Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ходе занятий-демонстраций, занятий-осмотров, занятий-игр




 

В.И. Логинова выделяет три группы занятий (три направления) по ознакомлению с окружающим миром и обогащению словаря:

1.Занятия по первичному ознакомлению с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий.

2. Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов.

3. Занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Занятия по первичному ознакомлению с предметами проводятся уже со второго года жизни. Можно выделить следующие виды занятий этого направления:

1. Занятия-демонстрации предметов (рассматривание и обследование предметов – одежды, посуды, овощей и т.д.). Воспитатель осматривает с детьми предмет (игрушку, предметную картинку), указывает признаки, назначение, сообщает название. Предмет должен быть значимым для ребенка, должен обладать частями, с которыми ребенок может действовать. Важны приемы, привлекающие внимание детей (сюрпризный момент: неожиданное появление или исчезновение; действия с предметом; инструкция к действию: покажи собачку, принеси мячик).

2. Занятия – осмотры помещений. В младшей группе осматривают групповую комнату и то, что в ней есть (мебель, окна, двери и т.д.) С одним и тем же материалом занятия могут повторяться, но с усложнением. Например, дети показывают групповую комнату кукле или вновь пришедшему ребенку.

В средней группе меньше внимания уделяется осмотрам помещения своей группы. Дети знакомятся с кухней, кабинетом заведующей, залом. При ознакомлении с кухней, например, в их словарь вводятся такие слова, как кастрюля, сковорода, терка, скалка, варить, жарить, печь, тереть.

Длительность осмотров в мл.гр. 5-7 мин, в ср. гр. – 15 мин.

Пример занятия «Осмотр мебели в групповой комнате» (мл.возраст)

- Давайте, дети, погуляем по нашему детскому саду, рассмотрим какая здесь мебель. Вот наш шкаф с игрушками.

Дети расходятся по комнате, показывают на стулья, креслице. Им неизвестно слово КРЕСЛО. Воспитатель сравнивает кресло со стулом, четко называет эти предметы. Дети могут посидеть на стуле и кресле.

- Вот лошадка, -показывает кто-то из детей.

- Лошадка – игрушка, а мы отыскиваем мебель, - говорит воспитательница. Затем рассматривают и называют шкафы, столы, тумбочки, полочки, обсуждают их назначение. Далее в прихожей дети рассматривают свои шкафчики для верхней одежды. Скамейки, на которые садятся во время одевания. Показывают, куда вешают одежду. Уточняют значение слова ВЕШАЛКА. Рассматривают вешалки, куда вешают одежду взрослые. Вспоминают, что вешалки для полотенец есть в умывальной комнате.

В результате такого осмотра дети услышали слова БУФЕТ, ВЕШАЛКА, КРЕСЛО, Шкаф. Конечно, между этими словами и предметами не установилось еще прочной связи. Необходимо продолжить эту работу, пока слова не достигнут нужнгой степени обобщения.

 

3. Занятия – осмотры объектов ближайшего окружения. Цель таких занятий: вычленение частей, деталей и назначения предметов, а также введение в речь некоторых признаков, свойств и качеств (со II мл.гр.) Следует знать последовательность осмотра предмета. Сначала называют предмет, затем знакомятся с внешним видом (нельзя знакомить детей с внутренним устройством шкафа, не познакомив детей предварительно с его дверцами). В конце рассматривают части, детали предмета и назначение.

Пример занятия «Осмотр буфета» (II мл.гр.) – 8 человек.

- Кто знает, что это? (воспитатель подводить детей к буфету) – Шкаф.

- В шкаф мы вешаем пальто. А это разве похоже на шкаф? Это БУФЕТ. Сейчас мы посмотрим, что в буфете. Что нужно сделать, чтобы посмотреть, что в буфете?

- Открыть.

- Да, надо открыть дверцы в буфете. Саша, открой дверцы за ручку, а ты Марина, закрой дверцы за ручку, а потом опять открой. Что же есть в буфете?

- Чашки, тарелки, блюдца.

- На чем они стоят? Чашки, тарелки, блюдца стоят на полке. Оля, сними чашку с полки (действия с предметами).

- А это, что такое? (показывает на ящики буфета). Кто знает? Это ящики. Кто знает, что там? Лена, выдвинь ящик. (Дети видят в ящике ложки). В ящике лежат ложки. Коля, задвинь ящик.

Аналогично рассматривается второй ящик, в котором лежат скатерти. Затем детям предлагается закрыть дверцы буфета, задаются вопросы: Что это? Что видели в буфете? Какую посуду вы видели в буфете? Для чего нужен буфет? Что хранят в буфете?

 

В результате осмотра дети узнали части буфета, назначение; познакомились со словами: буфет, дверцы, ручка, полки, ящики, открывать, закрывать, выдвигать, задвигать; закрепили и активизировали слова: чашки, блюдца, тарелки, скатерти, ложки.

 

4. Игры – занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры – занятия с куклой. Занятия с куклой (встреча новой куклы, день рождения куклы, купание куклы, одевание куклы, укладывание спать) знакомят и помогают закрепить в речи названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели; глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания еды и т.д. Воспитатель активно добивается называния предметов, поощряет говорящих. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях.

Вопрос 5. Наблюдения и их роль в формировании словаря.

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами, за работой взрослых), на экскурсиях. Однако воспитатель должен использовать для наблюдения и любую незапланированную ситуацию (появилась радуга, прилетели снегири).

 

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения

  • Объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;
  • Для наблюдения нужно отбирать небольшое количество объектов.
  • Во время наблюдения не следует перегружать внима­ние детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.

· Объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

  • Во время наблюдения надо обеспечивать детям активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только по­смотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Пример: Даже в возрасте около двух лет дети с трудом запоминают название предмета, если только видят его. На занятии в одном дошкольном учреждении воспитатель показывал детям двух лет кролика и произносил: «Вот кролик. Вот у него ушки, смотрите, какие длинные. Вот хвостик, коротенький». Малыши были рады кролику, они хотели потрогать его, но воспитатель их отстранял (кролика напугают, и руки потом надо мыть). Такое «занятие», как показала проверка, результатов не дало: дети не усвоили даже слова кролик (говорили «киса»). В другой группе детям дали подержать кролика, потрогать его уши, хвостик, и они запомнили не только слово кролик, но и слова хвост, длинные уши.

· Необходимо заранее установить те речевые формы (точная номенклатура и т.п.), которые будут закрепляться или предлагаться впервые на экскурсии. Наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия.

· Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».

 

Занятия по наблюдению за живыми объектами проводятся с младшей группы. Дети узнают названия животных, их внешние признаки, части тела, их назначение. В средней группе объектами наблюдений в значительной степени остаются те же живые объекты. Но расширяется круг знаний о них. Дети узнают не только названия животных, но и чем питаются, какую пользу приносят людям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.