Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методологии ценообразования




Структура цен

Функции цены

Основы методологии ценообразования

 

 

Целью любого способа производства является доведение продукта от производителя к конечному потребителю. В условиях рынка это происходит в порядке обмена товара на товар, или товара на деньги. Рынок – это сфера, где каждый день миллионы потребителей и тысячи предприятий договариваются о ценах на все товары и услуги, которые покупаются и продаются, т.е. обмениваются. Способность товара обмениваться на другой определяется, прежде всего, его потребительной стоимостью – полезностью вещи, его свойствами удовлетворять определенную человеческую потребность.

Вторым условием, необходимым для обмена, является стоимость товара. Мерилом стоимости являются общественно необходимые затраты труда (живого и овеществленного), которые требуются для изготовления какого-либо товара (услуги) при наличии общественно-нормальных условий производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, с учетом чистого дохода, необходимого для интенсивной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет. Общественно необходимые затраты вбирают в себя не только расходы отдельного товаропроизводителя, но и величину дополнительных, внешних для самого предприятия затрат, связанных с последствиями загрязнением окружающей среды, стоимостью трудовых и производственных ресурсов общества, которые используют в своей деятельности предприятия, т.е. общественные затраты выше частных.

Таким образом, чтобы обмен товарами состоялся, необходимо, как минимум сравнить их стоимости. Большинство затрат, входящих в стоимость, поддаются учету, анализу, планированию, поэтому стоимость является объективной основой обмена на рынке, а ее денежное выражение есть цена товара или услуги.

Основными факторами, которые отклоняют цену от стоимости, являются: стоимость самих товаров; стоимость денежного материала; соотношение спроса и предложения; политическое регулирование. (рис. 1).

Несмотря на то, что цены на отдельные товары отклоняются от их стоимости, в целом сумма цен равна стоимости всей товарной массы. Степень отклонения цены от стоимости в каждый данный момент по определенному товару означает тот или иной уровень успеха для его производителя.

Отклонение цены от стоимости товара является обычной формой проявления закона стоимости, независимо от того, устанавливаются ли цены на основе свободного спроса и предложения товаров, или же цена регулируется государством.

 

Методология ценообразования – это совокупность общих правил, принципов и методов: разработки концепции ценообразования; определения и обоснования цен; формирования системы цен; управления ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости, от того, кто их устанавливает, каков срок их действия. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, стабильность и гибкость.

Следует различать методологию и методику ценообразования. На основе методологии разрабатывается его стратегия, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии. Поэтому методики – элементы методологии.

Они объединяют целый ряд методов формирования цен. Например, разрабатывается методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и другие методики, предназначенные для разных уровней управления, для различных видов цен и групп продукции.

Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами. Принципы – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются: научность обоснования цен; их целевая направленность; непрерывность процесса ценообразования; единство этого процесса и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании законов развития рыночной экономики, и, прежде всего закона стоимости, закона спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их установлении. Она требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Целевая направленность цен состоит в необходимости четко определить приоритетные экономические и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены.

Примером может служить ориентация цен на освоение принципиально новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию непосредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования. Это проявляется, например, в ом, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена. Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием производства устаревших товаров и освоением новых.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия и др.).

Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые устанавливаются свободные цены. Цель такого контроля – проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации и организации налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.). И, наконец, цены должны быть стабильными и гибкими.

Методологию ценообразования в общем виде можно представить следующим образом:

 

Рисунок 2 - Методология ценообразования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.