Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятия по закреплению и активизации словаря




Словарной работы.

Вопрос 3. Виды занятий. Методы и приемы

IV Устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных).

Малыши часто приносят в детский сад слова просторечные, нелитературные. Воспитатель обязан заменить их литературными синонимами: «Говорить дрыхнуть нельзя: это грубо, а значит, плохо, надо говорить спать».

Объяснение дошкольникам может быть таким: «Тому, к кому обращаются с такими словами, - обидно»; «Тот, кто произносит такие слова, - грубый, плохо воспитанный человек, с ним никто играть не будет»

Формирование словаря происходит на специальных занятиях. В словарной работе можно выделить:

1. занятия по ознакомлению с окружающим миром и по обогащению словаря;

 

На занятияхпо обогащению словаря применяются следующие методы:

1) рассматривание и обследование предметов (демонстрация)- одежды, посуды, овощей и т.д.

2) осмотры помещения детского сада;

3) наблюдение за трудом взрослых;

4) наблюдение за живыми объектами (животными, растениями);

5) целевые прогулки и экскурсии;

6) рассматривание картин с малознакомым содержанием;

7) чтение художественных произведений;

8) показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

 

На занятиях по закреплению и активизацию словаря применяются методы:

1) рассматривание игрушек (кукла, фигурки людей, животных, орудия труда, жилища, средства передвижения);

2) рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;

3) дидактические игры («Чудесный мешочек», «Магазин», «Что из чего сделано»)

4) чтение художественных произведений;

5) дидактические (словарные) упражнения (не имеет игровых правил) (Что бывает круглым? (мяч, шар).

Что бывает низким? (стул, кровать).

Что бывает высоким? (шкаф, рост).

Чем что делают? – Что делают иглой?.. ножом?.. ушами?..);

6) загадывание и отгадывание загадок.

На занятиях по формированию словаря воспитатель оперирует специфичными приемами обучения:

А ) называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Воспитатель произносит слово подчеркнуто четкой дикцией. Можно привлечь внимание логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом.

Б) называние может сопровождаться показом объекта, показом картинки.

В) называние слов сопровождается толкованием их смысла (замена знакомым словом, синонимом, антонимом) –Прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает ; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.). Аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки.

Г) включение слова в предложение, словосочетание.

Д) многократное проговаривание слов. Очень важно варьировать методику повторений: индивидуальное и хоровое повторение («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Е) объяснение происхождения (этимологии) слова. Почему грибы называют... подберезовиками, подосиновиками, лисичками, мухоморами?...шапку — ушанкой... цветок — подснежником? Почему зайчат называют …листопадничками? (Зайчата – листопаднички родились поздно осенью, когда падают листья).

Ж) Объяснение значения слова через его определение (герой – человек, отличающийся храбростью, совершивший подвиги).

З) постановка вопроса (Кто это? Что это? Во что одет? Что везет?)

И) загадывание загадки, чтение стихов;

К) сравнение предметов;

Л) дидактические упражнения. Например: «Придумай слово»: Что делает человек (спит, прыгает, работает).

Что можно шить? (платья, одежду).

Двигать? (стол, стул).

Чем что делают? – Что делают иглой?.. ножом?.. ушами?..

Вопрос 4. Развитие словаря на втором и третьем годах жизни в процес­се первоначального ознакомления с предметами и явлениями. Использование игровых приемов и активных действий детей предметами




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.