Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОМ. Б. Умение сохранять равновесие, ходить, бегать 2 страница




Если ребенку трудно встать, не откидываясь назад, подставьте свое предплечье малышу под руки поперек груди, а другое положите на его колени. Нажмите на колени ребенка, а другой рукой, лежащей поперек груди, помогите ему встать. Чтобы сделать занятие веселым, используйте стишок: "Носом вниз посиди, затем встань и иди!".

Если вы уже выполняли упражнения, описываемые в параграфах ОМ.А.62 и 63 (сесть из положения стоя), разведите колени малыша большими пальцами своих рук и помогите ему постепенно опуститься на корточки. Повторите это упражнение много раз - до тех пор, пока малыш не начнет уверенно подниматься из положения сидя на корточках и возвращаться в это положение снова.

Конечный этап - это объединение тех навыков, которые вы освоили прежде. Из положения сидя на корточках, наклоните малыша вперед, так, чтобы он перенес вес на руки, затем, когда ручки его все еще касаются пола, перенесите его вес немного назад, на ступни, и попросите подняться. Малышу придется касаться руками пола до тех пор, пока его ноги не станут почти прямыми; затем помогите ему выпрямиться, поглаживая его спинку от плечиков вниз. Возможно, ему будет легче "изогнуть" туловище так, чтобы одна рука оставалась на полу, а противоположное плечо потянулось назад. Когда малыш примет достаточно устойчивое положение, стоя на ногах, он может поднять другую руку и оттолкнуться. Сначала вам нужно будет помогать ему, положив свою руку ему на бедро, чтобы он не упал вперед, а другую - на его противоположное плечо, чтобы помочь оттолкнуться.

 

 

ОМ.Б.72 Ходит самостоятельно, высоко подняв руки

Удовольствие, получаемое от ходьбы без посторонней помощи не нуждается в объяснении. Увидеть, как их малыш ходит самостоятельно - цель всех родителей.

Ваш ребенок начнет ходить, держа для большей устойчивости руки высоко поднятыми, и двигаться он будет быстро, т.к. еще не обладает умением контролировать свое равновесие, необходимым, чтобы двигаться медленно.

Как оценить

Способ: Поставьте малыша посередине пола, или прислонив к стенке, или у какого-нибудь предмета мебели. Побудите его пойти к вам.

Результат положительный, если ребенок пройдет самостоятельно четыре или пять шагов.

Как учить

Между ходьбой с поддержкой за одну руку и ходьбой без посторонней помощи разница огромна. Преодоление этого большого психологического препятствия требует большой практики и поощрения. Многие дети физически способны ходить, но у них нет уверенности, чтобы оторваться от вас. Единственное решение этой проблемы - тренировка.

Способ 1.

Когда малыш научится успешно ходить, держась за одну руку, начинайте держать его за запястье, чтобы он не хватался больше за вашу руку. Это будет постепенно отучать малыша от ощущения, что он должен непременно ухватиться за что-нибудь прежде, чем пойти. По мере того, как уверенность малыша будет расти, уменьшайте силу, с которой вы держите его за запястье, дайте его ручке при ходьбе двигаться, чтобы он использовал ее как опору. Если ребенок очень неохотно отпускает вашу руку, можно дать ему ручку веника или швабры, а когда он освоится с этим, кусочек шланга.

Вы будете держаться за один конец, малыш за другой, и таким образом, можно отучить его от непосредственной поддержки.

Способ 2

Попробуйте сделать так, чтобы малыш ходил между двумя людьми, например, между мамой и папой. Встаньте на колени, на небольшом расстоянии друг от друга. Поставьте малыша спиной к себе, перед своими коленями. Пусть он сначала примет устойчивое положение, затем скажите ему: "Иди к папочке!" Когда малыш доберется до папы, наградите его крепкими объятиями, затем поверните кругом, чтобы теперь он возвращался к мамочке! Повторяйте это снова и снова, до тех пор, пока малыш не поймет, что не причинит себе вреда.

Постепенно его уверенность будет расти, и он сделает эти несколько шагов без посторонней помощи.

Когда малыш будет достаточно уверен в себе, чтобы сделать самостоятельно один или два шага, перед ним встанет новая проблема - достичь такого контроля над своим телом, чтобы сделать восемь или десять шагов и не упасть.

Таким образом акцент меняется - сначала особое внимание

уделяется тому, чтобы побудить малыша сделать несколько быстрых шагов, затем тому, чтобы он сделал самостоятельно один или два шага, затем, чтобы он остановился и сохранил равновесие, прежде, чем снова начнет шагать. Поставьте ребенка посередине пола, попросите его пойти и теперь введите слово "медленно". После двух или трех шагов, легонько прикоснитесь одновременно к грудке и спинке малыша (достаточно прикоснуться только одним пальцем), чтобы он остановился. Позвольте ему вновь восстановить равновесие, а затем сделать еще два или три шага. Продолжайте делать это на протяжении восьми или десяти шагов. Когда малыш достигнет определенной цели, похвалите его: "Молодец, ты шел медленно." Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей экспериментировать с самостоятельной ходьбой. Расставьте мебель так, чтобы он мог проходить небольшие расстояния от одного предмета до другого. Поместите малыша на расстоянии нескольких шагов от стола или кровати и побудите его подойти к этим предметам. Чем больше пройдет ребенок, тем лучше. Прикиньте, какую часть времени малыш проводит на ногах, и постарайтесь увеличить это время. Старайтесь проводить как больше времени с "шагающими" детьми такого же возраста, как и ваш ребенок. Возьмите к себе в гости на пол-дня маленького ребенка, который умеет ходить, чтобы он послужил вашему малышу образцом для подражания.

И опять, если ваш малыш ходит широко расставив ноги, используйте в течение какого-то времени повязку вокруг бедер (как показано в главе ОМ.А), чтобы заставить его ходить, держа ножки близко друг к другу.

 

 

ОМ.Б.75. Ходит без посторонней помощи, ручки свободны и

расслаблены

Как только малыш научится контролировать свою походку, его ручки расслабятся и не будут больше находиться в поднятом положении, как это было при освоении навыка ОМ.В.72.

Как оценить

Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он ходит.

Результат положительный, если ребенок ходит, опустив ручки вниз. При ходьбе он должен держать их свободно.

Как учить

С практикой малыш научится контролировать свои движения.

Побуждайте его ходить так быстро, как это возможно. Часто бывает легче и быстрее понести малыша на руках, однако вам следует запланировать наперед, что, например, в ванную, на обед, к машине и т.д. он будет ходить сам. Предоставляйте малышу больше возможности ходить вне дома. Чем больше поверхностей он испытает, тем лучше. Познакомьте его с неровными и наклонными поверхностями (как с подъемами, так и со спусками), а также с мягкими поверхностями, как например песок. А как насчет того, чтобы походить по вашей кровати? Это так весело!

 

 

ОМ.Б.76. Тащит за веревочку игрушку на колесиках

Это умение требует, чтобы малыш владел такими приемами управления своим телом, как "скручивание". Тогда он сможет смотреть при ходьбе назад. Он должен уметь ходить задом наперед. И то, и другое требует хорошо развитого умения сохранять равновесие.

Как оценить

Материалы: Привлекательная, желательно издающая звуки игрушка, которую можно везти за собой.

Способ: Дайте малышу веревочку от игрушки и попросите повезти ее, или покажите, как это делается.

Результат положительный, если малыш провезет игрушку два метра, либо идя при этом вперед и таща игрушку позади себя, либо пятясь задом наперед и таща игрушку за собой.

 

Как учить

Сначала вам нужно найти игрушку, которая будет наиболее интересна для малыша, а затем продемонстрировать, как с ней играть. Помните, что ребенок заинтересуется только внешним видом и звуком, который издает игрушка - а не тем, что надо ходить, поворачиваясь назад или пятиться задом наперед, поэтому вы должны убедить малыша, что наилучший способ привести игрушку в действие, это ходить вместе с ней - а не сидеть и возить перед собой. Итак, дайте ребенку в руку веревочку и пройдите с ним вперед так, чтобы он тащил игрушку за собой. Возможно, он будет изредка останавливаться, чтобы посмотреть на игрушку, поэтому напоминайте ему: "Иди дальше!". Постепенно он поймет, зачем надо брать на прогулку игрушку. Возможно, в то время как вы гуляете с настоящей собакой, он сможет взять с собой какое-либо животное-игрушку, которое можно тащить за собой.

 

 

ОМ.Б.77 Наклоняется к полу и возвращается в исходное положение

Смысл ходьбы будет ограничен до тех пор, пока малыш не научится останавливаться, наклоняться, поднимать с пола какой-либо предмет, и снова выпрямляться без посторонней помощи. Если ребенок не сможет делать это, то когда он уронит что-нибудь на пол или увидит на полу что-то интересное, ему придется сесть для того, чтобы поднять или изучить этот предмет.

Как оценить

Материалы: Интересная игрушка.

Способ: Когда малыш стоит посередине пола, положите перед ним на пол игрушку и попросите поднять ее.

Результат положительный, если ребенок нагнется или сядет на корточки, чтобы поднять игрушку, и снова выпрямится, чтобы рассмотреть ее.

Как учить

Вы можете обучать малыша этому умению, используя способы, описанные в параграфе ОМ.Б.71 (встает с пола самостоятельно). Теперь ему нужно будет поднять с пола какой-то груз, поэтому когда он будет пытаться встать, центр тяжести его тела должен будет находиться еще дальше за стопами. Чтобы помочь малышу, положите сзади на его бедра свои руки. Тогда он сможет уверенно удержаться на пятках, когда встает. Сначала используйте очень легкую игрушку, которую малыш может удержать в одной руке, чтобы другой рукой он мог опереться на пол, когда встает. Игрушка должна быть также достаточно легкой, чтобы малыш мог схватить ее одной рукой. Используйте такую маленькую легкую игрушку до тех пор, пока малыш не научится вставать без вашей помощи. Когда ему удастся это сделать, введите в работу более тяжелую игрушку, но такую, которую он все же может схватить одной рукой. Опять же, пусть малыш добьется самостоятельности прежде, чем вы дадите ему другую легкую игрушку, но уже такую, которую нужно схватить двумя руками, например мяч.

Сначала, чтобы выпрямиться без помощи рук, малышу будет нужна ваша помощь, стабилизирующая его бедра в положении сидя на корточках, прежде чем он встанет. Постепенно уменьшайте вашу помощь, пока она вовсе не будет нужна.

 

 

ОМ.Б.78 Встает с маленькой скамеечки

Этот навык требует хорошего умения контролировать туловище и бедра, подобно движению, описанному в параграфе ОМ.Б.71 (встает с пола самостоятельно).

Как оценить

Материалы: Табуретка или скамеечка, подходящая малышу по росту. Ступни ребенка должны располагаться плоско на земле.

Способ: Посадите малыша на скамеечку и попросите его встать. Чтобы подбодрить его, вы можете, не помогая, держать свои руки вытянутыми. Малыш может оттолкнуться своими руками от скамеечки или от стола, но он не должен полагаться на вас.

Результат положительный, если ребенок сможет встать без

посторонней помощи.

Как учить

Как показано в параграфе ОМ.Б.71, малыш должен научиться наклоняться вперед "носом над носочками". Сначала разрешите ему держаться за ваши руки и направьте его так, чтобы он встал. Уменьшите свою помощь, когда он поймет, что от него требуется.

Маленький стульчик и столик идеальны для ребенка на данной ступени. Когда малыш закончит играть, он может оттолкнуться от стола и встать. Выберите такой стульчик, который бы позволил малышу при вставании поместить стопы чуть назад, немного под стульчик (вы обнаружите, что сами делаете то же самое, когда встаете со стула). Сиденье стула должно быть плоским, а не наклонено назад - наклон назад не лучшее положение для таза малыша.

 

 

ОМ.Б.79. Бежит (быстро идет), глядя в пол

Первая попытка малыша побежать - это по сути просто быстрая ходьба, при которой он касается земли то правой, то левой ногой. Вы увидите, что ребенок затрачивает много усилий, когда пытается бежать. Пытаясь придать себе устойчивости, он держит свое тело слишком прямо. Это умение требует он него полной концентрации - ему нужны даже глаза. Малыш приковывает взор к полу, сосредотачиваясь только на том, куда он идет!

Как оценить

Способ: Побудите ребенка побежать, устроив состязание, игру в преследование или погоню за мячом.

Результат положительный, если малыш пытается бежать, используя быструю ходьбу. На данной ступени его глаза будут прикованы к земле. Если малыш бежит свободнее, чем раньше, вы можете поставить за этот пункт "плюс" и продолжать обучать его другим навыкам бега.

Как учить

Этот навык будет развиваться по мере развития общей способности малыша двигаться. Наилучший способ вдохновить ребенка к бегу - привлечь других поиграть с ним в подвижные игры и самому принять в них участие! Посмотрите на способы, описываемые далее в параграфе ОМ.Б.94. С их помощью можно поощрять бег ребенка в течение всего времени.

 

 

ОМ.Б.81 Ходит, может внезапно остановиться и повернуться

Как только малыш начнет ходить, ему непременно нужно будет научиться управлять своей ходьбой. Его жизнь будет чревата опасностями, если он не сможет остановиться при встрече с препятствием, или обогнуть острый угол. Ему необходимо полностью контролировать свою ходьбу, а не только "следить за центром тяжести", чтобы оставаться в вертикальном положении.

Как оценить

Материалы: Препятствия, например, отдельные предметы мебели.

Способ: Соорудите "лабиринт" из препятствий, расставив их по комнате в случайном порядке. Позовите малыша, чтобы он пришел к вам из одной, затем из другой части комнаты, или поиграйте в игру "следуй за ведущим".

Результат положительный, если малыш может обойти препятствия, не ударившись о них. Он должен уметь сразу же повернуться и остановиться.

 

Как учить

Умение, о котором мы говорим, развивается одновременно со способностью контролировать свою ходьбу. Если малыш испытывает затруднения, выберите некоторые упражнения по сохранению равновесия, приведенных во введении к данной главе.

 

 

ОМ.Б.82 Ходит по полу по доске шириной 30 см с помощью взрослого

Это упражнение ограничивает область, используемую для ходьбы и, следовательно, требует полного развития реакций сохранения равновесия.

Как оценить

Материалы: Доска шириной 30 см и длиной 3 м, положенная на плоскую поверхность.

Способ: Возьмите малыша за руку и, когда он пойдет по доске, пойдите сбоку от него.

Результат положительный, если ребенок при ходьбе ставит стопы на доску и доходит до конца доски.

Как учить

Начинайте упражняться на доске, лишь немного уже ширины той полосы, которую занимает малыш, когда идет своей нормальной походкой. Это упражнение ребенок должен выполнять босиком, держа обе руки протянутыми вперед. Широко расставьте свои ноги, расположив их по обеим сторонам доски, и идите задом наперед. Доска должна быть достаточно узкой, чтобы, шагая, малыш чувствовал ее край и осознавал, что упадет, если не будет следить за своей походкой! Некоторых детей не беспокоит мысль о падении, т.к. доска лежит на полу и падать дальше пола вроде бы некуда Поэтому они не стараются оставаться на доске. Если это происходит с вашим ребенком, положите по кирпичу под каждый конец доски, чтобы слегка приподнять ее, и малыш будет более осторожно ставить свои стопы. Хорошо, если у вас есть запасная доска, которая шире с каждой стороны на 4 см, т.к. на ней дети будут чувствовать себя более уверенно. Как только малыш научится ставить свои стопы более уверенно, поддерживайте его только за одну руку. Постоянно говорите ему: "Ступай осторожно" и поддерживайте то за одну, то за другую руку. Будьте осторожны, используя для хождения кирпичные изгороди по краям сада, бордюры, установленные вокруг небольших водоемов; все это, безусловно, очень привлекательные для детей "снаряды".

 

 

ОМ.Б.83 Садится спиной вперед или забирается боком

на маленький стульчик

Это очень полезный практический навык, необходимый для самостоятельного участия в таких мероприятиях, как прием пищи, и во множестве других ситуаций в детских яслях и садах.

Как оценить

Материалы: Детский стульчик без подлокотников.

Способ: Поставьте малыша лицом к стулу или рядом со стулом. Попросите его сесть.

Результат положительный, если ребенок садится на стульчик без посторонней помощи спиной или забирается на него боком.

Как учить

Поставьте стол рядом со стулом, который вы приготовили для вашего малыша. К этому времени ребенок уже должен уметь забираться на те или иные предметы мебели, чтобы сесть рядом с вами. Ему нужно будет закинуть согнутое колено на поверхность, на которую он хочет залезть. Если ваш малыш не делает этого, сначала побудите его проделать эти действия так: сидя на кушетке и поставив малыша лицом к себе, помогите ему согнуть колено и положить его на кушетку, а затем повернуться, чтобы сесть рядом с вами. Часто это является первым способом, с помощью которого ребенок будет забираться на стул, но ему необходимо быть более точным, когда дело доходит до детского стульчика, т.к. поверхность, на которую он должен будет сесть, значительно меньше.

Когда малыш только начинает учиться садиться на стул, вам следует поставить стул около стены, чтобы он не опрокинулся назад.

Если стул для ребенка несколько велик, поставьте перед ним маленькую скамеечку для ног, затем покажите, как поставить на нее одну ногу и оттолкнуться, чтобы сесть на стул. Маленький столик, поставленный в углу рядом со стулом, обеспечит малышу дополнительную поддержку.

Помогите ребенку научиться садиться на стул сбоку. Для этого поставьте его спиной к боку стула. Он поместит одну руку на столик, другую на сиденье стула. Затем сядет и повернется на стуле лицом вперед.

Малыша нужно поощрять садиться самостоятельно, где бы ни возникала такая возможность; не сажайте его на стул сами ради экономии времени.

 

 

ОМ.Б.87 Носит большой (до 30 см в диаметре) предмет

Это еще один навык сохранения равновесия, требующий некоторого смещения центра тяжести, а именно, вес малыша должен слегка переноситься назад, чтобы обеспечить противодействие весу предмета, который он несет.

Как оценить

Материалы: Большой мяч или коробка, шириной приблизительно 30 см.

Способ: Дайте предмет малышу и попросите отнести его другому человеку, который находится на расстоянии трех метров.

Результат положительный, если ребенок, не потеряв равновесия, отнесет предмет другому человеку без какой-либо помощи.

Как учить

Начинайте упражняться с мячом или другим подобным легким предметом, который малыш должен нести двумя руками. Побудите ребенка отнести предмет маме, находящейся от него сначала на расстоянии нескольких шагов, затем дальше, и так до трех метров. Не пытайтесь увеличить вес предмета до тех пор, пока малыш, не пройдет уверенно некоторое расстояние, держа его обеими руками. Использование обеих рук для удержания предмета означает, что ручки малыша не свободны и не могут использоваться для сохранении равновесия. Поэтому для того, чтобы малыш мог идти уверенно, упражняться надо на ровном полу. Если ребенок уронит мяч, скажите ему: "Подними его!" и продолжайте начатое дело. Упражняясь, используйте самые разные предметы, но всегда объясняйте малышу, что он должен сделать, например: "Отнеси его мамочке", "Дай это папе", "Положи мишку в кроватку".

 

ОМ.Б.88 Во время ходьбы перешагивает через препятствия

Это умение является очень важным для нормальной ходьбы. Малышу было бы очень неудобно, если бы пришлось останавливаться, опускаться и переползать через каждое препятствие на своем пути!

Как оценить

Материалы: Препятствия, такие, как кубики, книжки, мешочки с бобами и т.д.

Способ: Положите препятствия на землю и побудите малыша переступить через каждое из них, чтобы добраться до вас.

Результат положительный, если во время ходьбы малыш сможет переступить через препятствия, не потеряв при этом равновесия.

Как учить

Это умение является сочетанием многих навыков, включая такие, как описанные в главе В ранние навыки ходьбы вверх по лестнице и умение карабкаться. Если вы еще не начали упражнения, описанные в главе В, сделайте это сейчас, одновременно давая малышу возможность каждый день упражняться в перешагивании через препятствия. Здесь требуется уметь очень хорошо сохранять равновесие, поэтому если ваш ребенок каждый раз опускает на землю руки, встречая на своем пути препятствие, возвратитесь к тем параграфам главы ОМ.А, в которых речь идет об умении сохранять равновесие. Кроме того, еще раз убедитесь, что малыш освоил упражнения на сохранение равновесия, приведенные в начале главы ОМ.Б.

 

 

ОМ.Б.89 Ходит между двумя параллельными линиями,

находящимися на расстоянии 30 см друг от друга

Эти упражнения дополняют параграф ОМ.Б.82, в котором рассказывалось о том, как учить малыша ходить по доске с помощью взрослого. Упражнения, представленные в данном параграфе, помогут ребенку научиться контролировать свою походку, побудят его ходить по узкой полосе (что возможно только при нерасставленных широко ногах) и подготовят его к дальнейшим упражнениям на гимнастическом брусе, приведенным ниже в этой главе.

Как оценить

Материалы: Мел или два куска веревки, длиной три метра каждая.

Способ: Нарисуйте две параллельные линии, длиной 3 метра, на расстоянии 30 см друг от друга. Или сделайте такую дорожку, используя два куска веревки.

Стоя между двумя линиями, попросите малыша подойти к вам.

Результат положительный, если малыш пройдет между линиями расстояние в три метра

Как учить

Большинство детей овладевают этим навыком, если много тренируются. Можно начинать упражнения, сделав расстояние меньше. Такую дорожку, как описано выше, можно включить в ряд препятствий (см. предыдущие параграфы), поэтому ходить между двумя линиями можно одновременно с перешагиванием через препятствия, остановками и поворотами.

 

 

ОМ.Б.90 Ходит задом наперед

Способность шагать задом наперед является одной из важных реакций сохранения равновесия в положении стоя. Сначала, если малыш будет наклоняться назад, он будет садиться на попку, а не делать шаг назад для восстановления равновесия. Пока ребенок не научится делать шаг назад, его ходьба и положение стоя будут неустойчивыми. Это умение дети часто используют в игре.

 

Как оценить

Способ: Поставьте малыша посередине пола и легонько наклоните назад.

Результат положительный, если малыш делает три шага назад. Результат также будет положительным, если вы видели это движение во время игры.

Как учить

Один из способов состоит в следующем: встаньте впереди малыша и несколько раз легонько толкните его в грудь или в плечо. Это вызовет смещение его центра тяжести назад и заставит отступить назад. Продолжайте стоять точно перед малышом, легонько ударяя его, чтобы он продолжал отклоняться назад.

Другой способ - встать позади ребенка, держа его за плеч. Наклоните его назад, к себе и держите так, чтобы он потерял равновесие и почувствовал себя неудобно, до тех пор, пока не шагнет назад. Возможно, малыш попытается удержать ваши руки на своих плечах, но это не будет иметь значения до тех пор, пока он не шагнет назад. Если ребенок не отступает назад, это происходит потому, что вы позволяете ему надежно опираться на вас - уберите свои ноги от спинки малыша и держите его только руками. Вы увидите, что не сможете дать ему возможность сделать более трех или четырех шагов назад, но этого достаточно; остановитесь, пусть малыш восстановит равновесие, и через несколько минут попробуйте проделать все еще раз. Как и большинством других, этим упражнением лучше заниматься понемногу и почаще, чем уделять ему сразу много времени. Можно также попробовать использовать игрушку, которую можно тащить на веревочке. Поставьте малыша лицом к игрушке и дайте ему в руки веревочку. Помогите ему шагнуть назад, когда он тянет к себе игрушку.

Это умение будет использоваться в параграфе ОМ.Б.93 (толкает и тянет большие игрушки).

 

 

ОМ.Б.91 Не теряя равновесия, садится на корточки, чтобы поиграть

Положение сидя на корточках - это то положение, в котором большинство детей любят играть. Эта позиция хороша тем, что замечательно способствует сохранению равновесия и поддерживает таз в правильном положении.

Как оценить

Способ: Помогите малышу сесть на корточки и побудите его поиграть в таком положении.

Результат положительный, если ребенок, когда играет,

удерживается в положении сидя на корточках.

Как учить

Если вы отработали все приведенные ранее в этой главе упражнения, вы уже научились помогать вашему малышу садиться на корточки - например, это описывается в параграфе ОМ.Б.77 (наклоняется к полу и возвращается в исходное положение). Но малыш может использовать это положение только как временное, а не для игры.

Начинайте упражнения, немного поддерживая малыша, когда он садится на корточки, и помогая ему играть в таком положении в течение постоянно увеличивающихся промежутков времени.

Встаньте на колени и посадите между ними на корточки малыша, спиной к вам. Не пытайтесь сажать его на корточки из положения стоя. Возьмите его сзади и пригните его колени к груди прежде, чем опустить на пол. Крепко прижмитесь грудью к плечам ребенка, чтобы не дать ему отклониться назад. Если малыш продолжает упорно отклоняться назад, снова поднимите его, держа колени, как в положении сидя на корточках, и опустите его еще раз. Покачайтесь так вверх и вниз, пока малыш не расслабится в положении сидя на корточках.

Когда ребенок научится сидеть на корточках примерно пять минут (пока вы, например, читаете сказку), начинайте ослаблять свою помощь, и сведите ее на нет, когда он сможет сидеть на корточках самостоятельно.

 

 

ОМ.Б. 92 Встает с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддержки

Это развитие умения, описанного в параграфе ОМ.Б.78 (встает с маленького стульчика). При освоении прежних навыков малышу, чтобы оттолкнуться, разрешалось воспользоваться руками, но сейчас наша задача - научить его вставать без помощи рук.

Как оценить

Материалы: Стульчик, подходящий малышу по размеру.

Способ: Посадите ребенка на стульчик и попросите его встать.

Результат положительный, если малыш сумеет встать со стула, не отталкиваясь от него руками. Если его посадить слишком глубоко на стул, он может воспользоваться руками для того, чтобы наклониться вперед, но не для того, чтобы помочь себе встать.

Как учить

Обратитесь к параграфу ОМ.Б.78.

Вы можете отвлечь малыша, если предложите ему что-нибудь подержать, когда он встает или начинает вставать.

 

 

ОМ.Б.93 Толкает и тянет большие игрушки

Это игровой навык, в котором малыш использует способность ходить задом наперед и перемещать свой центр тяжести.

Как оценить

Материалы: Большой предмет, например, коробка с любимой игрушкой.

Способ: Задайте малышу траекторию движения. Пусть это будет прямая линия или дорожка длиной 1,5 метра и угол, который нужно обогнуть.

Попросите ребенка провезти данный ему предмет вдоль этой траектории, при необходимости демонстрируя и обосновывая это движение, например "Прокати мишку".

Результат положительный, если ваш ребенок сумеет провезти коробку по заданной траектории, толкая и тяня ее.

Как учить

Как только малыш научится ходить задом наперед (ОМ.Б.90), вам останется только решить вопрос, как найти для данного упражнения побудительные мотивы. Мы советуем вам найти большие тележки, большие кубики и коляски для кукол.

Покажите ребенку, как он может огибать углы, если будет

попеременно толкать или тянуть свою тележку.

Забегите вперед к упражнениям параграфа ОМ.Б.116, которые призваны развить данное умение.

 

 

ОМ.Б.94 Бежит вперед очень напряженно, наступая на всю ступню

Как следует из параграфа ОМ.Б.79, малыш может быть совершенно уверен, что бежит, а на самом деле он просто очень быстро идет! Для настоящего бега требуется дальнейшее развитие реакций сохранения равновесия в положении стоя. Сначала ребенок будет бегать напряженно, в вертикальном положении, но постепенно, когда он научится лучше сохранять равновесие, он привыкнет к более расслабленному движению, при котором туловище слегка наклоняется вперед.

Как оценить

Способ: Побудите малыша побежать, пустившись за ним вдогонку, или призовите его догнать вас, мяч или другого человека.

Результат положительный, если малыш пробежит, по меньшей мере, два метра; допускается напряженный бег в вертикальном положении на целой ступне, а не на носочках. На данной ступени малышу может быть трудно остановиться и повернуться.

Как учить

Пусть два человека бегут с ребенком, держа его с каждой стороны за руку.

Бегите не слишком быстро, иначе вы обнаружите, что малыш просто висит на ваших руках. Пробегите несколько шагов, дайте ему словесное указание: "Побежали!", и легонько потяните его вперед за ручки, чтобы побудить шагать быстрее. Если вам покажется, что малыш вот-вот упадет, замедлите темп, пока ноги малыша не догонят его самого, затем снова увеличьте скорость. Однако сначала пробегайте небольшие расстояния, затем постепенно увеличивайте дистанцию до трех или четырех метров, пока малыш не будет "держаться вровень со своими ногами".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.