекса упражнений, которые, в принципе, рекомендуются всем детям.

 

Упражнения на доске для резки хлеба

Эти упражнения должны помочь ребенку научиться контролировать мышцы туловища, бедер и коленей. Лягте, положите себе на бедра доску для резки хлеба (или что-либо подобное) и поставьте на нее малыша. Возьмите в руки книгу и помогите малышу принять устойчивое положение, положив кисти его рук плоско на книгу. Затем медленно и осторожно начните сгибать и разгибать колени. Если ребенок не может поддерживать себя сам с помощью книги, когда вы двигаете доску, то вы можете придержать его за бедра или за ножки на уровне колен.

Стремитесь к тому, чтобы, как только малыш научится контролировать свое положение, вам можно было бы уменьшить поддержку и увеличить скорость движения доски.

Во время выполнения этого упражнения, ребенку будет необходимо согнуть колено той ноги, которая поднимается вверх. Побудите малыша посмотреть назад, поверх того плеча, которое тоже идет вверх, когда вы двигаете доску, так, чтобы он "изогнул" свое тело, сохраняя при этом равновесие.

 

Упражнения с опорой на стену

Данные упражнения должны заставить мышцы бедер и живота малыша работать "одной командой". Это поможет ему, стоя, сохранить хорошую осанку.

Попросите ребенка опереться на вытянутые вперед руки.

Расположите его ступни так, чтобы они плоско стояли на земле или на столе. Тело малыша должно оставаться прямым, а попка не выпячиваться. Постарайтесь сделать так, чтобы малышу было интересно выполнять это упражнение - пусть он делает его, опираясь на зеркало или на стеклянную дверь, когда за ней кто-нибудь стоит.

Во время выполнения этого упражнения вам следует проделать следующее:

1. Поддерживая малыша за туловище, покачайте его вперед и из стороны в стороны.

2. Побудите его повернуться и посмотреть на вас.

3. Покачайте его, когда он опирается на одну руку, держа в другой игрушку.

4. Побудите малыша постоять на одной ноге, опираясь о стену только противоположной рукой.

5. Покачайте малыша, когда он стоит только на одной ноге.

 

Упражнения на ступеньке

Эти упражнения должны помочь малышу научиться контролировать мышцы спины. Эти мышцы помогают стоять прямо на одной ноге, прыгать, скакать, лазить и т.д.

Поставьте ребенка так, чтобы одна его ступня располагалась на земле, а другая на маленькой ступеньке, деревянном бруске или телефонной книге. Вы также можете сесть на землю, вытянув ноги и поставить малыша между своих ног, поместив одну из его ножек к себе на бедро.

Возможно, сначала эти упражнения покажутся ребенку слишком трудными. Если это так, слегка поддерживая его за бедра и согнутое колено, поиграйте с ним в игру "Ладушки", или побудите спеть песенки, которые сопровождаются различными действиями - так, чтобы он не только цеплялся за вас, но и вытягивал ручки вперед, вверх, клал их на голову и т.д.

Как только ребенок освоит это положение без посторонней

помощи, слегка покачайте его вперед, назад и из стороны в стороны, но так, чтобы он не упал. Для разнообразия слегка повращайте согнутое колено малыша, и он при этом должен сохранить равновесие.

Цель упражнения - научить ребенка стоять прямо на одной ноге. Ступенька здесь нужна лишь для поддержания равновесия, и малыш не должен наклоняться в сторону или вперед, выпячивая попку.

 

Упражнения на батуте

Маленький батут является идеальным приспособлением для выполнения упражнений, т.к. предоставляет много возможностей для тренировки реакций сохранения равновесия и одновременно доставляет массу удовольствия.

Поставьте малыша на батут, осторожно нажмите на его поверхность и покачайте из стороны в сторону, стоя спереди и сзади.

Положите на батут мяч и попросите малыша стукнуть по нему ногой. Если ребенок увидит, что мяч возвращается обратно, сколько будет смеха!

Если малыш может спокойно стоять на батуте, бросьте ему мяч и попросите бросить его обратно. Это действие требует для сохранения равновесия в значительной степени использовать стопы.

 

Упражнения на балансире

Балансиры очень полезны для развития реакций сохранения равновесия ребенка. Когда малыш научится успешно сохранять равновесие, стоя у вас на коленях (на доске для резки хлеба), предложите ему проделать то же самое на балансире. Это плоская доска-качалка с небольшой амплитудой движения.

Крепко держите доску, пока малыш забирается на нее, а затем очень осторожно покачайте ее из стороны в сторону. Когда ребенок освоит это упражнение, начинайте качать быстрее.

Когда малыш сможет стоять на доске уверенно, без посторонней помощи, предложите ему поиграть: бросать и ловить мяч, ударять по маленькому мячу битой. Тогда упражнения доставят ему больше радости и удовольствия.

Эту доску можно использовать на всех стадиях развития малыша - от периода, когда он еще только лежит или сидит до ползания и стояния.

 

Упражнения на качелях

Эти упражнения отлично помогают ребенку научиться управлять коленями, что необходимо для хорошо контролируемой ходьбы и для уверенного участия в большинстве развивающих игр.

Пусть малыш встанет посередине доски, пока вы держите свои руки на его бедрах. Затем осторожно покачайте доску вверх и вниз. Постепенно он научится делать это без чьей-либо помощи.

Пусть малыш заберется на качели с опущенного конца, проявляя особую осторожность посередине, затем спустится вниз к противоположному концу. Для начала упражнения возьмите ребенка за руку.

Пусть малыш стоит в центре доски, широко расставив ноги, и попытается сохранить при этом равновесие. Если ему удастся это сделать, посмотрите, как он будет ловить или отбивать битой мяч, находясь на качелях!

 

Карабкание по наклонной плоскости

Эти упражнения очень важны для тренировки мышц, которые поддерживают туловище в правильном положении. Это также важно как для осанки, так и для сохранения равновесия.

Важно помнить, что при "медвежьей" ходьбе, малышу нужно сгибать колени. Чем круче сделать наклонную плоскость, тем сильнее малышу придется работать, и тем сильнее сгибать колени.

Чтобы соорудить наклонную плоскость, можно взять доску для глажки белья, положить один ее конец на ступеньку, низко растущую ветку или кушетку, и пусть малыш, как медвежонок, поднимается на нее и спускается вниз. ("Медвежья " походка означает ходьбу на руках и стопах. На более поздней стадии развития малыш сможет подниматься вверх и спускаться, а на ранней стадии он будет ползти вверх, поворачиваться и съезжать на попке вниз - это всегда очень весело!

 

Упражнения на лестнице

Эти упражнения являются вариантами рассмотренных выше упражнений на качелях и наклонной плоскости. Положите лестницу на пол, и пусть малыш переползает или переваливается через перекладины, как медведь. Когда он научится делать это, он сможет ходить между перекладинами, и, конечно, просто ступать по ним!

 

Упражнения со шваброй

Эти упражнения помогают косым мышцам живота и задним мышцам бедра поддерживать правильную осанку и, кроме того, способствуют сохранению равновесия. Возьмите в руки швабру. Встаньте перед ребенком и попросите его нажимать на нее, так сильно, как это только возможно. Затем поверните ее - "скрутите", и подвигайте из стороны в сторону, вверх и вниз. Пусть малыш продолжает нажимать на швабру, в то время, как ноги его остаются на одном месте. Попка ребенка не должна слишком сильно выпирать. Это упражнение доставит массу веселья!

 

Ниже мы приводим перечень умений, рассматриваемых в данной главе:

12 - 15 месяцев

66. Путешествует от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство.

67. Ходит, толкая тележку.

68. Встает на колени без посторонней помощи.

69. Стоит самостоятельно в течение 10 секунд.

70. Ходит, поддерживаемый за одну руку.

71. Поднимается с пола без посторонней помощи.

72. Ходит самостоятельно, высоко подняв руки.

 

15 - 18 месяцев

75. Ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены.

76. Тащит за веревочку игрушку на колесиках.

77. Наклоняется к полу и возвращается в исходное положение.

78. Встает с маленькой скамеечки.

79. Бежит (быстро идет), опустив глаза к полу.

 

18 месяцев - 2 года

81. Ходит, может внезапно остановиться и повернуться.

82. Ходит по полу по доске шириной 30 см с чьей либо помощью.

83. Садится спиной или забирается боком на маленький стульчик.

 

От 2-х до 3-х лет

87. Носит большой (до 30 см в диаметре) предмет.

88. Во время ходьбы перешагивает через препятствия.

89. Ходит между двумя параллельными линиями, находящимися на расстоянии 30 см друг от друга.

90. Ходит задом наперед.

91. Не теряя равновесия, садится на корточки, чтобы играть.

92. Встает с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддержки.

93. Толкает и тянет большие игрушки.

94. Бежит вперед очень напряженно, наступая на всю ступню.

95. Проходит 4 шага по брусу.

96. Стоит на цыпочках.

97. Стоит на одной ноге в течение 3-х секунд.

98. Ходит по полу по 20-см доске без посторонней помощи, делая шаг то одной, то другой ногой.

 

От 3-х до 4-х лет

116. Ходит прямо, задом наперед, боком, тащит большую игрушку.

117. Проходит на цыпочках 3 метра.

118. Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см.

119. Ходит без поддержки по узкой линии на полу.

120. В течение 5 секунд балансирует на той ноге, на которой ему легче сохранять равновесие.

121. Бегает, останавливается, заворачивает за угол, избегает препятствий.

122. Бежит, перенося вес на ту ногу, которая находится впереди, и взмахивая противоположной этой ноге рукой.

 

 

ОМ. Б. 66. Путешествует от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство

Если малыш закончил освоение навыков, описанных в разделе ОМ.А, он должен лишь минимально использовать свои руки для поддержки, т.к. для управления туловищем он в большей степени использует бедра и ноги.

Сейчас малыш более отважен, чем ранее, и не ограничивается стоянием около какого-нибудь одного предмета мебели. Он начинает пересекать пространство, перемещаясь к предметам, которые находятся на расстоянии чуть больше длины руки.

Как оценить

Материалы: Опора, высотой до уровня груди ребенка, например, стул или журнальный столик, другая опора, расположенная под углом к первой на расстоянии одного-двух шагов. Игрушки.

Способ: Поставьте малыша около первой опоры. Положите на другую опору игрушки. Побудите ребенка дотянуться до второй опоры, и, когда он ухватится за нее, передвинуть к ней поближе ножки.

Результат положительный, если малыш сумеет сам добраться от одной опоры до другой.

Как учить

Если малыш подготовлен к данному навыку, ему не требуется особая помощь для его освоения. Если же он не может без труда преодолеть пространство с помощью тех способов, которые указаны ниже, продолжайте выполнять упражнения, описанные в параграфе ОМ.А.65.

Для обучения этому навыку, вы можете помогать малышу протягивать ручки ко второй опоре и, если это необходимо, направлять его бедра так, чтобы он передвинул свои ножки. Эту помощь нужно свести на нет, как только это будет возможно.

Когда малыш поймет, что от него требуется, добавьте еще какой-нибудь предмет, расположив все три опоры в линию или по кругу. Добавьте более сложные для малыша опоры, например, вертикальную поверхность.

Постепенно делайте промежутки между опорами все больше и больше, и вы не успеете оглянуться, как ребенок пойдет.

Если у малыша пониженный мышечный тонус, возьмите повязку для головы (как описано в главе ОМ.А), скрепите ему ножки, чтобы он держал их вместе. В противном случае ребенок может продолжать ходить с широко расставленными ногами. Чтобы помочь себе сохранять равновесие, малыш должен научиться использовать туловище, даже если это займет много времени.

Одновременно с обучением этому навыку, вы можете знакомить малыша с другими навыками ходьбы и стояния, описываемыми в данной главе и относящимися к 12-15-месячному уровню развития.

 

 

ОМ.Б.67 Ходит, толкая тележку

Это следующая ступенька на пути к умению ходить без посторонней помощи. Малыш все еще пользуется опорой, но она полностью находится под его контролем, и если он не будет пользоваться ею правильно, она не будет поддерживать его - это вам не мамочкины руки.

Как оценить

Материалы: Твердая деревянная тележка, нагруженная, если это необходимо, брусками или кубиками, или твердая деревянная колясочка для кукол. Плоская, не очень скользкая поверхность.

Способ: Поставьте ребенка так, чтобы он держался за ручку тележки, и попросите его пойти.

Результат положительный, если малыш сможет идти вперед, толкая тележку, и в достаточной степени контролировать свои действия, чтобы суметь останавливаться и сохранять равновесие, если она движется слишком быстро.

Как учить

Если малыш освоил все умения, описанные ранее, вам не придется учить его данному навыку. При освоении этого умения, ваши пальцы заменяются ручкой от тележки. Ручка тележки должна быть чуть выше уровня груди ребенка, свои ручки малыш должен вытянуть вперед стоять прямо позади тележки. После освоения навыков, описанных в главе ОМ.А, ребенок привыкнет к тому, что когда он идет, вы стоите позади него, поэтому сейчас нужно приучить его к тому,

что вы будете находиться сбоку, а затем впереди тележки.

Поместите пальцы ребенка на ручку тележки так, чтобы он

схватился за нее, а сами встаньте на колени рядом и крепко возьмитесь за тележку, чтобы она не покатилась вперед. Когда малыш научится уверенно стоять, держась за тележку, покатите ее вперед на 15 см, затем остановите. Такого расстояния будет вполне достаточно, чтобы ребенок потерял равновесие, наклонившись вперед. Если он машинально не шагнет вперед, скажите ему, что надо это сделать, затем, если он все-таки не сделает шаг сам, своей свободной рукой согните ближайшее к вам колено малыша и перенесите его ступню вперед.

Если малыш чувствует себя радостным и уверенным, когда вы двигаете тележку, стоя сбоку, продвиньте ее на несколько шагов, став впереди тележки. Двигаясь задом-наперед на коленях, медленно толкайте тележку вперед на небольшие расстояния - каждый раз ждите, чтобы ребенок сделал шаг, приставив вторую ногу, затем опять двигайте тележку. Упражняйтесь на совершенно нескользкой поверхности, например, на ковре или на траве. Еще немного и малыш будет готов попытаться управлять тележкой самостоятельно. Нагрузите тележку телефонными книжками или брусками и начните упражняться, как и ранее, на нескользкой

поверхности. Непременно находитесь рядом, чтобы остановить движение неуправляемой тележки, а то ребенок может испугаться.

Малыш может не знать, как толкать тележку, т.к. прежде он только держался за ручку, и тележка двигалась. Прежде, чем помочь ему покатить тележку, скажите: "Толкай тележку", чтобы он знал, что когда вы толкнете тележку, она будет двигаться. Малышу потребуется немного тренировки, чтобы определить, с какой силой надо толкать тележку, поэтому стойте рядом до тех пор, пока он не научится управлять тележкой уверенно.

Освойте сначала одну поверхность, прежде, чем пытаться использовать другую, т.к. при использовании иной поверхности ребенку будет необходимо заново учиться толкать тележку. Одна мама обнаружила, что ее сын научился толкать тележку, когда увидела, как он быстро пронесся в дверном проеме, стараясь не отстать от тележки! Закончилось это тем, что в конце коридора малыш перевернулся вместе с тележкой, однако скоро он научился не опираться на ручку слишком сильно.

Вы можете придать большее значение этому упражнению, если положите в тележку покупки, игрушки или игрушечную "сестричку" и возьмете их всех на прогулку.

Учась толкать тележку, ваш малыш непременно несколько раз упадет - как все дети. Старайтесь быть рядом, чтобы ребенок не ушибся, однако на падениях дети учатся, поэтому не старайтесь каждый раз ловить малыша.

Покупая тележку, ищите такую, которая выглядит достаточно прочной имеет широкое основание и широкую ручку, прикрепленную штифтами. Если ручка слишком высока, малыш будет пытаться прикладываться к ней ртом и жевать, поэтому при покупке возьмите ребенка с собой, чтобы убедиться в правильности выбора высоты ручки. Деревянная кукольная колясочка марки "POD" идеальна для ранних "пешеходов".

 

ОМ.Б.68 Встает на колени без посторонней помощи

К данному моменту малыш уже должен обладать хорошими реакциями сохранения равновесия во всех положениях, кроме положения стоя. Кроме того, он должен научиться хорошо управлять туловищем и уметь одновременно пользоваться и туловищем, и бедрами, что может позволить ему становиться на колени.

Как оценить

Материалы: Низкая опора и несколько игрушек.

Способ: Посадите малыша на пол. Поднесите к нему игрушку, держа ее достаточно высоко - так, чтобы ребенку нужно было бы встать на колени, чтобы дотянуться до нее. Или положите игрушку на низкую подставку, чтобы он должен был встать на колени, чтобы достать ее.

Результат положительный, если ребенок сумеет встать на колени, чтобы поиграть с игрушкой. Он может помогать себе, опираясь только одной рукой на плоскую поверхность или на мгновение прикоснувшись грудью к опоре. Ему не нужна больше ваша помощь, чтобы сохранять это положение.

Как учить

Положите игрушки малыша на низкую опору и побудите его поиграть в таком положении.

Мы можем считать, что малыш освоил данный навык, если он в состоянии наклоняться в разные стороны, чтобы взять с пола упавшую игрушку. Помогите ему сделать это, поддерживая его за бедра. Постепенно уменьшайте свою помощь.

 

 

ОМ.Б.69. Стоит самостоятельно в течение 10 секунд

Умение сохранять равновесие без посторонней помощи, стоя на двух ногах, является необходимым навыком для приобретения уверенной походки. Это умение не всегда приходит прежде, чем малыш научится ходить самостоятельно - некоторые дети могут пойти до того, как научатся стоять самостоятельно в течение 10 секунд - но это не значит, что они научились ходить: им необходимо перемещаться от одной опоры к другой, и если они не доберутся до опоры, они упадут. Поэтому, если малыш попытается пойти прежде, чем научится стоять, это не значит, что вы можете пренебречь навыком, которому посвящен данный параграф - ребенку необходимо освоить этот навык, и только тогда он начнет контролировать свою походку.

На данной ступени своего развития, для обеспечения

дополнительной устойчивости малыш будет стоять, держа ручки около плеч, образуя своей фигурой что-то вроде буквы "W". Для дополнительной устойчивости он расставит ножки.

Как оценить

Способ: Поставьте малыша посередине пола. Можно позволить ему опереться о стену, а затем легонько потянуть назад, от стены. Можно также прислонить ребенка к кушетке и побудить его стоять самостоятельно.

Результат положительный, если малыш простоит без поддержки 10 секунд.

 

Как учить

Существуют два способа обучения ребенка умению стоять.

Способ 1.

Встаньте на колени позади ребенка, когда он стоит. Дайте ему что-нибудь подержать в руках, а сами поддерживайте его за бедра. Пока малыш стоит, постепенно уменьшайте свою помощь, пока не сможете поддерживать его только одним пальцем. Понаблюдайте за ступнями ребенка: если центр тяжести его переместится несколько вперед, пальцы его ног как бы вцепятся в пол, а если он наклонится немного назад, пальчики приподнимутся, чтобы помочь малышу снова выпрямиться. Это движение стоп является важным моментом сохранения равновесия, в положении стоя. По мере совершенствования умения сохранять равновесие, ребенок все больше будет использовать мышцы стоп.

 

Способ 2.

Другой способ обучения малыша умению стоять самостоятельно заключается в следующем. Вам нужно поставить малыша около своих ног, лицом в противоположную от вас сторону, затем легонько подтолкнуть его вперед (согнув при этом свои колени). Если вы чувствуете, что малыш в состоянии контролировать свое положение, очень осторожно выпрямьте свои ноги - не оказывая при этом малышу никакой поддержки. Неоднократно повторяйте это упражнение, т.к. ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если вы рядом.

Вы можете обнаружить, что малыш непроизвольно освобождается от поддержки, когда, играя, прислоняется к маленькому столику или дивану. Очень забавно наблюдать за выражением лица ребенка, когда он понимает, что стоит самостоятельно. Обычно это так поражает его, что он тут же падает.

Если мышцы бедер ребенка еще не совсем окрепли, делайте с ним побольше необходимых упражнений, но не ожидайте, что он сразу же научится стоять самостоятельно. Обратитесь к упражнениям на доске для резки хлеба, приведенным во введении к данной главе. Проделайте также упражнения с опорой на стену, чтобы помочь малышу научиться контролировать мышцы живота и бедер, которые должны работать совместно.

 

 

ОМ.Б.70 Ходит с поддержкой за одну руку

Постепенно при ходьбе вы все меньше и меньше будете поддерживать малыша. Ходьба с поддержкой за одну руку требует большого умения сохранять равновесие, т.к. поддержка несимметрична.

Это приятное занятие для родителей, т.к. вы можете ходить с малышом так, как вы ходите обычно (может быть вам придется лишь слегка согнуться, в зависимости от соотношения вашего роста и роста ребенка!).

Как оценить

Способ: Возьмите малыша за одну руку ниже уровня плеч и походите с ним.

Результат положительный, если ребенок проходит около двух метров, не теряя равновесия.

Как учить

До сих пор идти вперед ребенку помогали две его руки - или малыша держали за обе руки, или он держал двумя руками ручку тележки. Сначала внезапная потеря половины этой поддержки может сильно испугать его. Вы можете начинать упражнение, дав ребенку что-нибудь подержать в свободной руке.

Стоя сбоку от малыша возьмите двумя руками его ручку - одну свою руку положите на верхнюю часть руки малыша, а другой возьмитесь за его кисть. Сначала, чтобы сохранить равновесие, ему будет нужна ваша рука, находящаяся ближе к телу. Дайте малышу указание типа "Иди к столу!" и попытайтесь для начала пройти два или три шага. Ребенок может повернуться к вам, чтобы посмотреть и ухватиться за вас, поэтому ручку, за которую вы его держите, вам следует вытянуть немного вперед, а если малыш начнет терять равновесие, остановитесь и подождите, пока он примет прежнее положение.

Если окажется, что ребенку нужна дополнительная поддержка, вам будет легче, если вы поведете малыша так, чтобы его свободная рука находилась возле стены. Побуждайте его касаться стены, а не поворачиваться и хвататься за вас.

Уменьшите поддержку, опуская свою руку пониже, к локтю малыша, а затем к предплечью. Когда вы делаете этот шаг, снова возвращайтесь к стене, чтобы при необходимости малыш мог использовать для поддержки свою свободную руку.

Необходимо держать ребенка то за одну, то за другую ручку, и каждый раз менять положение своих рук, чтобы ребенок не стал зависимым от определенного положения и силы поддержки.

Постепенно увеличивайте протяженность ваших прогулок, и ходите от стола к креслу, от кресла к дивану, от дивана к двери и т.д. Упражнения выполняйте так часто, как это возможно, с босыми ногами или в специальной обуви, если малыш падает на колени, в тренировочных штанишках, а не в неуклюжих ползунках. Если у малыша пониженный мышечный тонус и/или он ходит, широко расставив ноги, повязывайте вокруг бедер эластичную повязку (как было описано в главе ОМ. А), чтобы ножки малыша держались вместе. Ходите по различным поверхностям (ковру, траве, виниловому или бетонному покрытию), т.к. эти поверхности требуют разной корректировки равновесия.

 

 

ОМ.Б.71 Поднимается с пола без посторонней помощи

Чтобы быть полностью независимым при ходьбе, малыш должен уметь подниматься с пола, не опираясь на предметы мебели.

Как оценить

Способ: Посадите малыша посередине пола. Предложите ему игрушку, так, чтобы он должен был встать для того, чтобы достать ее.

Результат положительный, если малыш может встать с пола без посторонней помощи.

Как учить

В процессе обучения этому навыку можно выделить несколько ступеней.

Цель первой - научить малыша чувствовать себя удобно в положении сидя на корточках.

Встаньте на колени на пол и посадите ребенка на корточки между своих ног, отвернув его лицо от себя. Положите свои руки малышу на колени, а свои колени сдвиньте поближе к бедрам ребенка, чтобы тот не опрокинулся.

Колени малыша и его стопы должны быть широко расставлены. Положите перед ним на пол книжку и вместе с ним почитайте ее. Затем слегка наклоните ребенка вперед, чтобы он коснулся руками пола впереди себя, но так, чтобы при этом он касался пола и стопами (колени согнуты). Затем опять вернитесь в положение сидя на корточках. Покачайте малыша на пятках вперед и назад, чтобы он руками касался пола впереди себя.

Превратите это упражнение в веселое занятие, напевая и

разговаривая с малышом.

Затем, из того же самого положения, положив свои руки на плечи малыша, наклоните его вперед (так, чтобы его носик оказался над большими пальцами ног) и попросите его встать Важно, чтобы он не просто отклонил назад свои плечи и встал, отклонившись назад - он должен перенести свой вес вперед, и побудить его к этому вы сможете, если наклонитесь над ним, так, чтобы он не смог отклониться к вам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.