Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены, используемые в статистике




Классификация и виды цен

 

В экономической науке существуют различные классификации цен7. На наш взгляд более удачна классификация представленная в учебнике «Цены и ценообразование» под редакцией профессора Салимжанова И.К.

В зависимости от рода экономических признаков в переходный период цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживающей сферой товарного производства. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды. (Таб.)

 

 

Таблица

 

 

 

Классификация цен в зависимости от территории действия.

В соответствии с этим признаком различают:

- цены единые или поясные;

- цены региональные (зональные, местные и т.д.).

Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами.

Речь идёт о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, кварт. плата и др.

Региональные и местные цены регулируются органами региональной власти и местного самоуправления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг оказываемых населению.

Региональным являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

 

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя.

Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формирование цены. Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в неё одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу предприятие(фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

 

При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

1. Свободные цены — свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов, введены 2 января 1992г. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно — путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.

Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

2. Регулируемые цены — складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

3. Фиксированные цены — прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например. Министерства экономики Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого, дефицита товаров и т.д.).

В переходный период к рыночной экономике в основном действуют два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

Классификация оптово-сбытовых цен в зависимости от условий доставки

1. Оптовая цена – франко-склад поставщика - затраты по перевозке и доставке со склада поставщика несет покупатель.

2. Оптовая цена - франко-станция-пристань отправления - поставщик берет на себя все расходы до пристани отправления.

3. Оптовая цена - франко-вагон (баржа), станция (пристань) отправления – поставщик принимает на себя все расходы по отправке товара на станцию (пристань) отправления, включая расходы по подаче вагонов на подъездной путь, погрузки товаров, сборы на взвешивание, спецсборы.

4. Оптовая цена - франко-вагон (баржа), станция (пристань) назначения:

- поставщик несет все расходы по доставке товара до станции (пристань) назначения, включая оплату железнодорожного тарифа (йодного фрахта);

- покупатель несет расходы по разгрузке вагонов (барж) и доставке продукций на заводские склады.

5. Оптовая цена - франко-станция (пристань) назначения - поставщик несет нес расходы по доставке до станции назначения и выгрузке из вагонов.

6. Оптовая цена - франко-склад покупатель – поставщик несет все расходы, связанные с доставкой продукции на склад потребителя.

 

 

Важное практическое значение имеют цены, используемые в статистике, одна из важнейших задач которой — обеспечение сопоставимости, сравнимости результатов, показателей.

С этой целью статистика использует следующие виды цен:

1) действующие, или текущие цены;

2) неизменные —то есть одни и те же цены, в том числе сопоставимые — неизменные цены на сравнимую продукцию;

3) средние (например, среднеотраслевые, то есть рассчитанные в среднем по всем предприятиям отрасли).

Объем производства продукции в действующих ценах (Вд) рассчитывается как сумма произведений количеств i-й продукции (Кi) на соответствующие им действующие цены (ЦД):

Объем производства продукции в сопоставимых ценах (Вс) рассчитывается как сумма произведений количеств i-той продукции (Кi) на соответствующие им сопоставимые цены (ЦС):

Средние цены рассчитываются, как правило, по одной и топ же продукции (например, средняя цена за 1 кг ржаного хлеба) либо по продукции, входящей в данную группу (хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; овощи; колбасные изделия и т.д.). Расчеты осуществляются с использованием зависимостей (3) или (4):

где Цср. д — средняя действующая цена, руб.; Цср. с — средняя сопоставимая цена, руб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.